Ремесло воспитателя становится искусством, особенно когда за дело берутся профессионалы с многолетним стажем. Быть бабушкой или дедушкой чужому ребёнку — та работа, которую могут освоить московские пенсионеры, а в скором времени, возможно, такой шанс появится и у петербуржцев. Мы поговорили с 61-летней «бабушкой на час» Ириной Смирновой о том, чем она отличается от обычной няни, не ревнуют ли её собственные внуки и как такая профессия влияет на жизнь людей старшего возраста.
С детьми я начала работать с 1980 года: это была грудничковая группа, где находились малыши от двух месяцев до года. Далее работала в разных группах, кроме подготовительной. В 1994 году у меня появилась «несадовская» девочка, мама которой предложила уволиться и сотрудничать с ними. С этого и начиналась моя карьера няни в семье.
Я хоть и имела опыт работы с детьми в детском саду, но никогда не упускала случая повышать уровень своих знаний и навыков. Читала специальную литературу, общалась с мамами на детских площадках. И когда в Интернете увидела, что появились курсы подготовки нянь, с огромным удовольствием туда побежала и захватила свою подругу.
Психологи сервиса «Бабушка на час» познакомили нас с классификацией поколений, психологией, конфликтологией. Доктор института Сеченова преподавала нам педиатрию, детские болезни, основы первой медицинской помощи, особенности развития детишек с расстройствами аутического спектра, синдромом Дауна. На втором курсе мы учились уходу за людьми престарелого и старческого возраста. Было много нужной информации, никак не ожидала, что преподаватели, работающие в европейских университетах, могут дать такие неоценимые знания бесплатно!
Перед началом работы — в беседе с родителями — я всегда стараюсь понять, как настроен ребёнок и как он принимает незнакомых людей. Ещё узнаю что он любит кушать, чем увлекается, чего боится, как устроен его день, как он засыпает и как просыпается. Эти мелочи необходимы, чтобы не сломать привычный мир ребёнка и только незаметно — если это требуется — его подкорректировать, не причиняя вреда малышу, не травмируя его психику.
Для меня работа няни-воспитателя и педагога – удовольствие. Поэтому я вкладываю всё, что могу, в ребёнка, с которым в данный момент нахожусь. Например, четвёртый год я работаю в семье с мальчиком. Пришла к ним, когда ему исполнился годик, а через три месяца он у меня знал алфавит. Как только начал говорить, мы стали читать слоги. В три года он уже полноценно читал.
Сейчас мы с ним изучаем астрономию: он отлично знает все планеты Солнечной системы и по картинке может назвать каждую, знаком с их расстоянием до Солнца, помнит много длинных стихов, с удовольствием рисует. Особенно ему нравятся разные конструкторы, например, космических кораблей. На ежедневной прогулке мы проходим пешком по пять километров. Гуляем в любую погоду, кроме сильных морозов: дождь для нас — не преграда. Мальчик знает часы, строго соблюдает режим дня, сам делает то, что идёт у нас по расписанию.
Люблю начинать работу с новорождёнными или детьми до года. Был случай, когда я приняла девочку пяти дней от рождения прямо в роддоме, а мама оставалась на месяц с осложнениями в больнице. С малышами всё понятно: они не так много людей видели в своей жизни и быстро принимают меня за «свою».
С детьми в кризисные для них периоды или сразу после кризиса начинать работу сложнее: у них уже есть опыт общения и, возможно, опыт каких-то травм. Они всегда проверяют новую няню на прочность, смотрят пределы дозволенного, пробуют отодвигать личные границы. Им надо убедиться, что их любят и что этот новый человек — стабильный и только для них. Няне же в такой ситуации необходимо понять и принять правила семьи и ребёнка, подружиться с ним. Она должна быть и другом, и наставником, и стабильной поддержкой. Идеальный вариант — когда няня и родители работают в команде.
Больше всего я люблю разговаривать с детьми — в разговоре проходит обучение. Я не сажаю ребёнка за стол, объявляя: «Сейчас будем заниматься». Мы берём мелки, идём гулять, и в это время я на асфальте пишу буквы, называя их. Даю ребёнку рисовать и повторять за мной. Мне нравится видеть, как малыш замечает, что я лукавлю, называя букву неправильно, и с умным видом меня поправляет. И его, и меня это веселит.
