Муниципальные выборы в Петербурге сотрясают скандалы. Оппозиция заявила о нарушениях более чем на 20 избирательных участках и требует отменить выборы на этих территориях, а виновных привлечь к уголовной ответственности. Тем временем, ЦИК не считает, что для этого есть достаточные основания. По словам экспертов, губернаторская избирательная кампания на этом фоне проходит не так громко, но и здесь не обошлось без происшествий. Подробности – в материале «Диалога».
Сводки с фронтов
В поле зрения оппозиции и «Наблюдателей Петербурга» попали Адмиралтейский, Выборгский, Петроградский, Колпинский, Приморский, Петродворцовый, Кировский, Пушкинский и Красногвардейский районы. Так, по словам координатора проекта «Объединенные демократы» Андрея Пивоварова, все нарушения зафиксированы. В большинстве случаев говорится о том, что муниципалитеты скрыли дату назначения выборов, а когда об этом стало известно, то в избиркомах появились искусственные очереди, чтобы помешать независимым кандидатам зарегистрироваться.
«Мы имеем дело с настоящим бардаком, который происходит в Петербурге. У нас есть статистика, где-то есть вопиющие случаи. Но хочется отметить, что в отличие от 2014 года кампания стала намного грязнее. Она имеет не вспышки на карте – один, два, три муниципалитета – а массово проходит по районам. Можно с уверенностью сказать, что это санкционировано на городском уровне. Кто несёт ответственность? Нужно разбираться. Для нас же важно назвать пофамильно и поадресно тех людей, которые совершают преступления. Потому что ЦИК, федеральная власть и городская избирательная комиссия не влияют на ситуацию, к сожалению. Мы хотим потребовать возбуждения уголовных дел в отношении конкретных людей, которые совершают правонарушения. Для этого будут подаваться жалобы в следственный комитет, причём на конкретные лица», – заявил координатор проекта «Объединенные демократы».
Жалобы на искусственные очереди даже попали в военную прокуратуру: по словам Пивоварова, к нарушениям привлекли курсантов одного из петербургских вузов. Он также рассказал о необходимости ночевать у ИКМО, чтобы подать документы.
«По Сосновскому мы обнаружили, что очереди организовывались родственником главы администрации, в толпе были курсанты Военно-медицинской академии. По этому поводу подана жалоба в военную прокуратуру. В Кировском районе в МО «Морские ворота» действующего депутата вынесли за руки члены избирательной комиссии и угрожали ему. И только после того, как кандидаты остались ночевать у избиркома, им удалось подать документы. На мой взгляд, происходящее – правовой беспредел», — считает Пивоваров.
Оппозиционеры также говорят о нападениях. Так, депутат Вишневский заявил, что в Петербурге избили кандидата в депутаты муниципалитета «Чёрная речка» от партии «Яблоко» Александра Шаталина. А около избиркома муниципального образования Екатерингофский пострадал руководитель петербургского штаба Алексея Навального Александр Шуршев, об этом он сам заявил в Twitter.
Муниципальные подснежники и реакция ЦИК
Округа, которые не объявили о начале выборов, прозвали в городе «муниципальными подснежниками». Однако, по словам руководителя регионального отделения партии «Справедливая Россия» Марины Шишкиной, это, а также фейковые очереди – распространённые, но не единственные нарушения. Она перечислила список «чёрных» технологий кампании этого года.
«Неработающие ИКМО – закрыта дверь по установленному адресу, открыта по неустановленному и только для своих. Далее – неисполнение решения избиркома по режиму работы с 9 до 18 часов. На местах устанавливают свой график, в который вы просто не поместитесь. Также было зафиксировано изменение схемы округов: это не очень распространённая в городе новелла, но по 15-му муниципальному образованию такая ситуация случилась. Нередка так называемая итальянская забастовка членов ИКМО, часами принимающих документы от кандидатов. Что ещё из свежего? Введение кандидатов в заблуждение относительно необходимых документов. Например, на юго-западе просили принести устав партии», – сказала Шишкина.
Она отметила, что справороссы уже подали в избирком более 100 жалоб. Оппозиция потребовала от ЦИК России отменить выборы в муниципальных образованиях, где были зафиксированы нарушения, однако там их доводы не посчитали существенными.
«Правовой механизм отмены выборов один — это суд. Мы имеем возможность обратиться в суд, как и городская избирательная комиссия, суд принимает решение. Мы считаем, что для этого были определённые основания по нескольким комиссиям. На сегодняшний день многое исправлено. Есть только одна комиссия, по которой у нас есть проблемы. Надеюсь, что мы их завтра решим. Большинство избирательных комиссий работают в штатном режиме, необходимость обращаться в суд минимальная», — цитирует зампреда ЦИК Николая Булаева РИA Новости.
