92.5$ 98.9€
3.63 °С

Сойти на улицы Петербурга как будто с плаката: будни пин-ап девушек в большом городе

08 октября 2019 | 15:00| Культура

Всегда весёлые, с завитыми волосами, осиной талией, в пышных юбках – такие девушки смотрят с плакатов в стиле пин-ап. Нарисованные героини американских иллюстраторов «продавали» домашнюю технику, автомобили, одежду, известный газированный напиток – и сам образ женщины 50-х. Именно с ними приходилось «соревноваться» реальным гражданкам США: они засыпали с бигудями на голове, затягивали свою фигуру в корсет, старательно рисовали стрелки на глазах.

Плакаты потускнели, мода изменилась, но у пин-апа появились новые поклонницы – в том числе и в России. Эти девушки готовы променять все свои джинсы на юбки, тратить по 40 минут на причёску и носить чулки в эпоху развитого феминизма. «Диалог» пообщался с тремя пин-ап красотками – о стереотипах, навязчивых щелчках смартфонов и преимуществе винтажа 50-х перед масс-маркетом 2010-х.

«Муж с гордостью рассказывает, что у меня в гардеробе нет ни одной пары брюк»

На выходе из метро под арками Гостиного двора утром в будний день стоит ретро-стилист Кристина Бойко — одежда из 50-х, аккуратная укладка, подведённые стрелками глаза и винтажная сумочка в руках. Нет, она не отлучилась со съёмочной площадки и не сбежала с фотосессии. Уже как десять лет она увлекается американской модой. Постепенно хобби переросло в образ жизни: Кристина носит винтаж каждый день — на работу, деловые встречи, рок-концерты. Сейчас в её гардеробе нет ни одной пары брюк, джинсов и ни одной толстовки — эти вещи ей просто не нужны.

«Я осознанно пришла к тому, чтобы проявлять свою женственность с помощью одежды. Хотя в 40-е и 50-е уже были джинсы, капри, брюки… Носить исключительно юбки – это уже, наверное, моя фишка. Кстати, муж ходит и с гордостью рассказывает, что у жены нет ни одной пары брюк в гардеробе. Но при этом я велоактивист, могу проехать в день около 100 километров, и для меня ездить на велосипеде в юбке, платье – очень удобно. В принципе, в платье комфортно всё», – рассказывает о себе Кристина.

Поскольку субкультура пин-ап не агрессивна, чаще всего на Кристину реагируют позитивно: «Вы прямо как из кино 50-х». Иногда могут спросить: «А почему вы так выглядите? Сегодня что, какой-то праздник?» А Кристина всего лишь вышла в магазин за хлебом. К таким расспросам она уже привыкла. Единственное, что её до сих пор смущает – это «папарацци»:

«У нас в стране часто фотографируют, чуть ли не в лицо тычут телефоном и практически никогда не спрашивают: «Можно вас сфотографировать?» Не знаю, с чем это связано… Но на западе такого не происходит. Там подходят и просят разрешение, а потом ещё уточняют – можно ли выложить эти фотографии в социальные сети. Это у них на уровне этикета, видимо, а может и прописано в законодательстве».

70 лет назад в США образ Кристины такого ажиотажа бы не вызвал: тогда по канонам пин-апа одевались все женщины – от кинозвёзд до домохозяек. Правда, не каждая могла похвастаться тонкой талией и фигурой «песочные часы» – и чтобы достичь идеала, женщины шли на разные уловки: надевали корсеты под грудь, корректирующее бельё, пояс для чулок, пышные юбки – эти помогало убрать или добавить объём там, где нужно. Современные пин-ап девушки на такой подвиг идут разве что для фотосессии.

«В повседневности не ношу корсеты. Часто бывает, что выходишь из дома рано утром и бегаешь по делам до вечера, а в корсете это неудобно. Если он по индивидуальному пошиву, то можно проходить несколько часов. Если покупать готовые – особенно китайские – изделия, в таких даже часа не продержаться. Корсет, конечно, ощущается. Некоторые его носят часто: он помогает держать осанку, что важно не только для девушек в стиле – для всех», – отмечает девушка.

