В Петербурге и в России в целом всё чаще открываются заведения общепита или магазины, которые отправляют прибыль на благотворительность или же помогают нуждающимся другими способами, например, одеждой или продуктами. Однако каких-то специальных условий для них власть не предусматривает: налоги, аренда помещений — всё как у всех. «Диалог» выяснил, нужна ли таким предпринимателям государственная помощь, сложно ли сегодня быть социально-ответственным, и какую роль во всём этом играет тренд на помощь нуждающимся.
Кто такие социальные предприниматели?
В Петербурге одним из таких популярных проектов можно назвать благотворительный магазин «Спасибо!». Его сотрудники собирают одежду у горожан и отдаёт её тем, кому она нужнее, или продают и направляют деньги на благотворительность. Важную социальную функцию выполняет и кафе «Добродомик», где пенсионеры могут бесплатно пообедать. А недавно в городе открылась кофейня-оранжерея «Сад», где вся прибыль отдаётся благотворительным организациям. Однако, как объяснила заместитель руководителя Центра инноваций социальной сферы (ЦИСС) в Петербурге Ольга Юркина, к категории «социально-ответственный» можно отнести не только тех, кто оказывает финансовую помощь.
«Приказ Минэкономразвития №125 чётко прописывает — сюда относится бизнес, который оказывает услуги социально незащищённой категории граждан. Это предприниматели, трудоустраивающие таких людей, или же те, кто занимается социально-необходимыми нуждами государства: детскими садами, медучреждениями, уходом за пожилыми, больными и так далее. Классификаций много. Но опять-таки, всё зависит от юридической аббревиатуры: НКО, ООО или ИП. Некоммерческие организации к этой категории не относятся. То есть они не являются именно предприятиями социально-ориентированной направленности. Кстати, многие компании даже не подразумевают, что являются таковыми. И мы (ЦИСС – ИА «Диалог») устраиваем мероприятия, чтобы объяснить это людям. Находим их в Интернете и приглашаем. Нередко, когда они приходят, реально удивляются. Например, частные музеи долго не понимали этого», — говорит Ольга Юркина.
Добрые кафе: где и как работают благотворительные пространства в Петербурге
Эксперт объяснила, что бизнес такой направленности не имеет никаких послаблений – он работает наравне со всеми: налоги и аренда в таком случае ничуть не снижены. Единственное, на что может рассчитывать социально-ответственный предприниматель в Петербурге – это бесплатные юридические и финансовые консультации ЦИСС. Но в России уже есть положительные примеры, правда пока в пользу рядовых граждан. Например, житель Ленинградской области может получить денежную компенсацию, если его ребёнок ходит в частный детский сад: 25 % среднего размера родительской платы за первого ребёнка, 55% за второго и 75% за третьего. Со временем в Петербурге тоже планируют разработать такую инициативу.
Большую роль правовой формы организации отмечают и другие эксперты. Так, по их словам, ИП или ООО не может претендовать на государственные программы поддержки, другое дело – НКО.
«Если возьмёте статью №2 Гражданского кодекса, то коммерческая деятельность направлена на извлечение дохода. А вот НКО также могут вести предпринимательскую деятельность, но у них нет цели получить прибыль. Да, у государства есть программы поддержки малого и среднего бизнеса. Но, условно говоря, взять, например «Добродомик», юридически — это кафе. Вы предлагаете всем заведениям общепита в городе помогать за бюджетный счёт? Здесь нужно смотреть на правовую форму, государство помогает многим некоммерческим организациям, которые занимаются помощью больным, бедным и так далее. Но они зарегистрированы не как юридическое лицо, не как предприниматель, а как фонд помощи бездомным или НКО по содействию больным с каким-то заболеваниям. Поэтому если вы социальный проект, зарегистрируйтесь как некоммерческая организация и получайте деньги из бюджета на какую-то программу и льготную аренду», — посоветовал депутат петербургского Заксобрания Денис Четырбок.
Однако описание «социально-ответственный», считает административный директор ОАО «Ленинградский комбинат» хлебопродуктов им. С.М. Кирова» Елена Мамичева, — это не только про благотворительность, но и про отношение к выполнению обязательств перед государством: наём сотрудников, выплата зарплат, налоговые отчисления, качество продукции. И здесь она определила только одну проблему, которую бы могла помочь решить власть.
«Например, предприятие обеспечивает до 90% потребности в муке наших петербургских хлебозаводов. Мы платим людям зарплату, которая сопоставима с уровнем нашего города, обеспечиваем контроль качества продукции, платим вовремя и в полном объёме налоги. На этом фоне могу констатировать, что есть небольшие предприятия, которые этого всего не делают, а тем самым получают конкурентное преимущество. Для меня поддержка органов госвласти в этой части может быть полезной. Нам нужны равные конкурентных условия прежде всего. Потому что у них разница в цене формируется за счёт недобросовестного поведения на рынке. Это если говорить про помощь», — сказала Мамичева.
