«Он всё выдумывает», «В этом возрасте все так делают», «Надо меньше сидеть в Интернете» — нередко родители именно так игнорируют жалобы детей на нестабильное эмоциональное состояние. Отмахиваясь от проблем, взрослые не учитывают: психическим заболеваниям подвержены не только зрелые люди, но и подростки, дети младшего возраста и даже младенцы. «Диалог» разобрался, почему депрессия может возникнуть в самом юном возрасте и что делать, если вы подозреваете её у своего ребёнка.
По словам кандидата психологических наук, старшего преподавателя СПбГУ Марии Блох, болезнь затрагивает приблизительно 2,5-3% детей до подросткового возраста, а в более старшем возрасте эти показатели возрастают.
Более того, депрессия может затронуть не только школьников, но и младенцев. Доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный детский специалист психиатр Минздрава в СЗФО, руководитель отделения детской психиатрии НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева Игорь Макаров рассказал, что у грудных детей заболевание может возникнуть из-за лишения общения с матерью. Например, в такой ситуации: мама заболела и попала в больницу, а ребёнок на относительно долгое время остался с другими взрослыми. Однако это не единственная причина возникновения депрессии.
«Причины депрессий различны — это и наследственные варианты (их называют эндогенными), и психогенные депрессии (результаты психических травм). Также депрессии могут вызываться органическими поражениями головного мозга (например, последствия энцефалита, менингита, черепно-мозговой травмы), приёмом некоторых лекарственных или нелекарственных препаратов (имею в виду, в частности, наркотики). То есть причин депрессии очень много, это не единое заболевание, это совокупность различных депрессивных синдромов», — объяснил Игорь Макаров.
Долгое время считалось, что детская психика — недостаточно зрелая для развития депрессии. Также существует убеждение, что ребёнок изначально жизнерадостен, счастлив и не может испытывать негативные эмоции. Однако современные исследователи утверждают: с самого раннего возраста дети чутко реагируют на действительность, на эмоциональные проявления значимых для них людей, и при этом способны к сложным комплексам эмоций.
Депрессия у детей разного возраста проявляется по-разному, поэтому в каждом случае нужна консультация специалиста. Кроме того, диагностировать депрессию у подрастающего поколения сложнее, чем у взрослых.
«Чем младше ребёнок, тем сама депрессия протекает атипичнее: она может быть не так похожа на депрессию у взрослого человека. Кроме того, у младшего или старшего дошкольника может не хватить речевого аппарата, чтобы пожаловаться. Согласитесь, вряд ли 7-8-летний ребёнок будет жаловаться на тоску, на чувство безысходности или тревогу — то, что уже сделает подросток или взрослый», — объяснил Игорь Макаров.
«Сложность выявления депрессии у детей связана с тем, что симптомы, характерные для взрослой депрессии (сниженное настроение, апатии, адинамия, суицидальные мысли и т.п.) редко проявляются у детей, чаще это маскированные или соматизированные формы расстройства. Кроме того, депрессия может быть одним из симптомов заболевания, синдромом или самостоятельной болезнью», — добавила Мария Блох.
При этом, по словам специалистов, депрессия по-разному проявляется в зависимости не только от возраста, но и от пола ребёнка. Если среди дошкольников и младших школьников мальчики и девочки подвержены депрессивным расстройствам примерно одинаково, то с 12-13 лет девочки страдают от депрессии в два раза чаще. Специалисты связывают такое положение вещей с гормональными изменениями, происходящими в пубертате, а также большей склонностью женского организма к эмоциональным нарушениям.
«Клинические проявления депрессий также различаются в зависимости от пола. Девочки в основном пассивно сдержанны, сверхадаптивны и покорны. Мальчики часто возбуждены, агрессивны, асоциальны, склонны к одиночеству, немотивированному плачу», — пояснила доцент СПбГУ.
Однако есть ряд признаков, которые могут стать «звоночками» для родителей. Так, дети до 3 лет могут болезненно реагировать на разлуку с матерью или её недостаточное внимание и эмпатию (например, в случаях, когда она сама переживает депрессию) и страдать от колик, расстройств сна и питания.
Стоит также насторожиться, если ребёнок стал пытаться есть несъедобные предметы или вы заметили яктацию, то есть раскачивание. В дошкольном возрасте могут проявляться тики, нарушение концентрации внимания, апатия, появление таких привычек, как сосание пальца или обкусывание ногтей.
«Это может быть отказ от привычных игр: представьте, ребёнок очень любит играть в конструктор, в настольные игры с родителями или со старшим братом. И внезапно от этого отказывается. Важным признаком у детей может быть то, что они, например, низко себя оценивают. Скажем, ребёнок говорит, что не заслужил, чтобы ему делали подарки, не заслужил, чтобы с ним играли, иногда просит наказать его», — добавил Игорь Макаров.
По мере взросления ребёнка симптомы депрессии начинают всё больше походить на «взрослые»: к подавленности, тревоге, грустным и даже суицидальным мыслям добавляются головная боль, расстройства сна, желудочно-кишечные расстройства, нарушения питания или сердечные боли.
Следует понимать, что все эти симптомы при депрессии длятся не один и не два дня. Рано бить тревогу, если у ребёнка просто плохое настроение.
«Депрессивное состояние у ребёнка, даже если это относительно кратковременный эпизод, длится несколько дней, а настоящая депрессия может длиться неделями. Разового высказывания, которое мелькнуло, пролетело и исчезло, как порыв ветра, всё-таки, как говорят, маловато будет», — считает Игорь Макаров.