Тем временем в Горизбиркоме отреагировали на жалобы и через суд потребовали от избирательных комиссий соблюдать график и продлить сроки для приёма документов. ИКМО Самсониевское и Сергиевское теперь оспаривают это решение в суде. По их мнению, городская избирательная комиссия превысила свои полномочия.
«Рассмотрение жалобы было проведено с нарушением процедуры, без истребования мнений членов комиссии и её председателя, без запрашивания документов, необходимых для всестороннего и полного рассмотрения доводов, указанных в жалобе. Данное нарушение привело к вынесению решения, не основанного на фактических обстоятельствах <…> Санкт-Петербургская избирательная комиссия, вынося оспариваемое решение, вышла за пределы полномочий, предоставленных ей <…> законом (ФЗ «Об основных гарантиях избирательный прав» ) <…> [и] вынесла формальное требование об обязании ИКМО «Сергиевское» выполнить определенные действия, которые и без этого решения мало того, что перечислены в действующем законодательстве, но ещё и были выполнены ИМКО «Сергиевское», — говорится в исковом заявлении. Аналогичные доводы своем заявлении приводит ИКМО Сампсониевское.
Напомним, на прошлой неделе в Центризбиркоме РФ организовали оперативный штаб, куда поступают обращения о нарушениях в рамках подготовки к муниципальным выборам в Петербурге. Всего пришло около 300 жалоб.
Муниципальный фильтр для кандидата в губернаторы
На губернаторском фронте тоже не всё гладко. Пока, по данным Горизбиркома, необходимые документы сдали 11 кандидатов из 28 желающих. Однако только четверо из них смогли собрать количество подписей муниципальных депутатов, которое превышает необходимый порог — не менее 150.
Жалобы на такой жёсткий муниципальный фильтр поступают регулярно. В частности зампредседателя Госдумы Игорь Лебедев, сын Владимира Жириновского, назвал происходящее «политическим фарсом» и пожелал Беглову проиграть выборы. Таким образом он отреагировал на то, что кандидат от ЛДПР Олег Капитанов смог собрать только 147 подписей. Правда, историю быстро переиграли — врио главы города назначил несостоявшегося оппонента руководителем комитета по межнациональным отношениям, а тот согласился и уже приступил к новым обязанностям.
Лидер фракции ЛДПР Олег Капитанов попрощался с ЗакСом
По причине нехватки подписей до выборов также не допущен петербургский депутат Борис Вишневский. Ещё со старта предвыборной кампании он лично объезжал муниципальные округа, чтобы получить необходимые подписи. Ему удалось проехать 84 муниципалитета из 111. О своих успехах он регулярно отчитывался на своей странице в соцсети.
«Для прохождения «муниципального фильтра» надо было собрать 155 подписей муниципальных депутатов в трёх четвертях муниципалитетов. Это якобы должно показать, что кандидат в губернаторы имеет поддержку в обществе. Собрать их мне не удалось. Но не потому, что у меня нет поддержки петербуржцев. <…> Мне требовались подписи муниципальных депутатов, подавляющее большинство из которых принадлежат к «Единой России», — объяснил ситуацию парламентарий.
100 дней до выборов: прогнозы и мнения экспертов об избирательной кампании
Куда больший интерес у общественности вызвало видео, которое опубликовал в Интернете петербургский штаб оппозиционера Алексея Навального. На кадрах запечатлена возможная фальсификация подписей в поддержку врио главы Петербурга Александра Беглова. Тот в свою очередь отреагировал оперативно и записал видеобращение, в котором заявил, что не имеет к происходящему отношение, предположив, что это либо провокация, либо глупость, либо злой умысел. Действующий глава также попросил разобраться в ситуации МВД и СКР. Следственный комитет и полиция уже проводят проверку.
Три губернатора Северной столицы: с чего начинали работу Матвиенко, Полтавченко и Беглов
Ранее Горизбирком Петербурга обратился в полицию. Поводом стали сообщения о сборе подписей с бюджетников, которых якобы заставляли это делать. Одна из жалоб, по данным СМИ, касалась Александра Беглова.
Напомним, в предвыборной гонке участвуют три самовыдвиженца — Александр Беглов, Игорь Михайлов, Павел Рассудов — а также Андрей Алескеров («Патриоты России»), Виктор Перов («Социальная защита»), Павел Созинов («Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»), Владимир Григорьев («Гражданская сила»), Владимир Козыро («Демократическая партия России»), Николай Заборовский («Партия прогресса»), Любовь Посняченко («Коммунистическая партия социальной справедливости»), Андрей Петров («Родина»), Михаил Амосов («Гражданская платформа»), Владимир Бортко (КПРФ), Надежда Тихонова («Справедливая Россия») и другие.
Ничего нового
По мнению экспертов, в текущей кампании политтехнологи не стали изобретать велосипед. И что касается муниципальных выборов, то подобные скандалы можно было наблюдать и в 2014 году.