Она подчеркнула, что начать благотворительную деятельность – не сложно. Более того, для предпринимателей – это ещё и формирование корпоративной культуры.
«Деньгами помочь просто, но это одна история. Если говорить про наше предприятие — у нас развито донорское движение. Для нас это тоже определённый имидж и как работодателя, и как предприятия, которое делает социально-значимый продукт. В этой части говорить о каких-то преференциях со стороны органов власти, может, и уместно, но опять же, я как бизнес получу больше привилегий, преимуществ от реализации таких проектов, нежели буду рассчитывать на органы госвласти. Поэтому для меня зависимость от государства непрямая», — считает эксперт.
Тяжела ли эта ноша?
Для петербургских предпринимателей благотворительные проекты — не только помощь нуждающимся, но и возможность выполнить те функции государства, с которыми оно не справляется.
«Нам не нужна помощь, но не то, чтобы принципиально, а стратегически. У власти есть свои задачи. Она не обязана помогать бизнесу увеличивать прибыль собственника, с чего вдруг? Мы решаем другие задачи, которые, в принципе, должно закрывать правительство. Взять, например, заботу об инвалидах — появляются благотворительные фонды, которые этот вопрос решают параллельно. Потому что государство большое, неповоротливое, оно не справляется, ему нужно написать огромный закон, потом годами его обсуждать, чтобы принять решение о выделении какой-нибудь льготы. А фонд это может сделать намного быстрее. И мы (предприниматели – ИА «Диалог») один из маленьких инструментов того, как эти фонды могут наполняться, поэтому наша прибыль и направляется туда. Другими словами, власть решает глобальные проблемы: строит больницы, научные институты, а мелкие задачи не успевает делать. То есть не государство нам помогает, а мы, общество, помогаем ему, поскольку видим, что оно не справляется, а ждать, ходить на митинги – не всегда эффективно. И такой подход — один из способов решения проблем, может, не глобальных, но тех, которые помогут окружающим», — считает владелец кафе-оранжереи «Сад» Михаил Пак.
Если «Сад» начал работать с уклоном на помощь людям сразу, то у кафе «Добродомик» сложилась другая история — его создатели не планировали кормить бесплатными обедами пенсионеров. На ситуацию повлиял случай – в заведение пришёл пожилой человек, который не мог расплатиться за еду. Требовать деньги не повернулся язык, и ему сказали, что здесь кормят всех пожилых людей бесплатно. Так началась «карьера» популярного общепита на Васильевском острове, куда стали съезжаться пенсионеры со всего города. В результате в первый год владельцы «Добродомика» ушли в минус. Им пришлось взять кредиты, чтобы платить за аренду, коммуналку и отчислять налоги. Уже потом, благодаря народной молве, проект поддержали обычные горожане. А сейчас заведение сотрудничает с благотворительными фондами и множеством организаций, помогающих продуктами и доставкой еды. Более того, оно открывает филиалы в Петербурге и Москве.
«Если бы у нас изначально была такая идея в голове, мы подошли бы к её реализации иначе, не ушли бы в долги. Ведь, в принципе, ничего сложного. Более того, социальное предпринимательство — это здорово: ты имеешь возможность зарабатывать деньги и помогать другим. Что касается взаимодействия с властями, у нас оно было только одно – когда нас пытались закрыть. Больше с ними не пересекались, справляемся сами. Добродомик – именно народный проект. В Петербурге мы живём благодаря тому, что нас поддерживают продуктовые и транспортные компании. Это я считаю социально-ответственным бизнесом. Меня очень радует, что он становится модным, и люди рады оказывать помощь. Любые организации отзываются. Для них это не сыграет глобальной роли, но они знают, что помогли», — говорит владелец «Добродомика» Александра Синяк.
Пожалуй, один самых старейших и популярных благотворительных проектов Петербурга – это сеть магазинов «Спасибо!», которая работает уже 9 лет. На своём примере представители организации объяснили, как работает система, позволяющая платить зарплаты, рассчитываться за аренду, перечислять налоги и отчислять прибыль в благотворительные фонды.
«Это первый благотворительный магазин в России. Вся наша система построена на помощи социально-незащищённым слоям населения. Она выглядит следующим образом: у нас по городу стоит 120 контейнеров, мы собираем вещи от горожан, они сортируются и идут в благотворительные организации, в бесплатный центр выдачи вещей для нуждающихся (это 8 тысяч человек в год) или в магазины, выручка с которых перечисляется 10 крупным фондам, 400 тысячи рублей ежемесячно. Это стандартные деньги. За 9 лет нашей работы отправлено более 23 млн рублей. Мы сами покрываем свои расходы: 75% прибыли – это благотворительность, остальное — накладные расходы», — объяснила представитель проекта Ксения Чепига.
Она отметила, что городская власть не так давно пообещала выделить проекту бесплатное помещение, но пока что идея застряла в процессе реализации. Если это удастся осуществить, то благотворительные фонды смогут получать больше денег и помогать большему числу людей.
Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»