Пока в стране отменены соревнования и закрыты тренажёрные залы, россиян спасает киберспорт. Студентам ИТМО, к примеру, начали ставить баллы по физкультуре за победы в компьютерных играх, а Российский футбольный союз вместо несостоявшихся матчей провёл для всех желающих киберфутбольный фестиваль в симуляторе FIFA. Тем временем, в петербургском НГУ имени Лесгафта по специализации «Компьютерный спорт» уже два года учат бакалавров. «Диалог» узнал у преподавателя и студентов этого направления, как тренируются киберспортсмены, зачем им проходить анатомию и почему обучение – не только игры.
Киберспорт получил мировое признание в 2008 году – тогда в Корее организовали международную федерацию и стали проводить первые чемпионаты мира по компьютерным играм. В России же виртуальный спорт внесли в официальный реестр лишь в 2016 году. Пока что ему изрядно достаётся от любителей «традиционного»: их возмущает, что «какие-то игрушки» вдруг встали в один ряд с мастодонтами вроде хоккея, фигурного катания и биатлона.
Но в ходе лабораторных исследований Федерация компьютерного спорта России доказала: сидя на стуле, киберспортсмены ощущают себя так же, как при серьёзных физических нагрузках.
«Уровень мобилизации организма во время финальной стадии турнира сопоставим с управлением гоночным автомобилем или забегом на стометровку: идёт огромный выброс гормонов, учащается сердцебиение, игрок полностью напряжён и сконцентрирован», – отмечают в ФКС.
Кроме того, в игре киберспортсмен должен помнить свойства десятков, а то и сотен персонажей, предметов или карт, а также одновременно просчитывать свои действия и возможные ходы оппонента.
К примеру, в шутере (или, проще говоря, «стрелялке») CS:GO участники делятся на две команды – террористов и спецназовцев – и сражаются друг с другом. Но им недостаточно просто палить в игре из оружия. Студент 2 курса НГУ имени Лесгафта по направлению «Компьютерный спорт» Богдан Чукин объясняет:
«Нужно обладать всеми видами стрельбы: теппингом (по одному патрону – ИА «Диалог»), берстом (по два-четыре патрона – ИА «Диалог») и спреем (без остановки – ИА «Диалог»). Также нужно правильно «стрейфиться» (двигаться во время стрельбы) и не забывать о положении прицела: он всегда должен быть на уровне головы противника. Для игрока в CS:GO важно уметь перемещаться по карте, знать на ней самые распространённые позиции и их обозначения, помнить параметры всех гранат террористов и контртеррористов, просчитывать экономику своей команды и команды противника, принимать правильные тактические решения – и многое другое».
Вместе с Богданом на втором курсе «Компьютерного спорта» учатся всего два студента. По словам старшего преподавателя кафедры теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы НГУ им. Лесгафта Елены Косьминой, в 2018 году так получилось из-за открытия нового направления почти перед самым ЕГЭ: для поступления на киберспорт нужно было сдавать биологию, и те абитуриенты, которые в феврале не подали заявление на этот экзамен, не смогли претендовать на места. В 2019 году первокурсников-киберспортсменов стало уже девять. В будущем университет планирует увеличивать их число.
«Самый распространённый стереотип окружающих об учёбе – что мы только и делаем, что играем, – делится Богдан Чукин. – Но у меня, как и у всех, кто учится на киберспорте, есть обычные предметы. Например, русский язык, информатика, ОБЖ».
Елена Косьмина объясняет: студентов на киберспорте обучают так же, как и на направлениях других видов спорта. Дисциплины делят на три категории. Первая – общепрофессиональные предметы: анатомия, биомеханика, право – или, к примеру, биохимия человека.
«Вторая часть – знакомство с другими видами спорта. Студенты проходят плавание, баскетбол, волейбол, все виды лёгкой атлетики, тяжёлую атлетику, борьбу и многое другое. Самые тёплые воспоминания оставляет у них лыжный спорт. Он проходит зимой на территории учебно-тренировочного центра «Кавголово», где ребята осваивают все стили катания на лыжах», – добавляет старший преподаватель.
Помпон тебе в руки: петербургские чирлидеры о насмешках, тренировках и нехватке мужчин
Третий блок – предметы, развивающие тренерские навыки: например, педагогика или методика обучения киберспорту.