«Я бы не сказал, что развернулась грязная игра: ровно тоже самое было на предыдущих выборах. Никаких для себя выводов организаторы тех кампаний тогда не сделали – точнее, они решили, что можно всё продолжать, как и раньше. Собственно, очереди из мускулистых ребят, переезжающий избирком, невозможность сдать документы – всё это мы уже видели. Муниципальные выборы как в прошлом, так и в этом сезоне построены по одной и той же схеме, теми же людьми. Тогда они никаким образом наказаны не были, поэтому и сейчас думают, что всё у них будет хорошо. Отличие этих выборов от выборов губернатора – налицо. 28 человек смогли зарегистрироваться. Все, кто хотел, сделал это. Изначально принимали всех желающих: от оппозиционных, от малых, почти никому не известных партий, самовыдвиженцев. А дальше – федеральный закон по муниципальному фильтру: кто прошёл его, кто нет», – говорит политолог Дмитрий Солонников.
Его коллега Юрий Светов также считает, что заявление «грязные выборы» звучит нелепо. Другое дело – как организован избирательный процесс.
«Я за выборами наблюдаю 25 лет – и каждый раз слышу эти слова. Здесь, конечно, есть серьёзные промахи в организации процесса и со стороны Горизбиркома, и со стороны избирательных комиссий муниципальных округов. Но ведь предпринимаются попытки эту ситуацию изменить. Горизбирком распорядился, чтобы ИКМО работали до тех пор, пока не примут всех кандидатов, а ИКМО говорят, что те им не начальники и судятся с ними, доказывая, что действовали правильно. Я не вижу здесь особой грязи, а наблюдаю достаточно ожесточённую политическую борьбу, и в ней используют методы, выходящие за рамки закона – как муниципальные подснежники», – объясняет эксперт.
По его словам, если оппозиция недовольна, то нужно обращаться в суд, возбуждать уголовные дела – но пока ничего подобного не сделано, и создаётся впечатление, что те, кто возмущается, лишь делают себе рекламу.
«Оппозиция всё время ждёт, что справедливый дяденька сверху скажет, чтобы делали «как надо». Но каждый муниципальный избирком считает, что он действует в своём праве, на основе существующего положения. И если вы с такой работой не согласны, судитесь. За это время сколько оппозиционных кандидатов подали исков в суд? По-моему, ни одного. Посмотрите: ИКМО три заявления подали на Горизбирком, считая, что он их заставляет делать, то, что они не должны. А сколько людей, права которых ущемлены избирательными комиссиями, подали в суд? Ни одного. У меня есть ощущение, что для некоторых кандидатов это хайп: пошуметь, набрать известности, совершенно не планируя участие в выборах – может и такое быть. Но, конечно, бороться с нарушением закона нужно. Я возмущён, поскольку думал, что выводы из 2014 года будут сделаны, что изменения, которые произошли в составе Горизбиркома и его руководства, позволят не допустить этих явлений, что для тех, кто возглавляет ИКМО, прозвучали предупреждения… Оказывается – нет. Кто-то их убеждает и кто-то им гарантирует, что им ничего не будет. Поэтому нужно обращаться в суд, возбуждать уголовные дела за препятствование волеизъявлению граждан», – считает Светов.
Что касается губернаторских выборов, то в данном случае жалобы кандидатов на жёсткий муниципальный фильтр не оправданы – уверен политолог.
«У нас 1515 муниципальных депутатов. Каждому из кандидатов нужно 150 голосов, и было понятно, что максимум эти подписи смогут получить 8-9 человек. Может, Михаил Амосов более авторитетен для муниципалов, чем Борис Вишневский. Вина ли в этом Беглова? Не знаю. Работайте следующие 5 лет с муниципалами, чтобы, когда вы захотите пойти на выборы губернаторы, они вам помогли», – резюмировал Юрий Светов.
В свою очередь, Дмитрий Солонников считает, что Петербург – это карта, которую разыгрывают московские политтехнологи. Их задача – сместить акцент на Северную столицу, чтобы кампания Сергея Собянина прошла тихо и по сценарию.
«Коллеги анализировали выдвинутых в Петербурге кандидатов в муниципальные округа. Там кого только нет: жители Краснодара, Нижнего Новгорода, далёких республик. То есть федеральные штабы делают всё, чтобы привести в Петербург большую команду людей и зарегистрировать их в качестве оппозиционных кандидатов из других субъектов России. Вряд ли это нужно тем, кто выдвигается, ещё меньше это нужно петербуржцам, но данную тему активно разыгрывают. Поэтому то, что во многом не петербуржцы оказываются в списках – это работа федеральных технологов, которые стараются здесь сконцентрироваться, чтобы отвести внимание от кампании Собянина», – объяснил политолог.
Среди кандидатов в губернаторы эксперты пока выделяют три сильные фигуры. Среди них врио главы города Александр Беглов, депутат Госдумы Владимир Бортко, выдвинувшийся от КПРФ, и Михаил Амосов от «Гражданской платформы».
Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»