Михаил Ведерников: Наша основная задача – качественно расширить экономические возможности Псковской области
12 апреля 2019 | 17:30| ПолитикаПсковскую область и Петербург связывает сегодня не только запущенная «Ласточка», но и вопросы сохранения культурного наследия, развития туризма и инфраструктуры. «Диалог» поговорил с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым и узнал, как он планирует решить ряд насущных проблем региона и преобразить его в будущем.
Псковскую область часто называют уникальным регионом из-за её расположения – она находится на границе трёх государств: Латвии, Эстонии и Белоруссии. Как такое нетипичное соседство сказывается на развитии региона?
У Псковской области, несмотря на все сложности, конструктивные отношения с соседями. Мы развиваем совместные культурные программы, сотрудничаем по укреплению государственных границ, у нас довольно широкий двусторонний туристический поток, у которого есть серьёзные перспективы для роста.
Препятствует росту непростое оформление туристических виз – их стоимость для иностранцев сопоставима со стоимостью тура выходного дня в Псковской области. По этой теме интересным решением является система, которая существует в Приморском крае – безвиз для туристов из соседних стран. Аналогичный проект в нашей области – это вопрос сложный, но безусловно перспективный, и мы его будем прорабатывать.
Второй фактор – отсутствие быстрого и комфортного транспорта между Прибалтикой и Псковской областью. Тут мы уже начали работу над возобновлением международного сообщения «Псков-Рига-Таллин». Первые переговоры с «РЖД» уже проведены, и я думаю, что этот проект будет реализован в ближайшем будущем.
Что же касается непосредственно экономической составляющей, мы активно работаем с Эстонией и Латвией по программам приграничного сотрудничества – уже привлекли 16,5 миллионов евро грантовых средств и рассчитываем ещё на миллиард рублей в ближайшем будущем.
Есть что сказать и о Республике Беларусь. С ней у нас исторически сложились тесные экономические связи. Например, в 2018 году львиная доля псковского регионального экспорта пришлась именно на неё – около 180 млн долларов из 270.
В целом, приграничное положение – хороший аргумент для инвесторов, которые планируют работать на экспорт. Также это отличная платформа для развития туризма и культурной сферы. Другой вопрос, что потенциал этого направления ещё только предстоит полноценно реализовать, но мы работаем над этим.
Как вы планируете развивать туристические маршруты – и для россиян, и для иностранцев?
Вообще туризм в Псковской области – интересная тема. Это целая система вызовов и ответов, с которой нужно систематически работать на всех уровнях. Например, с одной стороны, есть очевидное богатое архитектурное наследие – одних только памятников федерального значения у нас более двух с половиной тысяч. В каждом районе есть потенциал для туристического кластера. С другой стороны, не все они включены в туристические маршруты и требуют финансирования для содержания. Зачастую нет средств даже на консервацию объектов – что, конечно, имеет свои негативные последствия.
Тут хочу напомнить, что недавно прошло первое заседание АНО «Возрождение объектов культурного наследия Псковской области», которое было создано по поручению президента. С его помощью планируется привлечь в течение 5 лет порядка 12 млрд рублей на восстановление более чем 20 объектов. Это колоссальная помощь региону, которая сегодня имеет принципиальное значение.
Ещё один пример – в области довольно хорошо развит религиозный туризм: к псковским святыням ежегодно приезжают тысячи паломников. Конечно, сейчас наши показатели сложно сравнивать с той же Владимирской или Ярославской областями, но с соответственной инфраструктурой мы можем добиться очень хороших результатов. Например, весной решим вопрос транспортной связи между Псковом и Печорами, где находится один из ключевых православных монастырей нашей страны, и куда парадоксально сложно добраться туристам. Недавно был тестовый запуск «Ласточки» по этому маршруту.
Есть и менее очевидные истории. В Псковской области существует продуктовый туризм – к нам часто приезжают из Прибалтики в наши супермаркеты или за топливом. Снижение стоимости визы этот поток может существенно увеличить.
Когда вы заняли пост губернатора, в разных интервью отмечали, что у региона есть ряд ключевых проблем, которые жизненно необходимо решить. К ним, в частности, вы отнесли транспортную доступность. Знаем, что с марта по маршруту «Псков — Петербург» ежедневно курсируют 3 пары скоростных поездов «Ласточка», налажено движение «Ласточки» из Пскова в Новгород и Петрозаводск. Какие ещё шаги будут предприняты в этой сфере?
Принципиальным моментом является возобновление внутрирегиональных железнодорожных перевозок. Скоростной поезд «Ласточка» по маршруту «Великий Новгород – Петрозаводск» будет останавливаться в Плюссе и Стругах Красных, что позволит жителям этих районов комфортно добираться до различных населенных пунктов. Как я уже говорил, с РЖД проработан вопрос продления маршрута скоростного поезда «Ласточка» «Санкт-Петербург — Псков» до города Печоры.
