102.6$ 107.4€
0.03 °С
Новости Все новости

Катастрофа мирового масштаба: эксперты о пожаре в соборе Парижской Богоматери

16 апреля 2019 | 20:35| Ситуация

Весь мир в понедельник, 15 апреля, в режиме онлайн наблюдал за тем, как полыхало сердце Франции – собор Парижской Богоматери. Исторический памятник загорелся в 19:50 по московскому времени. Огонь уничтожил кровлю, шпиль и часы. Объятый пламенем Нотр-Дам-де-Пари выглядел устрашающе, происходящее больше напоминало кошмарный сон или кадры апокалипсического фильма, но никак не реальность. Потушить пламя удалось только утром следующего дня. И всё время, пока спецслужбы боролись со стихией, у храма находились парижане – они, судя по кадрам с места происшествия, плакали и молились. Но случившееся – трагедия не только для французов, но и для всего мирового сообщества. «Диалог» собрал мнения экспертов и выяснил, какие потери понёс собор, как скоро удастся восстановить исторический памятник, и часто ли вообще происходят подобные пожары.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Coucou mes trésors, Quelle tristesse de voir un si beau monument en feu 😢 Sa rénovation pourrait durer entre 40 et 50 ans ! #tristesse @notredamedeparis

Публикация от Les aventures de la caro (@les_aventures_de_la_caro)

Что известно о пожаре

Причины возгорания ещё не известны. По предварительной версии, это могло случиться вследствие реставрационных работ, которые проводились на кровле. Версию поджога прокуратура Франции опровергла – об этом заявил парижский прокурор Реми Хейц: по его словам, нет никаких доказательств поджога в Нотр-Даме. Сейчас расследование находится на начальной стадии, в нём задействовано 50 следователей – все они работают, исходя из предположения, что пожар произошел случайно. «Расследование будет долгим и сложным», – заявил Хейц. Он отметил, что предстоит допросить работников пяти компаний, нанятых для работ по ремонту крыши собора, где как раз и вспыхнуло пламя.

В целом, борьба с огнём продолжалась более девяти часов – во вторник, 16 апреля, в 9:30 утра по местному времени возгорание взяли под контроль, а после потушили. Работу пожарных всё это время усложнял тот факт, что они пытались сохранить средневековый каркас здания. По этой причине было решено не тушить пламя с воздуха.

«Уничтожены две трети кровли собора Парижской Богоматери – но можно считать, что основная конструкция здания (в частности, северная колокольня) спасена от разрушения», — сказал Le Monde госсекретарь при главе МВД Франции Лоран Нунез.

По предварительным данным, во время происшествия три человека были легко ранены – это два сотрудника полиции и пожарный, сообщили телеканалу RTL в пожарной части.

Ещё во время пожара к собору приехал президент Франции Эммануэль Макрон. Он обратился к нации, заявив, что Нотр-Дам – это история страны, средоточие жизни французов. «Это место, где мы пережили все наши значимые моменты – эпидемии, войны, наше освобождение», – передал слова президента телеканал BFM. Глава государства закончил своё выступление обещанием восстановить собор.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Au revoir Notre Dame. Votre vie a été longue, belle, et aimée.🇫🇷

Публикация от Elissa Underkoffler (@annabeth______chase)

Сбор пожертвований

Сейчас на реконструкцию храма собирают деньги всем миром – в прямом смысле слова. Пожертвования вносят не только рядовые парижане, но и меценаты. Например, глава глобального торгового дома Kering, президент группы Artemis Франсуа-Анри Пино заявил, что перечислит на Нотр-Дам 100 млн евро, такую же сумму на реконструкцию намерен выделить Гуччи. Ещё 50 млн евро из городского бюджета пообещала ассигновать мэр Парижа Анна Идальго. Всего же, по данным телеканала BFM, по состоянию на 16 апреля уже собрано около 700 млн евро.

Тем временем, направить материальную помощь на восстановление Нотр-Дама можно через сайт общенационального сбора. На момент написания материала на этой площадке было собрано около 3,3 млн евро.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

#dominusvobiscum,#amen.✝️

Публикация от Shamkhal Ibrahimli Josephson (@_dr_shamkhal_josephson_)

Россия о катастрофе в Париже

Помощь Франции уже предложили многие страны, в том числе и Россия. Так, президент Владимир Путин направил своему коллеге Эммануэлю Макрону телеграмму. В ней он выразил сочувствие и предложил направить во Францию лучших российских специалистов, имеющих богатый опыт реставрации памятников мирового культурного наследия, в том числе произведений средневекового зодчества.

«Нотр-Дам – исторический символ Франции, бесценное сокровище европейской и мировой культуры, одна из важнейших христианских святынь. Беда, произошедшая этой ночью в Париже, откликнулась болью в сердцах россиян», – подчеркнул глава государства.

Слова поддержки высказала и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она отметила, что собор Парижской Богоматери олицетворял собой воплощение красоты и гармонии.

