102.6$ 107.4€
0.03 °С
Новости Все новости

Как появляются привычки, что такое бессознательное поведение, и при чём тут утюг? Рассказывает психолог

12 августа 2019 | 09:07| Просто о сложном

У каждого человека на протяжение жизни вырабатываются привычки, своего рода «ритуальные» действия: например, желание лишний раз проверить закрыта ли дверь, уходя из дома, или рисунки-закорючки, что появляются на полях или клочках бумаги во время телефонного разговора. Такое поведение специалисты относят к бессознательному. Однако к нему можно причислить и другое – например, умение быстро решить простой математический пример или молниеносно отреагировать на опасную ситуацию. О том, почему так происходит, как зарождаются привычки, и что они означают, «Диалогу» рассказала кандидат биологических наук, доцент кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии СПбГУ Екатерина Виноградова.

Утюг и математика

Наверное, у каждого была такая ситуация: проснулся, собрался, вышел из дома и думаешь: а выключил ли я утюг, а закрыл ли дверь? Дело в том, что эти действия мы повторяем каждое утро, и они доведены до такого автоматизма, что память просто не фиксирует их. Всё происходит рефлекторно.

«В книге академика Павла Симонова «Созидающий мозг» есть глава о том, что неосознанное поведение можно делить на несколько частей. Одна из них – глубоко выработанные автоматизмы, которые вошли в привычку. Для них не требуется включать высшие отделы коры больших полушарий – например, выключил утюг и забыл. Это выработанные моторные действия, как у спортсменов, которые выполняют одни и те же упражнения. То есть, такое делается рефлекторно», – говорит Екатерина Виноградова.

Она пояснила, что это касается не только физических, но и умственных задач. Так, человек может решать простые арифметические примеры без включения высших отделов головного мозга.

«Есть работы, регистрирующие [то], как человек, не задумываясь, производит вычисления. Респонденту показывают несложную математическую задачу и приводят ответ. Его задача нажать кнопку: правильная цифра или нет. Очень часто мозг даёт верное решение раньше, чем подопытный начинает его анализировать. Быстрая реакция происходит потому, что такие вещи вошли в наше сознание с раннего детства – и мы производим вычисления неосознанно. Получается, это тоже привычка, которая выработалась годами», – объясняет эксперт.

Сверхсознание или курс на выживание

К неосознанному можно отнести и так называемые озарения, когда человек долго не может решить какую-то проблему или задачу, а потом её решение внезапно приходит в голову (вспомните хотя бы гениального Доктора Хауса). Например, российский психофизиолог, академик РАН Павел Симонов называл это сверхсознанием.

«Более сложные неосознанные процессы связаны с творчеством – то есть, когда человеку нужно решить какую-то задачу, и он постоянно об этом думает – даже когда занят другими делами или перед сном, а наутро его озаряет. Как в пословице: «Утро вечера мудренее». Симонов подчёркивал: так происходит переработка информации, которую мы не допускаем до сознания полностью», – рассказывает Виноградова.

Аналогичным, но куда более оперативным образом, действует мозг в стрессовых ситуациях. Например, когда нужно вытащить тонущего человека, его спаситель не задумывается над тем, что и как будет делать – он бессознательно принимает решение. Здесь, как в истории с математическим опытом, мозг моментально даёт ответ.

«В критических ситуациях, когда время на обдумывание нет, мы чаще всего поступаем максимально правильно. В стрессовых условиях у нас есть какие-то готовые программы – хотя, если их анализировать и логически обосновывать происходящее, они покажутся неверными. Просто сознание требует слов, а слова – медленный процесс. Опять же, предполагается, что это эволюция, ведь выживали те, кто умел принимать быстрые решения, без участия вербальной функции», – говорит психолог.

«Ритуальные» действия у человека и животных

Привычки, как бессознательное, могут быть разными: например, одни люди рисуют в блокноте во время телефонного разговора, другие же перед началом рабочего дня неосознанно перекладывают вещи с одного конца стола на другой, хотя даже не могут объяснить для чего так делают. Всё это можно назвать «ритуальными» действиями или, как говорят эксперты, «смещённым поведением».

«Оно появляется при столкновении мотиваций в самом широком плане. То есть, когда не хочется что-то делать, но нужно. Это желание оттянуть работу на потом, но сознание не разрешает так делать. Например, у студентов, когда нужно готовиться к сессии, начинаются бесконечные походы на кухню, чтобы заварить чай. Другими словами, неосознанное смещённое поведение возникает в тот момент, когда у нас нет готового решения, программы действия или нужно мобилизовать мозг», – рассказывает Виноградова.

По её словам, подобное поведение свойственно и животным. Так, когда сталкиваются два петуха, у них есть три основных варианта действий: борьба, бег или бегство. Есть и четвёртое – когда они не могут решить, что предпринять.

«Если птица на своём участке, она нападёт, если на чужом – убежит, а если они столкнулись на границе двух территорий, петух не может начать сразу драться. Оба начинают клевать несуществующие зёрна, а после этого уже либо разбегаются, либо дерутся. По схожему типу человек перекладывает предметы с места на место, прежде чем принять решение, что нужно начинать работу», – говорит эксперт.

Пример для подражания

Нередко привычки зарождаются в детстве – это имитация поведения авторитетных взрослых: родителей, бабушек и дедушек. Если, например, мама всегда сразу мыла посуду после еды, ребёнок может взять такую манеру за основу.

«Для нас имитация – одна из основных форм обучения. Мы имитируем манеру голоса, манеру одеваться кого-то, кого уважаем. Это очень сложная вещь, у которой много разных проявлений, и очень часто она совершенно не осознанная. Так, маленький ребёнок обучается есть ложкой ещё до того, как ему начинают показывать, как это делается. Дети копируют многое – например, папа всегда ставил правильно тапочки у кровати, и это потом воспроизводится и входит в норму поведения. И переделать имитационные привычки очень сложно», – объясняет эксперт.

На словах привить какие-то полезные привычки непросто. Так, если родители говорят ребёнку, что вещи за собой нужно сразу убирать в шкаф, а не вешать на стул, хотя сами не придерживаются этого, результата не будет. Здесь требуется наглядный пример, чтобы довести желаемое поведение до автоматизма и сделать его бессознательным.

Однако, если у человека проявляется навязчивая привычка – потребность стучать пальцами по столу, бесконечно мыть руки или соблюдать в доме идеальную чистоту – это может стать поводом для беспокойства.

«Неосознанное постукивание или привычка крутить карандаш в руке – это лёгкая форма невроза. К этому следует также отнести постоянное мытьё рук – по 30 раз на день. Если же говорить про то, что человеку требуется идеальный порядок, здесь просматриваются некие шизоидные расстройства личности», – перечисляет Екатерина Виноградова.

Она отметила, что на начальных этапах таких проявлений следует обратиться к специалисту, чтобы тот попробовал найти первопричину и помог справиться с проблемой. В противном случае это может перерасти в более серьёзные степени неврозов и другие диагнозы. Например, чрезмерный педантизм может привести к ананкастическому расстройству личности – когда у человека с излишним перфекционизмом появляются навязчивые мысли и действия. Такое поведение негативно отражается на отношениях с окружающими и портит жизнь самому пациенту.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!