Смотреть мультики давно не считается для взрослых чем-то позорным. Солидные мужчины и женщины после тяжёлого рабочего дня только рады удивляться странствиям Рика и Морти, смеяться над «Американским папашей» или печально смотреть в окно под «По ту сторону изгороди».
Но так было не всегда – или нет? «Диалог» разбирался, как и когда появились мультфильмы явно не для детей и почему их так любят.
Честно говоря, первые создатели мультфильмов о детях даже не думали. Ранняя анимация была скорее экспериментом и рассматривалась не как жанр, а как кинематографическая техника. Короткие ролики в начале XX века были больше похожи на рисованное немое кино – как «Фантасмагория» Эмиля Коля 1908 года, претендент на первую анимацию в истории. Через четыре года свой анимированный фильм появился в России, и там уже были говорящие животные – но не кошечки и собачки, а жуки-рогачи. Несмотря на забавных героев, в «Прекрасной Люканиде» Владислава Старевича были измены, убийства и взрывы, а в конце все умерли. Не очень подходит для детей.
«Я думаю, мультики всегда были популярны у взрослых. Если вспомнить, то наши родители тоже могли сесть смотреть какие-то мультфильмы вместе с нами. Просто медиаиндустрия развивается, и становится заметнее, что взрослым интересен мультипликационный формат не меньше, чем детям. Это простая функция внимания – чего-то в мире стало больше (в данном случае, мультиков), и на это стали обращать больше внимания, поэтому кажется, что они стали популярнее», – считает клинический психолог Елена Марьян.
Пожалуй, первым, кто превратил мультфильмы в настоящую индустрию детства, был Уолт Дисней. Именно благодаря ему анимация стала ассоциироваться с поющими птичками, волшебством и хэппи-эндами – в общем, с чем-то, никак не подходящим для взрослых. Неудивительно, что с 30-х годов имя детского волшебника нисколько не утратило популярности, хотя он знаменит не только и не столько этим – например, Дисней экспериментировал со звуком и цветом и первым в Америке снял полнометражный анимационный фильм.
Феномен Пикачу: за что все любят мультяшных зверей? Рассказывают сценарист и психолог
«Не могу делить мультики на взрослые и детские, потому что мультипликация – это не что-то детское, это инструмент. В Советском Союзе некоторые мультики сложно назвать детскими, потому что ребёнок их посмотрит, и ему страшные сны начнут сниться. Мультики для взрослых были всегда. Даже диснеевские мультики смотрелись всеми – да, их сложно назвать взрослыми, скорее сказочными, но благодаря качеству исполнения их с удовольствием смотрели и дети, и взрослые», – рассказывает мультипликатор студии «Мельница» Александр Гущин.
И неудивительно, что у Диснея было много конкурентов даже тогда, когда его слава ещё не достигла пика. Одним из них был Макс Флейшер с серией Talkartoons, где в 1930 году появился чуть ли не первый откровенно нацеленный на взрослую аудиторию персонаж. Если вы не видели Бетти Буп на экране, точно могли заметить в массовой культуре аллюзии на её образ – мультяшная женщина-вамп в коротком платье без бретелек быстро очаровала публику и завоевала популярность и себе, и своему создателю. Правда, слава была недолгой. Уже в 1934 году в Америке начал действовать кодекс Хейса – голливудский свод этических правил, и Бетти попала под колесо цензуры. Без сексуальных намёков и откровенных платьев Бетти Буп перестала любить публика, рейтинги падали, и в конце концов проект пришлось закрыть.
Следующей вехой в анимации «для взрослых» тоже стал конкурент Диснея. В 1935 году Warner Bros. Cartoons нанимают третьим директором Фреда Эйвери, и наступает золотая пора всемирно известного мультсериала Looney Tunes. Саркастичный кролик Багз Банни, сумасшедшая утка Даффи Дак, забавная свинья Порки Пиг – галерею этих персонажей многие узнают до сих пор.
Главной заслугой Эйвери считают уход от милых и пасторальных диснеевских сюжетов и персонажей. Его мультфильмы нравились и детям за их динамичность, и взрослым – за иронию, новаторство и примесь безумия. Герои мультипликатора без стеснения ломали «четвёртую стену», говорили со зрителем, влезали в финальные титры и ни в чём себе не отказывали. Сюжеты иногда были грубы и почти жестоки, дав не одну пощёчину общественному вкусу. Такая ориентированность сразу и на детей, и на взрослых, по мнению Александра Гущина, свойственна и современным мультфильмам.
