В ряду супергероев пополнение. В четверг, 6 февраля, Стив Энглхарт, один из авторов вселенных Marvel и DC, представил в России первый выпуск комиксов о Человеке-Протоне, который спасает детей от рака. Это приключенческая история и одновременно учебное пособие для маленьких пациентов онкологических клиник: иллюстрации рассказывают им о протонной терапии. «Диалог» побывал на презентации комикса в Мединституте имени Березина Сергея и выяснил, какие способности есть у нового супергероя.
Кто носит волшебный костюм
В обычной жизни Человек-Протон — детский врач по имени Майлз, который принимает пациентов в онкологической клинике. Где она расположена — неизвестно: город или страна действия в комиксе не называется специально. Создатели, по словам автора комикса Стива Энглхарта, постарались сделать интернациональную историю — чтобы в любом уголке мира дети с онкозаболеваниями могли представлять себя друзьями супергероя.
«Сам персонаж — не вымышленный доктор, — рассказал американский комиксист. — Это прототип тех специалистов, которые работают в подобных больницах. Ведь главное в этом деле — медицинские сотрудники, прикладывающие все усилия, чтобы лечить детей».
Доктор Майлз появляется перед пациентами без костюма в течение нескольких недель: всё это время он обследует ребёнка, ищет точное расположение опухоли, создаёт 3D-модель и разрабатывает план лечения. Проводить домой поправившегося малыша супергерой также приходит в медицинском халате, да ещё напоследок просит его позвонить в колокольчик у входа — такая в клинике доктора Майлза традиция.
Суперсила
Превратиться в Человека-Протона обычному врачу помогает циклотрон — большая машина, похожая на аппарат МРТ, в которую помещают лежащего пациента. Эта установка разделяет атомы на электроны и протоны, а затем ускоряет последние — и вуаля: супергерой тут как тут. Он уменьшается до невероятно маленьких размеров и устремляется в тело пациента — туда, где прячется опухоль. В комиксе она предстаёт в виде коварного Короля Крабов.
Человек-Протон старается обходить все неповреждённые клетки — по аналогии с протонным лучом, который используют в настоящих онкологических клиниках.
По данным Медицинского института Березина Сергея, такие частицы наиболее точно облучают злокачественные опухоли, и, несмотря на большие дозы радиации, минимально негативно воздействуют на здоровые ткани. Следовательно, такую технологию можно использовать для лечения даже тех новообразований, которые раньше признавались неоперабельными из-за расположения рядом с жизненно важными органами.
Защитная маска
Первый пациент доктора Майлза — девочка Салли, которая очень любит хоккей. Злодей-опухоль обустроился в её голове, и поэтому Человеку-Протону нужно проникнуть в мозг юной пациентки. Но для этого во время процедуры она должна лежать неподвижно, иначе супергерой может врезаться в здоровые участки. Чтобы облегчить ребёнку задачу, Майлз заранее даёт Салли задание: расписать любимыми узорами особую маску. Её девочка будет надевать на каждую встречу с Человеком-Протоном: такая конструкция позволит пациентке долго не двигаться, пока герой выполняет свою работу.
Противник с клешнями
В мире протонного супергероя самый главный злодей — Король Крабов. Он, как раковая опухоль, пробирается в организм к детям и строит там среди зелёного леса огромный шипастый замок, вокруг которого всё гибнет. К тому же в запасе у противника есть тайные суперсилы: он может за секунды увеличиваться вдвое и молниеносно прятаться. А ещё Краба сложно прогнать: он застраивает территорию масштабно и основательно, а в битвах цепляется за неё шипами своего костюма. Поэтому с первого раза Человеку-Протону не победить — до полного уничтожения мерзкого Краба должен пройти целый курс боевых схваток.
Протон против фотона
Героем комикса Стива Энглхарта мог стать и фотон, лучами которого медики начали бороться с раком ещё раньше. Но авторы отдали предпочтение более эффективной частице.
«Традиционная фотонная терапия сама по себе является канцерогенным фактором, — говорит председатель правления МИБС Аркадий Столпнер. — Она вызывает вторичные опухоли в достаточно большом проценте случаев. А протоны лишены этого недостатка — это их огромное преимущество. И поэтому вероятность того, что через 10 лет у ребёнка, который лечился протономи, возникнет на том же самом месте рак, очень маленькая».
Аркадий Столпнер отмечает, что в скором времени у Человека-Протона может появиться коллега — девочка Флеш, названная в честь ещё более инновационной технологии лечения онкологии. Она будет ускорять работу напарника и помогать быстрее разделаться со злодеем.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»