«Глубоко потрясена пожаром в соборе Нотр-Дам-де-Пари. От кадров, запечатлевших охваченные огнём кровлю и шпиль величественного здания, сжимается сердце. Собор Парижской Богоматери – это предмет гордости и достояние не только Франции, её граждан, но и одно из ценнейших сокровищ всей мировой культуры. Именно такие произведения искусства объединяют людей, делают их лучше, дают импульс культурному и нравственному прогрессу. Вот почему пожар в соборе Нотр-Дам-де-Пари – драма для всей мировой цивилизации, всего международного сообщества. В нашей стране люди близко к сердцу приняли случившееся», – сказала Матвиенко.

В свою очередь, министерство культуры РФ предложило организовать сбор добровольных пожертвований на восстановление собора.

«Мы предложим музеям и всем неравнодушным гражданам организовать сбор средств на реставрацию, восстановление Нотр-Дам-де-Пари. Мне кажется, это будет правильно. Мы проведём консультации с нашими музейными учреждениями – и, думаю, они поддержат такую инициативу. Это заложено в нас генетически — приходить на помощь, помогать тем, у кого случилась беда», – заявил директор департамента музеев минкультуры Владислав Кононов.

О парижской трагедии высказались и петербургские музейщики, которые с особой болью восприняли случившееся.

«Эта катастрофа лишний раз показывает, как хрупок наш мир и его культурные ценности, и как сложно защитить их от стихии, несмотря на все технические возможности 21 века. Мы благодарны всем тем, кто отстоял собор и его сокровища от огня, и вместе будем молиться за его скорейшее возрождение!» — написал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в телеграмме чрезвычайному и полномочному послу Франции в России, госпоже Сильви Берманн.

«Горит готическая душа», – так начала своё обращение генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. Кому, как не представителям этого музея, знакомо разрушение исторических памятников? Ведь именно петергофский дворцово-парковый ансамбль приходилось восстанавливать практически с нуля после Великой Отечественной войны.

Возрождение Петергофа после войны: уничтоженное наследие, минное поле и утерянные коллекции

«Все, кому дорога европейская культура, знают, что в мире не так и много памятников с такой удивительной энергетикой памяти, как Нотр-Дам. Это взметнувшаяся ввысь красота готики, это роман Виктора Гюго, это коронация Наполеона. Осип Мандельштам писал о его «готической душе». В Петергофе знают, что такое искалеченные памятники. Как горько, что это случилось в мирное время, ранней весной, на глазах всего мира», – написала Кальницкая на официальной странице ГМЗ «Петергоф» в «ВКонтакте».

Историки и архитекторы о пожаре в Нотр-Даме

Для экспертного сообщества пожар в соборе Парижской Богоматери – невосполнимая утрата. Да, восстановить его можно, но на это потребуется много времени, сил и средств. И пусть все эти задачи так или иначе решаемы – одно останется неизменным: в этом огне погибла история.

«Это выдающийся памятник готического зодчества, готической архитектуры. С ним связано множество событий не только французской, но европейской, мировой истории. Потери совершенно невосполнимые – точно так же, как невосполнима утрата любого другого артефакта, принадлежащего прошлому. В конечном счёте, неважно, где находится культурная ценность: в Петербурге, Париже, Нью-Йорке или Лондоне. В данном случае, мне кажется, масштабы внутренних разрушений самого собора чрезвычайно велики. А это значит, погибнет убранство; вполне возможно, пострадала алтарная часть. Конечно, можно восстановить абсолютно всё: с нуля построить замок, дворец, заново отделать интерьеры, но это не то, это не будет принадлежать истории, не будет принадлежать прошлому. В этом заключается главная трагедия», – считает заведующий кафедрой истории Средних веков СПбГУ, доктор исторических наук Андрей Прокопьев.

Аналогичной точки зрения придерживается и профессор кафедры теории и истории архитектуры Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Владимир Лисовский. «Катастрофа мирового масштаба», – именно так он назвал нотр-дамскую трагедию.

«В связи с пожаром в соборе вспоминали московский Манеж, горевший в 2010 году. Там пострадала вся крыша с уникальными конструкциями, которыми гордились все, кто занимается архитектурой: огромный пролёт с перекрытиями без опор. Всё это повторили, и получился новодел. Через 300 лет он будет иметь такую же ценность, как и предшественник, но пока не состарилась эта крыша, она будет восприниматься новой, не вполне соответствующей тому, что было. Так и с собором Парижской Богоматери: сделают, наверное, но это будет трудно. Там потери составляют, судя по фото, процентов 70, не меньше», – уверен эксперт.

Специалисты отмечают, что в истории мировой цивилизации осталось не так много памятников архитектуры в хорошей сохранности, повествующих о прошлом. Так, Андрей Прокопьев подчеркнул, что для Франции трагедия такого рода не новшество. Например, в XIX столетии во время массовых выступлений сгорел Тюильри (дворец французских королей в центре Парижа, составлявший единый дворцово-парковый комплекс с Лувром). В других странах подобное уничтожение архитектурных шедевров – тоже не редкость.