«Я бы не назвал большинство популярных мультфильмов современности прямо «взрослыми», их охват аудитории просто больше. Возможно, отчасти виновата японская мультипликация, потому что она всегда была ориентирована не только на детей. Из-за глобализации все стали пользоваться такими же приёмами, мультики стали гораздо более смелыми и интересными для всех возрастных слоёв – и для детей, и для взрослых. Можно включить их ребёнку, он будет смеяться, половину шуток не будет понимать. Это своего рода маркетинг, чтобы было интересно и тем, и другим», – считает мультипликатор.
Однако вершины раскрытия таланта Эйвери достиг уже в 40-х, работая в анимационном подразделении Metro-Goldwyn-Mayer. В умении поднимать в мультфильмах остросоциальные вопросы мультипликатор существенно опередил «Южный Парк». Его короткометражный мультфильм «Блиц-волк» 1942 года стал настоящей антигерманской пропагандой и получил «Оскар» за лучший короткометражный фильм. Впрочем, это не помешало Эйвери мимоходом лишний раз подколоть Disney – мультфильм пародировал раннюю работу студии «Три поросёнка». Все совпадения волка Адольфа Вольфа с «тем самым» Гитлером в самом начале мультфильма объявляются явно умышленными, огнеметы ездят с табличкой «Я не собираюсь поджигать мир», а два глупых поросёнка и не думают укреплять дома, потому что у них есть пакт о ненападении с подписью «ужасного вонючки» Адольфа.
Если сейчас подобное никого бы не удивило, для своего времени дерзость и саркастичность Эйвери были мультипликационным прорывом. Психолог Елена Марьян считает, что наполненность мультфильма социально важными темами – один из факторов его «взрослости». В какой-то степени актуальная повестка свойственна мультфильмам всех времён, но сейчас, по словам психолога, это становится всё заметнее.
«Есть тенденция, что сейчас мультфильмы стали делать более приближёнными к нашей жизни – стараются поднимать социальные вопросы даже в мультфильмах для самых маленьких. Дело, скорее, не в том, что они больше ориентированы на взрослых, а в общих тенденциях в современном мире. Модно говорить о феминизме, равных правах для всех и так далее, так почему бы не вставить это в мультик, раз мы стараемся повлиять на детские умы?» – комментирует Елена Марьян.
Конечно, без мультфильмов для взрослых не могли обойтись вольные семидесятые. Они подарили Америке первую анимацию с рейтингом X – не рекомендуемую к просмотру лицам младше 17 лет. Режиссёром нашумевших «Приключений кота Фрица» был Ральф Бакши, признанный пионер мультфильмов для взрослых, который заставил бедного кота разбираться в перипетиях свободной любви, политики и гедонизма. Фриц участвует в оргиях, угоняет машины и пытается нести в народ идеи революции, вдохновляя мультипликаторов своего времени на создание всё большего количества мультфильмов X-рейтинга. Эротика стала одной из «фишек» стиля Бакши и охотно ломала в голове зрителя шаблон о том, что мультики – это для детей.
Шнуров, Ленин и летающая мочалка: кто живёт в анимационном Петербурге
Но секс, наркотики и рок-н-ролл – далеко не всё, что может сделать мультфильм интересным для взрослого зрителя. С развитием общего интереса к фэнтези и фантастике эти темы стали появляться и в анимации. Тот же Ральф Бакши впоследствии сделал переход к фантастике и снял мультфильм «Волшебники», который впоследствии вырос в анимированную экранизацию толкиновского «Властелина колец». Артур Ранкин и Жюль Басс в 1967 году снимают полнометражный мультфильм о монстрах «Mad Monster Party?» – что-то вроде «Монстров на каникулах» XX века, интересный и для детей, и для взрослых. О влиянии этого мультфильма на своё творчество заявлял даже великий и ужасный Тим Бёртон.
На этом семидесятые не остановились: стали появляться мрачные мультфильмы об экологии и защите животных, чуть менее серьёзные истории о космосе и изобретениях – анимационная повестка всё больше приближалась к современной. Интерес к чему-то большему, чем просто к темам 18+, отличает популярные мультики и сегодня, считает Александр Гущин.