Однако если родители видят, что плохое настроение и самочувствие сохраняются у ребёнка на протяжении длительного времени, это может быть поводом, чтобы насторожиться. Также взрослым стоит вспомнить, не случалось ли подобного раньше, ведь цикличность таких состояний тоже может стать причиной для беспокойства.
Если вы подозреваете у своего ребёнка депрессию, вы можете обратиться за консультацией к специалисту. Такими заболеваниями занимается детско-подростковый психиатр.
«Если детский психиатр не очень соответствует интересам и чаяниям родителей, есть смысл сменить доктора. Я далёк от того, чтобы сказать, что любой детский психиатр будет для них и царь, и бог, и герой. Нужно смотреть, подбирать — это как в любой другой области медицины», — советует главный внештатный детский специалист психиатр Минздрава в СЗФО.
Назначать лечение и давать рекомендации, касающиеся каждого конкретного случая, должен лечащий врач, однако некоторые «правила» могут быть полезны всем родителям, чьи дети страдают депрессией.
«К сожалению, довольно часто родители не замечают депрессивные симптомы у детей и подростков, оправдывая себя тем, что это «такой период развития», «он просто застенчивый», «это он назло». Кроме того, родителю трудно самому себе признаться, что что-то с его ребенком не так, ведь это может говорить о его родительской некомпетентности и вызывать чувство вины», — рассказывает Мария Блох.
Как объясняет специалист, чтобы помочь ребёнку, взрослым важно помнить следующее:
Лечение ребёнка с депрессией будет зависеть в первую очередь от причин заболевания, причём тяжёлая депрессия может привести к госпитализации из-за суицидальных наклонностей больного. Как рассказал Игорь Макаров, «наследственная» депрессия чаще лечится разрешёнными для детей антидепрессантами, а при депрессии, вызванной органическими факторами (упоминавшимися менингитом, энцефалитом, черепно-мозговыми травмами и т.д.), к лекарствам может добавляться психологическая или психотерапевтическая коррекция. Если депрессия стала результатом психотравмы, на первый план выходит работа с детским врачом-психотерапевтом или с детским психологом.
«Кроме того, надо разбираться, какая психотравма. Одно дело — острая, когда, например, напугала собака — это было и прошло, мы работаем уже со следствием. А другое дело — хроническая психотравма. Представьте ситуацию: вечно пьяный папа, который избивает всю семью. Это текущая хроническая психотравма, и бороться с депрессией, не убрав эту психотравму, — это во многом бороться с ветряными мельницами. Надо убирать саму причину депрессивного состояния, которое в этом случае может длиться месяцами», — разъясняет эксперт.
При этом и медикаментозное лечение, и работа с психологом или психотерапевтом будет отличаться от того, что врачи обычно рекомендуют взрослым.
«Далеко не все антидепрессанты разрешены официально до 18 или, скажем, до 15 лет. Поэтому спектр препаратов, которые мы можем дать официально, в детской практике гораздо меньше. Это не очень удобно, но это факт. Поэтому им дают некоторые из тех препаратов, что и взрослым, но обычно — в меньших дозах», — рассказывает Игорь Макаров.
«Последние 30 лет исследований показывают, что депрессию можно эффективно лечить с помощью психотерапии, наиболее широко используются когнитивно-поведенческая, семейная терапия, а также терапия, направленная на коррекцию и развитие эффективности межличностного взаимодействия, на повышение распознавания и регуляции эмоционального состояния», — отмечает Мария Блох.
Среди «детских» методов психотерапии можно выделить, например, игровую и сказкотерапию, хотя в целом «мишени» для психологов и психотерапевтов такие же, как и при работе со взрослыми.
Эффективность лечения депрессии у детей зависит от множества факторов. Так, например, Мария Блох объясняет, что существует корреляция между возрастом ребёнка и тем, будет ли депрессия проявляться у него в дальнейшем.
«Депрессивные симптомы в рамках расстройства адаптации обычно длятся несколько месяцев и не повторяются. Клиническая депрессия, возникающая в подростковом возрасте, часто сопровождается депрессией во взрослой жизни, а также прогнозирует примерно шестикратное увеличение числа самоубийств среди взрослых. Депрессия, возникающая до наступления половой зрелости, с меньшей вероятностью приведёт к депрессии у взрослых», — уверяет специалист.
Однако последствия зависят ещё и от того, чем была вызвана депрессия. Если она связана с психотравмой или поражением головного мозга, в ряде случаев можно вылечить болезнь полностью. «Наследственный» же вариант, к сожалению, у большинства пациентов будет повторяться.
«Наша терапия убрать это полностью, как правило, не может, но на сегодняшний момент развитие науки и практики могут удлинить «светлый» промежуток. Представьте ситуацию: раз в год, весной, у человека депрессия. А в результате проводимой терапии — раз в четыре года. Согласитесь, что человек предпочтёт раз в четыре года попадать в психиатрический стационар, чем раз в год», — объясняет Игорь Макаров.
«Депрессия в целом — это то состояние, которое само по себе каких-то глобальных последствий не оставляет. То есть у человека после этого не наступит слабоумие, у него не будет галлюцинаций или бреда, это уже не депрессии будут. Вопрос скорее в том, может ли она повторяться. Иногда может», — подытоживает профессор.
Подготовила Дарья Тюрина / ИА «Диалог»