В винтажной сумочке Кристины из оригинального – только веер. Он спасает в душном транспорте или на танцевальных вечеринках, когда хочется освежиться. В 50-е этот аксессуар тоже использовали, хоть он появился и задолго до той эпохи. Вообще наша пин-ап героиня не отказывает себе в достижениях современной косметической промышленности: и помада, и тушь за эти полвека стали более стойкими, их почти не нужно поправлять в течение дня. А традиционное для набора «всегда с собой» зеркальце заменила фронтальная камера смартфона.

Полчаса – и образ с плаката готов

Чем отличается реконструкция моды от пин-апа – ответить и легко, и сложно одновременно. Пин-ап гиперболизирован: украшения – ярче, шляпки – экстравагантнее, юбки чуть пышнее, цвета – насыщеннее. Вообще у пин-апа широкие хронологические рамки: от 40-х до 60-х годов. Кристина, например, одевается исключительно в стиле 50-х.

С чего всё началось? Тут и современная пин-ап девушка, и статья из «Википедии» сходятся: явление берёт своё начало в США. В годы первой мировой войны для поддержания боевого духа солдат там тиражировались изображения красивых девушек: их рисовали на самолётах и куртках, прикрепляли иллюстрации на стены. Отсюда само название субкультуры – от английского to pin up (прикалывать на…)

«Иногда их изображали в достаточно фривольных и откровенных позах – это было частью американской военной агитации. Но в то же время были и плакаты с героинями в духе советской пропаганды, которые показывали солдатам: женщины во время войны трудятся в тылу, на заводах и помогают армии. Сейчас по факту пин-ап – целая субкультура, которая объединяет девушек разных национальностей, возрастов и физических данных, но с общими интересами. Плюс это определённый стиль одежды, и каждый интерпретирует его по-своему», – рассказывает Кристина.

Глядя на неё в реальной жизни, утром в будний день, невольно начинаешь подсчитывать: во сколько нужно встать, чтобы тщательно уложить волосы (лёгкая небрежность в середине прошлого века была не в моде), накраситься, подобрать одежду – и сойти на улицы Петербурга как будто с плаката. Кристина признаётся: профессия способствует, но и ей когда-то приходилось тратить много времени на укладку. Тренировалась на подружках, искала старые аутентичные техники и просматривала архивные фотографии – с рядовыми американками 50-х, у которых тоже были дела, семья, работа, хобби.

«Я собираюсь максимум за полчаса – с причёской и макияжем. Это стереотип, что всё долго и сложно. Конечно, когда ты только начинаешь, трудно учиться делать сложные причёски. У меня тоже уходило на это минимум 40 минут десять лет назад. Хотелось сделать вау-причёску, чтобы все сразу понимали: это пин-ап. Однако необязательно «вавилон» на своей голове строить: есть куча вариантов, которые делаются за две минуты и будут выглядеть в стиле, аккуратно и красиво», – делится девушка.

На пин-ап Кристина смотрит не только как на особую эстетику и направление в моде, но и видит в этом возможность внести посильный вклад в спасение планеты.

«Для меня винтаж – целая идеология осознанного потребления, в том числе и с точки зрения экологии, ведь чаще всего ретро-одежда – это старая одежда. Мой гардероб не состоит из миллиона платьев: все вещи в одном стиле и миксуются между собой. Я избавилась от всего, что мне не нравится или не сочетается с другими вещами», – отметила Кристина.

Впрочем, утверждать, что любовь к пин-апу помогает экономить, было бы ошибкой. Если охотники за трендами легко тратятся на модный лук, то Кристина, в свою очередь готова отдать 300 долларов за винтажное платье родом из 50-х. Девушка носит реплики одежды той эпохи, оригинальные предметы и аксессуары, ищет модели на барахолках, на специальных сайтах, иногда кое-что из базовых вещей покупает в сетевых магазинах. Выдерживает ли обувь и одежда, которым десятки лет, ритм современного города? Кристина утверждает – «да, вполне»: ткани в 50-е делали, по словам ретро стилиста, более качественными и прочными.