«Некоторые мультики, которые идут на канале «2х2», мягко говоря, туповатые – это привлекает аудиторию, потому что расслабляет. А некоторые мультики, наоборот, не боятся поднимать серьёзные вопросы, интересные для старшей аудитории. В «Рике и Морти» есть и немного науки, и шутки, которые нравятся аудитории постарше, и смелые идеи. В «Южном парке» можно найти и жёсткий юмор, и серьёзнейшую политику», – рассказывает мультипликатор.
Окончательный переход к светлому современному будущему наступил в девяностых, когда появился Cartoon Network – один из крупнейших детских телеканалов. Сначала там показывали уже знакомые нам мультфильмы MGM и Warner Bros., потом стали делать свои. В 2001 году на канале появился блок мультсериалов для взрослых Adult Swim – российской аудитории его контент знаком благодаря телеканалу «2х2».
Классические «Симпсоны», современные «Рик и Морти», «По ту сторону изгороди» и другие – именно Cartoon Network мы обязаны если не появлением, то трансляцией большинства популярных мультфильмов современности. Например, «Гриффины» и «Американский папаша» были выкуплены у FOX, хотя по большей части Cartoon Network показывает собственный контент.
Как считают эксперты, не случайно популярность набирают не просто мультфильмы, а именно мультсериалы. Александр Гущин отмечает, что ведущими по юмору, смыслу и возможности конкурировать с игровым кино сейчас являются именно они.
«С сериалами мультфильмы конкурируют, наверное, на равных. Большинство знакомых, которые смотрят сериалы, смотрят те же сериальные мультики. Полнометражных мультиков, интересных и взрослым, и детям, не так много – взрослые могут смотреть их, как и старые диснеевские, просто потому что они качественно и круто сделаны. Полнометражные мультики не конкурируют с полнометражными фильмами, а сериалы – это другая плоскость, другой параллельный мир», – считает эксперт.
Образ Петербурга в «Масяне» Олега Куваева
Порой мы можем предпочесть мультфильм обычному кино из-за попытки облегчить восприятие и лишний раз не напрягать мозг. По словам психолога Елены Марьян, это может быть связано с большой информационной нагрузкой, с которой ежедневно сталкивается взрослый человек.
«Картинка в целом воспринимается легче, чем текст, а нарисованная картинка, да ещё и адаптированная вроде как для детей – на первый взгляд, ещё легче. Не говоря уже о том, что в большинстве своём мультфильмы короче кино. А значит, взрослый занятой человек может выкроить 20 минут своей очень загруженной жизни, чтобы немного отвлечься. Гораздо проще и быстрее посмотреть одну серию мультика, чем даже одну серию какого-нибудь серьёзного сериала», – рассказывает Елена.
Хотя Cartoon Network и можно назвать лидером взрослой анимации, снимают такие мультфильмы, конечно, не только там. Нельзя не вспомнить «Южный Парк» от Comedy Central или мультсериалы Netflix – «Конь БоДжек» или «Разочарование». В этот ряд вошёл даже Disney – приключения Мейбл и Диппера из «Гравити Фоллз» обожают и дети, и взрослые. Хотя бы в небольших количествах, но мультфильмы для взрослых пытается делать чуть ли не каждая уважающая себя компания, которая хочет расширять аудиторию.
«Скорее всего, да, мультики становятся более ориентированными на взрослых. Сейчас детский возраст в принципе сильно соприкасается со взрослым – 20-летний молодой человек всё ещё считается юношей. Кроме того, инструмент мультипликации стал более доступен, и каждый может выражать в мультипликации свои мысли, идеи, политические и социальные взгляды. Поэтому количество контента для взрослого населения действительно увеличивается», – считает Александр Гущин.
Так значит ли это, что современные взрослые всё-таки первые, кто с возрастом не перестал любить мультфильмы настолько сильно? Как считает Елена Марьян, это утверждение не так уж далеко от истины.
«Мне кажется, что любовь к мультикам обусловлена ещё и тем, что наше поколение на них выросло, в отличие от наших бабушек и дедушек, которые больше читали книги или смотрели какие-то сказки по телевизору – или даже наших родителей. Так что такая любовь к мультикам – всё-таки тенденция последних десятилетий, когда дети, которые смотрели мультики, выросли, но им всё ещё хочется их смотреть», – резюмирует психолог.
Дарья Строгальщикова / ИА «Диалог»