«Горели дворцы, храмы, резиденции в Лондоне, Германии, России. Например, в первой половине XIX века в царствование Николая Павловича горел Зимний дворец – правда, тогда, к счастью, удалось спасти картинную галерею, и до здания Эрмитажа огонь не добрался. В современной истории Петербург также имеет печальный опыт: несколько лет назад сгорел купол Троицкого собора. Но это постройка конца XIX века, а в случае со вчерашним пожаром речь идёт о памятнике архитектуры зрелого и позднего Средневековья. К сожалению, это события довольно частые – иное дело, что в наш современный век стремительное техногенное развитие предполагает наличие достаточно большого выбора превентивных средств, позволяющих в корне пресечь такие несчастные случаи. Одно дело, когда в XVII веке горит сухая штукатурка и сухая древесина, кто-то что-то не потушил… и началось, а другое дело – допустить эту трагедию сегодня», – говорит Прокопьев.

Некоторые эксперты считают, что пожарные слишком долго тушили огонь, что и привело к большим разрушениям. Так, петербургский архитектор Никита Явейн высказался о недостаточной подготовке парижских оперативных служб.

«Я не понимаю, как они за столько часов не смогли потушить? Я не видел брандспойтов, не видел пожарных катеров, которые бы всё это проливали, не видел вертолётов, сбрасывающих воду. Остаётся больше вопросов, чем ответов. Похоже, что с организацией пожарного дела в Париже не лучше, чем у нас, а, как я понимаю, гораздо хуже», – сказал Явейн.

В защиту французской пожарной службы высказался Владимир Лисовский, объяснивший это тем, что необходимо было сохранить бетонную конструкцию – каркас храма.

«Подобные пожары в век технического прогресса говорят о том, что, видимо, не всё человечеству доступно даже при существующих возможностях. Если рассуждать детально, ещё доподлинно не ясно, откуда взялось возгорание. Я, например, удивляюсь, что возник огонь такой силы, который быстро распространился и быстро всё уничтожил. Это трудно объяснить. Возникают вопросы: почему подобное произошло? Вполне вероятно, первопричина – человеческий фактор: кто-то допустил совершенно потрясающую халатность, работая на этих лесах. А почему пожар не прекратили быстро, частично объясняется: потому что резкий перепад температур от огня к холодной воде мог привести к ещё большим разрушениям. В таком случае могли не уцелеть и бетонные конструкции. Наверное, этим и руководствовались», – говорит специалист.

Он не забыл упомянуть, что в первозданном виде собор до наших дней не дошёл: за века существования были частично утрачены архитектурные формы, элементы и скульптуры, украшавшие здание. Первая полномасштабная реконструкция храма проводилась в XIX веке известным архитектором Виолле-ле-Дюком – именно после него Нотр-Дам приобрёл известный нам вид.

«Он воссоздавал утраченные детали – в том числе шпиль, который обрушился. Кстати, раньше он находился над средневековым собором, но с течением времени был утрачен и воссоздан Виолле-ле-Дюком. Теперь этот архитектурный элемент снова исчез. На реконструкцию уйдут годы и много средств. Хорошо, что миллиардеры начали направлять деньги на эти работы – хоть что-то хорошее сделают», – прокомментировал Лисовский.

Куда более оптимистичной позиции по восстановлению Нотр-Дама придерживается кандидат исторических наук, заведующий сектором архитектурной археологии в Государственном Эрмитаже Олег Иоаннисян.

«Если просто говорить о характере возможных разрушений при таком пожаре: горела кровля, утрачен шпиль. В принципе, это то, что возникло в соборе уже в довольно позднее время – в XIX веке при архитекторе Виолле-ле-Дюке. Основа храма – его древние кладки, древний каменный каркас – к счастью, не пострадали. О сроках восстановления сложно говорить – всё зависит от характера повреждений и от того, что именно пострадало; если это только кровля и шпиль, то задача сложная, но выполнимая. Конечно, зрелище жуткое. Вообще, когда такие вещи происходят – это страшно. Но я не стал бы нагнетать обстановку и говорить, что случилось непоправимое: основа собора, к счастью, цела», – подытожил Иоаннисян.

Отметим, Нотр-Дам – первый крупный готический храм, который начали строить в 1163 году. По словам специалистов, именно от этого года отсчитывается история готического стиля. Сам храм Парижской Богоматери имеет общемировое значение: он пережил разные эпохи и разных правителей, выстоял во времена народных восстаний и войн. В его стенах находилось немалое количество реликвий и произведений искусства – например, терновый венок Христа и священные одежды покровителей Парижа: Святой Женевьевы, Людовика XII и многое другое.

Подготовила Алла Бортникова / «ИА Диалог»

Увидеть, как собор Парижской Богоматери выглядел до страшного пожара — можно в нашей подборке фильмов, действия которых связаны с Нотр-Дамом.

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!