Принципы принципами, а на дворе уже осень, затем зима – и так каждый год. Как обойтись без современного пуховика, без обуви из композитных материалов, которую старательно продвигают известные производители? Кристина кивает; она раньше считала точно так же – но вот уже пять лет в её гардеробе нет ни пуховиков, ни курток.

«Это не подходит под образ: взамен у меня есть шерстяное пальто достаточно длинное, до щиколотки – тепло в любой одежде. И это заблуждение, что в юбке холодно. Понятно, что ситец и шёлк ты зимой носить не будешь – выбираю шерстяную одежду или очень плотный хлопок. Самая крутая зимняя одежда у меня в гардеробе – это килт, шерстяная юбка ниже колена с запáхом. Невозможно замерзнуть в такой длине – мне гораздо холоднее было в джинсах «скинни», чем в килте», – рассказывает Кристина.

Чаптер в России

Волна увлечения модой середины XX века поднялась в 2000-х. Относительно пин-апа это ознаменовалось появлением в 2003 году чаптеров (сообществ). Первые такие объединения стали открываться само собой в США, на родине этого стиля. В России такой официальный чаптер международного пин-ап сообщества The Luscious Ladies появился сравнительно недавно: около года назад его организовали фотограф Арина Дейкина и Кристина Бойко – президент и вице-президент соответственно. Пока в сообществе 20 человек – из Петербурга и Москвы, а в мероприятиях участвуют ещё около ста. Жёсткого отбора нет, но действуют членские взносы. В сообщество входят и те, кому интересны ретро образы советской эпохи. Кстати, именно с семейных фото и визитов к родным некоторые девушки обнаруживали в себе любовь к ретро.

«Наверное, многие, когда ходили к бабушкам и дедушкам в гости, рассматривали предметы старины, мебель, вещи. Меня всегда это интересовало. Со временем я увлеклась атрибутами советского прошлого – в частности, винтажным стилем, фильмами, джазом. Был ещё долгий период увлечения автомобилями, а потом уже в средней школе я начала примерять конкретные образы из винтажной моды. В последнее время увлекаюсь иллюстрациями известных художников 40-х и 50-х годов – например, работами Джила Элвгрена», – делится одна из участниц сообщества Ольга Галкина.

Любовь к американскому ретро – дело вкуса: по словам девушек, здесь нет никакой политической подоплёки. Ретро-стилист Кристина Бойко объясняет: в отличие от 50-х в СССР, где люди часто не имели возможности (да и цели) проявить свою индивидуальность через одежду, в США одеваться ярко было обычным делом. Промышленность производила разнообразные ткани, аксессуары, косметику, так что женщины могли в полной мере проявить свою женственность.

Участницы сообщества в России возрождают эти модные когда-то образы и в чём-то стараются их осовременить. Проводят мастер-классы по макияжу, причёскам, занимаются переводом зарубежных статей о пин-апе. Иногда организуют дресс-кроссинг, где можно избавиться от ненужной одежды – и, соответственно, найти вещи, близкие к нужному стилю. Кто-то бы сказал девушкам, что они себя ограничивают, но им есть что ответить на это.

«Я даже поверхностного понятия о современных модных трендах, брендах и ежегодных новинках не имею – мало в этом заинтересована, поскольку ретро стиль больше мне подходит. Вообще, я согласна с утверждением, что моды как таковой не существует, и человек носит то, в чём ему удобно, в чём он может себя выразить – это способ реализовать свою творческую фантазию», – считает Ольга.

Чулки с шортами – мимо

Sassy and classy — таков девиз пин-ап сообщества. Если дословно: «дерзкая, но с чувством стиля и хорошим вкусом». Девушки при любой возможности стараются развеять миф о пин-апе как о чём-то вульгарном. В этой борьбе за репутацию иногда приходится нелегко: так, например, ещё одна участница сообщества Светлана Юрченко – маркетолог по профессии – однажды, настраивая таргетированную рекламу сообщества в «Вконтакте», столкнулась с отказом в размещении.