Универсального набора занятий с детьми, как правило, нет. Каждый ребёнок – уникум. К детям невозможно применять систему по линейке. Нужно видеть каждого отдельно. Один примет занятия за столом, второго не удержать. Все мои занятия с ребятами проходят в игровой форме, и каждый раз это что-то новое. Как я нахожу к детям подход? Не знаю. Я их просто люблю и чувствую.
Самый необычный случай в моей практике был лет 15 назад. Тогда я работала в семье, где было четверо детей и восемь нянь – по две няни у каждого ребёнка. Это работа вахтой, когда няни меняются друг с другом.
Мы были в поездке в Сингапуре, снимали двухэтажную виллу. Однажды собирались на прогулку, но я не захватила панамку своего воспитанника. В итоге дала руку моего трёхлетнего Арсения напарнице, попросила подержать, пока я поднимусь за головным убором. Спускаясь вниз, увидела, как мальчик вырвался от няни и выскочил из открытых дверей, в пяти метрах от которых находился бассейн. Арсюша с разбега нырнул в воду.
Зачем нужны СанПиНы на домашнее задание, и как мотивировать ребёнка на учёбу?
Обычно мы им ещё дома надевали спасательные жилеты и они так бежали, но на этот раз жилет ещё не успели надеть. Я слетела со ступенек, прыгнула в бассейн, подняла со дна мальчика, на ощупь дошла до стенки, вытолкнула его на берег… И спокойно пошла ко дну. Потому что я никогда до этого не ныряла с головой — катастрофически боялась. Меня спас мужчина, проходящий мимо виллы.
Некоторые детки называли меня по имени, многие — Няня. Мне приятно, когда называют Няней. Сейчас моему воспитаннику четыре с половиной года, и он обращается ко мне именно так.
Трудностей с детьми у меня как-то не возникает. Всё идёт своим чередом. Семью я подбираю основательно: чтобы и им, и мне, и ребёнку было комфортно. Чтобы они всё же считали меня не прислугой, а компаньоном и партнёром. И люблю я свою работу не как работу — семьи, где я тружусь, для меня как свои, родные. У меня самой шесть внуков: два мальчика и четыре девочки. Старшей внучке зимой будет уже 20 лет, а самой младшей – четыре годика. Из них никто не ревнует к работе, все постоянно спрашивают о моём воспитаннике.
Как отражается работа на моей жизни? Ну, как она может отражаться? Я востребована в профессии, довольна, общаюсь с воспитанником, его прабабушками, с его мамой и папой – они для меня тоже как дети. Обсуждаем всё за обеденным столом. Скоро в их семье появится ещё один ребёнок, с нетерпением ждём.
Считается, что молодые няни в силу своего возраста гораздо подвижнее нас — бабушек на час. Но не на цифры в паспорте надо обращать внимание, а на реальное здоровье и физическую активность! К примеру, в нашем сервисе многие возрастные няни занимаются спортом: велосипед, самокат или плавание для многих — как воздух. Ещё одно наше преимущество – нет риска для мужей (смеётся).
Комендант общежития: «Студенты для меня – всё-таки ещё дети»
Кроме того, мы уже воспитали своих детей и внуков, не привязаны обязательствами к семьям. Нам хочется отдавать себя и помогать, нам уже не нужна карьера — важны результаты работы. А ещё появился шанс додать малышам те тепло и заботу, которую мы недодали своим детям, будучи молодыми родителями.
Знаете, не просто так говорят, что внуков мы любим совсем другой любовью, нежели детей: с годами приходит большее понимание ценности ребёнка, более трепетное к нему отношение. Вот и с воспитанниками так же. Вспоминаю себя в юности и сейчас в работе с детьми: теперь отдачи больше, и я сильнее ценю обратную связь от ребёнка.
Беседовали Дарья Тюрина и Евгения Чупова / ИА «Диалог»