102.6$ 107.4€
-0.53 °С

«Двести лет пролетели незаметно»: в Петербурге открывается музей мостов

26 сентября 2019 | 20:53| Досуг

В пятницу, 27 сентября, свои двери для посетителей распахнёт Музей мостов – филиал Центрального музея железнодорожного транспорта. Накануне открытия корреспондент «Диалога» побывал в новом учреждении и узнал, в чём «фишка» его экспонатов.

Для начала сразу уточним: разумеется, главный петербургский музей мостов – это, собственно, сам Петербург, в котором имеется несколько сотен постоянных переправ. Автор этих строк наскоро насчитал только в сердцевых районах города – не принимая в расчёт пригороды – 225, и на этой цифре сбился (и это ещё без учёта мостиков в парках и садах). Пешеходные, автомобильные, железнодорожные, через реки, каналы и ручьи… Естественно, что мостостроение стало «национальным спортом» для Петербурга вскоре после его основания, а заодно – и для всей страны, которую нужно было осваивать.

Новый же музей хранит в первую очередь модели мостов – не только петербургских и не только российских – общим числом 62. Однако к этим моделям ни в коем случае не стоит относиться легкомысленно: это не презентационные макеты, которые сейчас клепают из пластика, картона и проволочек к каждой большой стройке, чтобы впечатлять высоких начальников. Нет, эти модели и создавались в большинстве своём одновременно со своими настоящими прообразами, и сделаны ровно из тех же материалов. Это – не макеты, подчёркивают в музее, а полноценные технические модели. Многие из них сами имеют статус памятников технического искусства.

«Коллекции – целых 200 лет. Экспонаты начали поступать к нам, в нашу «особую залу», и с этого мы ведём историю. Как раз сегодня мы отмечаем 206-ю годовщину существования нашего музея. За эти 200 небольших лет были скоплены такие богатства: у нас более ста моделей искусственных сооружений и мостов. Они длительное время хранились в разных местах, но в конце 80-х годов «Мостоотряд-19» – в то время самая серьёзная и мощная в нашем городе мостостроительная организация – взял эту коллекцию, обустроил и разместил в своём административном здании. Так она и просуществовала до последнего времени – но в последнее время… экономические процессы, скажем так, привели к тому, что «Мостоотряд-19» находится в состоянии банкротства, и новые владельцы потребовали через суд срочной эвакуации», – пояснил директор ЦМЖТ Владимир Мителенко.

Три года ушли на судебные разбирательства и поиск подходящего (не только для хранения, но и для экспонирования собрания) помещения. В итоге Смольный помог подобрать площади в здании № 2 по Мучному переулку, не так уж далеко от основного здания ЦМЖТ. Оно находится, напомним, на Садовой, 50, вплотную к комплексу Петербургского государственного университета путей сообщения – ПГУПС: к этому вузу, преемнику института корпуса инженеров путей сообщения, имеет самое непосредственное отношение и музей.

Переезд моделей занял всего три недели. Полностью разместить коллекцию моделей, составляющую примерно 100 единиц, можно будет после ремонта третьего этажа здания.

«Вы представляете, насколько сегодня важно отвлечь детей от компьютера, вокруг которого они ничего не видят, и показать им эту эстетику, эту инженерную мысль, эти блестящие инженерные решения?» – добавил Мителенко.

Отметим, что в музее можно увидеть модели и тех мостов, которые больше не существуют: например, первых – цепных – версий Египетского и Пантелеймоновского мостов, существовавших до времён первой русской революции. В центральном зале основное место занимает уменьшенная копия Благовещенского моста в его первой инкарнации, работавшей до 30-х годов XX века: она разводилась не подъёмом пролётов, а их поворотом на 90 градусов (полотен было два). Из «новинок» же в экспозиции можно найти модель Большого Обуховского вантового моста.

«Петербургское мостостроение практически исчезло»: профессор кафедры «Мосты» ПГУПС о ситуации в отрасли и уникальности Крымского моста

«В Институте корпуса инженеров путей сообщения были организованы мастерские, которые делали все значимые модели, и их потом собирали в нашей «особой зале». Заслуга Августина Бетанкура – первого руководителя корпуса – было то, что он создал эту «залу» и дал возможность изучать и показывать это собрание. Двести лет прошли незаметно, а следующие двести пройдут ещё быстрее – абсолютно незаметно. Наиболее значимые модели мы обязаны собирать в своей коллекции, и нам нужно будет показывать то, что мы имеем», — подытожил директор музея.

Сейчас, по его словам, при строительстве новых мостов (а их в стране возводится очень много) уже не обязательно делают технические модели. Об этом Мителенко сказал с видимым сожалением – как знать, сколько из возведённых в последнее время переправ через те же двести лет (или скорее) тоже будут признаны классикой инженерного дела?..

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!