«Сказали, что она эротического характера – хотя у нас всё благопристойно и никакой обнажёнки или эротики нет. Этот случай меня и рассмешил, и разозлил. Стереотип всё-таки постоянно ощущается. Особенно, когда смотришь фотопроекты, которые якобы оформлены в пин-ап стиле, но на самом деле – просто вульгарная ерунда: плохо сделаны прически, не попадают в образы, на моделях шорты с чулками надеты. Невозможно смотреть. Конечно, элемент сексуальности пин-ап стиля никто не отменял, что ни говори, но корсеты и чулки – в этом есть какая-то игривость, может быть, элемент провокации, но до определённого момента. А красивые юбки до колена – это в большей степени пин-ап, чем какие-то шорты с чулками», – пояснила Светлана.

Седина в рекламу: почему модели в возрасте стали так популярны?

Кристина Бойко отмечает, что это одна из самых распространённых ошибок, когда дело касается одежды в стиле пин-ап. Хотите собрать действительно подходящий образ? Совет – ищите не шорты, а юбку, с высокой посадкой (фасон «солнце» или «карандаш») с длиной ниже колена. И обязательно классический базовый джемпер, добавляет она.

Будни Бетти Грейбл XXI века

Бетти Грейбл – это американская актриса, танцовщица и певица, секс-символ своего времени. Именно её фотографии можно привести как пример пин-апа. Пообщавшись с девушками, которые увлекаются этой культурой сегодня, «Диалог» составил короткий и понятный план, как найти себя в ретро 50-х и не растеряться.

Шаг первый: понять, кто ты в пин-ап культуре. Примерить пин-ап образ может каждая девушка, и для этого не нужно «переделывать» в себе всё под красотку с плакатов один в один. На выбор есть несколько модных десятилетий, которые можно по-разному интерпретировать. Например, полностью повторив повседневную моду 50-х, с лёгким макияжем (без фанатизма). Или уйти в более яркий рокабилли стиль, где цвета насыщеннее, макияж выразительнее, и можно позволить себе экстравагантные аксессуары. Или выбрать для себя спокойные 40-е с их акцентом на плечи – так инструментами моды создавали образ сильной духом женщины.

Шаг второй: начать с макияжа и причёски. Посмотреть, какие причёски были в моде, можно по фотографиям той же Бетти Грейбл. Ещё один источник информации – фотографии обычных американок тех лет. И главное – не стоит браться за сложные конструкции: до роллов лучше научиться просто делать волны и орудовать «невидимками». Закрутить волосы можно на бигуди (в них нужно ходить дольше, но зато можно почту проверить, кофе сварить) или на плойку. Макияж будет зависеть от выбранного десятилетия: в сороковые максимум красили губы и немного ресницы, а длинные стрелки начали рисовать только в 50-е.

Шаг третий: найти одежду. И начать можно прямо со своего гардероба, просто пересмотрев его. Помогут архивные фотографии: там видно, какая юбка или кардиган из масс-маркета похожи на эти фасоны – ведь мода циклична. Как наглядным пособием можно воспользоваться и пин-ап иллюстрациями. Хорошо, если найдёте для вдохновения определённую женщину, чей образ близок. Сразу кидаться покупать оригинальные платья, пошитые в 50-е (весьма дорогие) не нужно: в секонд-хендах и на барахолках можно найти вполне доступные реплики на моду середины XX века, пошитые в 80-е и 90-е. За большим горохом не гонитесь: точнее в стиль попадёт мелкий принт – тот же горошек, но мельче.

Шаг четвёртый: выйти на улицу в образе. И лучше в запасе иметь как минимум пару часов на сборы. Если ретро-стилист собирается за полчаса (если выбирает повседневный образ), то, например, любитель тратит на это уже полтора или два часа. Стоит ещё быть готовой к тому, что вас могут фотографировать в метро или на улице, дотошно расспрашивая: «Вы со съёмочной площадки?»

Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!