102.6$ 107.4€
Новости Все новости

Арктика-2035: былая романтика Севера, поддержка коренных народов и ГОСТ для малого и среднего бизнеса

01 октября 2019 | 11:30| Наука и технологии

Далёкая и одновременно близкая Петербургу Арктика требует сегодня современного развития — и не только с точки зрения технологий, но и в части человеческого потенциала. Если в 50-60-х годах прошлого столетия она была притягательна для молодых умов, то сейчас, говорят специалисты, увы, уже нет. Как вернуть в арктическую зону былую романтику и молодёжь – и, главное, зачем – обсудили полярники, учёные и чиновники.

«Модная» Арктика

Петербург, хоть и не является арктическим регионом, играет не последнюю роль в развитии территории: здесь сосредоточены ведущие научные институты и вузы, специалисты которых помогут решить ключевые задачи в стратегии «Арктика-2035».

«Исторически это главный опорный город для покорения, освоения севера. Поэтому здесь сконцентрировано большое количество научных институтов, организаций ведущей инженерной мысли в сфере покорения Арктики. Мне кажется очень важным зафиксировать эту роль города за будущим арктическим развитием», – отметил заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков.

Однако какими бы прогрессивными идеями по развитию арктического региона ни владели эксперты, превратить Арктику в территорию будущего без информационной поддержки не так-то просто. Северу, как считает руководитель ИТАР-ТАСС– Санкт-Петербург Александр Потехин, нужно вернуть былую популярность.

«Когда мы говорим об Арктике, речь идёт о реализации великой арктической национальной идеи. Этот проект всегда носил мобилизационный характер – вспомнить хотя бы время Советского Союза. Тогда он был успешен именно потому, что задевал умы и сердца людей. И сегодня мы не сможем действовать в Арктике, если не сделаем её популярной, романтичной, пока она не станет модной для нашей молодёжи. Только так удастся остановить отток кадров из региона, привлечь туда амбициозных, дерзких, настойчивых, молодых ребят, которые продолжат дело 30-х, 50-х, 60-х годов. Но для этого нужно совершать пропагандистские усилия: требуется медийная активность, фильмы, игры, передачи. Конечно, необходима огромная работа с масс-медиа», – говорит Потехин.

Эту точку зрения поддержал и вице-президент Ассоциации полярников России, почётный полярник Владимир Стругацкий. По его словам, сегодня миллионы россиян мало что реально знают про Арктику – и если возвращать стране славу полярной державы, это нужно изменить.

«Огромная работа, которая была проделана в 30-е, 40-е, 50-е годы, в определённой степени была забыта, утеряна. Наша ассоциация много работает на то, чтобы популяризировать арктическую зону. И хочу заметить, что интерес к региону снова просыпается. Мы надеемся, он будет усиливаться», – высказался полярник.

Совместные исследования

Среди существующих проблем, эксперты отмечают разобщённость проводимых исследований. Так, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Игорь Ашик высказался в поддержку единой программы по научной работе.

«С одной стороны, мы видим понимание необходимости научных исследований в Арктике, с другой – меня тревожит, что сегодня у нас нет комплексной программы. Исследовательские работы ведутся различными организациями с разным успехом, а согласованности между ними нет. Я считаю, что это очень большая беда. На этом фоне меня радует в структуре развития арктической зоны пункт о развитии науки и технологии. Нужно понимать, что это за работа. Некоторые почему-то представляют её в виде экспериментов в какой-то химической лаборатории, но для нас лаборатория – вся Арктика. Наши эксперименты включают сеть наблюдений за природными условиями, экспедиции, привлечение дрейфующих станций и так далее – всё это довольно дорогостоящие мероприятия, и позволить себе бесхозяйственно распоряжаться средствами – вложение неправильное. Уверен, нам необходима единая комплексная программа исследований», – высказался эксперт.

Исследовательскую проблему отметила и директор музея Арктики и Антарктики Мария Дукальская. Она связала её с вопросом сохранения арктической культуры. Так, музейщики сегодня практически не получают информации о современных экспедициях и научных исследованиях – это, по словам Дукальской, усложняет их ежедневную работу.

«В 1932 году мы были единственным музеем Главного управления Северного морского пути, и любая экспедиция освещалась у нас. А что мы можем показать сейчас, чем мы можем привлечь школьников, что им можно рассказать о том, что твориться в Арктике сегодня? Ничего. Потому что все арктические экспедиции работают сами по себе. Никто не думает о том, что это нужно сохранить, привезти нам какие-то вещи, фотографии для того, чтобы на этом опыте воспитывать молодых людей, которые приходят в музей. В проекте стратегии-2035 я не увидела слова «культура», а она очень важна», – подчеркнула директор музея.