«Студенты рассказывали, что поначалу, когда они отвечали друзьям, что не могут с ними куда-то пойти, так как завтра зачёт по биохимии, им не верили и говорили: «Какая биохимия? Ты же учишься на компьютерном спорте!» Почему-то мы не думаем, что если человек идёт учиться на учителя русского языка, он все четыре года обучения по шесть часов в день только пишет, или что те, кто поступает на тренера по хоккею, целыми днями играют в хоккей. Мы не устаём повторять – мы готовим тренеров! А тренер должен уметь не только играть», – объясняет старший преподаватель Елена Косьмина.
Среди всех занятий у киберспортсменов есть четыре профильных предмета, которые проходят 2-3 раза в неделю. На теоретических студенты изучают историю, детали компьютера, комментирование соревнований, коммуникацию в команде и психологию поведения.
Особо тщательно бакалавры рассматривают тактику игр: они узнают основы киберспортивных игр (Dota 2, CS:GO, Hearthstone, FIFA, Mortal Kombat и других), но при этом каждый специализируется на одной.
Где это: Петербург из видеоигр
«Занятия по тактике проходят часто. На них мы анализируем демо-записи профессиональных игроков, берём за основу их тактические заготовки, дорабатываем или подстраиваем под себя – и используем в матчах. Также анализируем свои игры: ищем ошибки, неточности и рассматриваем, как можно их исправить», – объясняет Богдан Чукин.
На практике студенты тренируются в специальных программах: развивают зрительную память, скорость реакции, внимательность, интеллектуальную выносливость. Для этого вместе с преподавателями они создали онлайн-тренажёр Cyber10 – приложение с тестами для киберспортсменов.
«Задания там самые разнообразные: от теста по совершенствованию скорости и точности стрельбы до теста по скоростному набору текста. Некоторые из них – аналоги упражнений с сайта для геймеров aim400kg, но есть и авторские разработки – например, тест «Моторная симметрия». Он позволяет оценить моторную асимметрию кибератлетов – разное развитие двигательных возможностей мышц правой и левой половины тела спортсмена. Главная задача этого теста – максимальное время удерживать мяч в игре, отбивая его поочерёдно правой и левой платформой. Правая платформа управляется компьютерной мышью, а левая – клавиатурой. В связи с этим происходит асимметричная работа рук», – рассказывает Богдан Чукин.
Домашние задания у студентов «Компьютерного спорта» тоже не совсем привычные: они ищут интересные раунды в матчах профессиональных киберспортсменов или проводят анализ своей игры и всей команды в целом. Хотя, как и любым универсантам, им иногда приходится делать привычные доклады с презентациями.
Киберспортсмены занимаются и научной работой – пишут статьи о собственных методиках тренировки в выбранных играх. А ещё проводят научные эксперименты: например, как мини-гольф влияет на точность, скорость реакции и пространственное мышление.
«Как оказалось, прийти домой и сесть играть за компьютер — не так эффективно, как если играть сразу после физической нагрузки. К тому же мы в основном тренируемся дома, а мини-гольф – отличное командообразующее мероприятие с живым общением. А совсем недавно мы поставили другой эксперимент: сравнили реакции киберспортсменов и фехтовальщиков», – говорит Богдан Чукин.
Елена Косьмина добавляет: студенты вместе с преподавателями проводят в НГУ имени Лесгафта соревнования по CS:GO, Dota 2 и FIFA 2020. А ещё протестировали Telegram-бота, который сообщает расписание и номера аудиторий.
Чуть позже им предстоит ещё и тренерская практика: сначала в общеобразовательных школах города, а затем – в местных киберспортивных организациях. Пока же некоторые студенты проводят онлайн-тренировки для друзей.
К выбранной профессии родители, по словам ребят, относятся спокойно.
«Они посоветовали мне множество университетов, среди которых был и НГУ, так что родители знали, на что я иду, и какой-либо необычной реакции у них не было», – делится бакалавр 2 курса Антон Лавренчук.
«Мои отнеслись положительно, – добавляет Богдан Чукин, – потому что я уже давно, с 2015 года, занимался этим делом, и оно приносило мне не только удовольствие, но (хоть и маленькие) призы и деньги».
После выпуска студент-киберспортсмен сможет работать не только в геймерской среде – в компьютерных клубах и школах. В его дипломе будет написано «Бакалавр физической культуры».
«Такой специалист получает полный комплекс знаний и умений, чтобы работать на разных должностях: тренер, инструктор по виду спорта, педагог дополнительного образования, фитнес-тренер, спортивный менеджер, спортивный судья, учитель физической культуры, руководитель ДЮСШ. Он может занимать руководящую должность в любой спортивной организации», – заключает Елена Косьмина.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»