Инженеры-инноваторы

Романтика романтикой, но современное поколение, как считает руководитель проекта «Арктический инновационный кластер СЗФО» Александр Краснов, уже не то – и просто ради красивой и популярной картинки в Арктику массово не отправится. Чтобы привлечь новое поколение на север, уверен эксперт, нужно обеспечить региону передовые технологии и комфорт.

«Чтобы молодёжь туда поехала, там должно быть удобно жить. То есть всё должно быть передовым, а для этого необходима новая техника, которую из воздуха не взять. Поэтому во главе угла должен стоять человеческий интеллектуальный ресурс. Мы можем перевернуть всю энергетику, а она, по нашему убеждению – основа всего. Следует сделать её безопасной, дешёвой, абсолютно доступной, мобильной и компактной. А ведь 70 процентов всех затрат – какой бы вариант мы ни рассматривали – связаны с энергетикой. Нужно сфокусировать деньги на этом. Ещё один вопрос – технологии. Они должны быть экологически чистыми. И у нас есть решение по этому поводу, но нужна площадка, чтобы это обсуждать детально», – говорит Краснов.

О необходимости сделать ставку на науку высказался ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича Сергей Бачевский. Он отметил, что Петербург как раз и способен стать центром по подготовке кадров по всем научным направлениям.

«Мне кажется, в ходе корректирования стратегии нужно конструировать разного рода сервисы и описывать их заранее, чтобы они подходили под образ жизни в Арктике – а наука сделает всё остальное, она может сейчас почти всё. Главное – правильно поставить задачи. Как раз на информационных площадках важно обсуждать, какие первоочередные вопросы учёные должны решить, чтобы Арктика стала более привлекательной», – сказал Бачевский.

Бизнес и ГОСТ

Ещё один спикер отметил, что стратегия развития также должна касаться представителей малого и среднего бизнеса, поскольку, если им не помочь, они просто покинут северные регионы.

«В арктической территории бизнес становится неконкурентоспособен. Для предпринимателей это выплата полярных надбавок, увеличенные отпуска и ещё ряд обременений. Но нужно говорить о комплексном развитии – мы не сможем всех сделать бюджетниками и военными или отправить всех работать в госкорпорации. У нас нет возможности, как в СССР, [директивно] решать вопросы с завозом продуктов или арктическим туризмом. Это может сделать малый и средний бизнес, поэтому на него следует уменьшить нагрузку. В противном случае он просто оттуда уйдёт», – сказал руководитель информационно-аналитического центра ПОРА в Петербурге Игорь Павловский.

Среди важных вопросов, которые стоит решить, эксперт отметил также создание арктического ГОСТа. По его словам, это позволит оценить реальную стоимость работ в северных регионах.

«Допустим, нужно построить стадион, а его цена в три раза выше, чем такого же, но в Воронежской области. Сразу же появляются контролирующие органы и начинают задавать вопросы. И если не будет экономического обоснования, ничего развивать не получиться. ГОСТ – это одна из основных подрывных тем, которую нужно актуализировать, чтобы у каждого чиновника был ответ на вопрос «почему?» Возможно, Петербург, с его научным потенциалом, сможет помочь», – говорит Павловский.

Коренные народы

В повестке проекта стратегии «2035» стоит научное, технологическое, экономическое развитие. Но во главе угла, как считает первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Нина Вейсалова, должны стоять местные жители.

«Во всех нормативных документах нужно прописать, что арктические территории должны признаваться единой экосистемой, часть которой – коренные малочисленные народы. Не следует говорить только о культуре и её сохранении. В первую очередь необходимо думать об исконной среде обитания в условиях промышленного освоения, в условиях современной ситуации, которая сейчас глобально меняется в арктической территории. И, конечно, требуется, чтобы в большой программе по развитию Арктики была целевая подпрограмма, которая бы касалась конкретно устойчивого развития коренных малочисленных народов. Мы всегда говорим, что наша богатство – это природные ресурсы, а я считаю, что человеческие. У людей, которые там живут, нет запасных аэродромов – они должны там остаться и чувствовать, что государство уделяет им достойное внимание. Главная задача – это народосбережение в арктической зоне», – уверена Нина Вейсалова.

По словам экспертов, стоит задуматься и о том, чтобы сделать кадровую ставку именно на местных жителей. Они могли бы получать образование в вузах Москвы и Петербурга, а потом возвращаться на родину, где привыкли жить – в отличие от тех, кто приезжает в Арктику из других регионов и не справляется с поставленными задачами из-за суровых климатических условий.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!