Отдельная тема – междугороднее сообщение Пскова с Великими Луками и Порховом. Сейчас прорабатываем решения в области мультимодальных перевозок, чтобы синхронизировать маршруты с «Ласточкой» и воздушными рейсами.
Во Пскове есть также аэропорт. Планируется ли введение новых маршрутов? Как будет расширяться их география?
Пару недель назад открылась продажа билетов на рейс по маршруту «Псков – Сочи». Самолёт будет летать по субботам, а с 4 июня 2019 года добавится ещё один рейс – по вторникам.
Это сложная работа – каждый такой проект должен быть максимально продуман и обоснован. Нельзя открывать всё подряд – у нас не такое большое население, и неактуальные маршруты будут отмирать сразу по рождению.
Будем шаг за шагом пробовать новые направления. Интересная тема – входящие и исходящие туристические рейсы для туров выходного дня. Тут хорошим потенциалом обладают Калининградская область и Кавминводы, будем смотреть по итогам работы с Сочи.
Отдельный вопрос – аэропорт в Великих Луках. Город находится довольно далеко от Пскова, и ему объективно нужно собственное сообщение для нормального развития. Сейчас на всех инстанциях эту тему обозначаем, просчитываем возможные варианты.
Наиболее перспективная идея – базирование в Великих Луках центра малой авиации. Мы уже нашли потенциального кандидата на эту роль, провели оценку сохранившегося имущества авиакомплекса, есть определённые предпроектные решения. Это непростой проект. Комплекс много лет находился в запустении, нужно финансирование на его восстановление. Но это реальная история не самого отдалённого будущего.
В вопросе про транспортную доступность нельзя обойти тему дорог. Недавно вы взяли их ремонт под личный контроль. Почему? И как вы отнеслись к идее правительства оценивать работу губернаторов по состоянию дорог?
Давайте я приведу небольшой пример. Когда мы запускали «Ласточку» в Петербург, целый ряд лиц пытался меня отговорить от этого проекта. Они не просто сомневались в его рентабельности, а на полном серьёзе опасались, что из области на ней уедут люди. Сейчас маршрут работает, загрузка стабильно высокая, РЖД готовы пойти навстречу и по ряду других проектов, поверив в область и её потенциал.
Проекту раньше препятствовали даже не ошибочные оценки, а устоявшееся мнение, что так в регионе работать нельзя. С дорогами то же самое. У нас ограниченные возможности, никто не спорит. Денег на капитальный ремонт всей дорожной сетки и близко нет – нужны огромные суммы. Но дополнительно накладывается устоявшийся стереотип, что в Пскове иначе и нельзя. Что тут не было нормальных дорог – и не будет, даже беспокоиться бессмысленно.
По полной аналогии с «Ласточкой» меня все убеждают, что даже разметку нормальную сделать в текущих условиях невозможно. А я считаю, что многое можно сделать нормально, если подходить к вопросу системно и ответственно. Перестроим сейчас отношения с подрядчиками, запустим лабораторию «Псковавтодор», отремонтируем асфальтобетонные заводы, сформируем экспертную группу – будем менять подход к проблеме.
Какие ещё проблемы региона вы бы выделили на данном этапе его развития: в кадровой политике, в вопросах демографии, инвестиций бизнеса? Как бы видели себе регион через 10 лет?
Проблемы можно перечислять бесконечно, и каждую из них можно объяснить объективными факторами. Но в конечном итоге всё упирается в деньги. Региону критически не хватает собственных средств и рабочих мест. В принципе, всё остальное – это следствие.
Поэтому за 10 лет основная задача – качественно расширить экономические возможности Псковской области. На мой взгляд, наиболее перспективные сферы – это промышленность, в том числе кластер в Великих Луках и особая экономическая зона Моглино, и, в меньшей степени, туризм – как во Пскове, так и в ряде прилегающих районов.
И у меня есть основания считать, что нам удастся многое сделать для их развития. Нормальная транспортная инфраструктура, безвизовый режим для соседних стран, якорные проекты вроде «Титан-Полимера», инвестиционная площадка на базе Дедовичской ГРЭС, вторая очередь «Криогаза» – многие эти проекты в случае успешной реализации могут качественно изменить обстановку в Псковской области. И, возможно, даже быстрее, чем за 10 лет.
В чём идея туристической привлекательности Пскова и окрестностей?
Самый востребованный туристический маршрут в регионе – «Псков — Изборск — Печоры — Пушкинские горы». Вот давайте по цепочке и пройдёмся, она довольно характерная. Псков – один из древнейших городов России с одним из лучших по сохранности крепостных комплексов. У нас самая длинная крепость в Европе, монастыри с домонгольскими фресками и поразительное множество небольших достопримечательностей с удивительной историей.
Город действительно старый – у него даже дата основания, по-хорошему, неизвестна. И поэтому он в каком-то смысле весь как сказка – здесь экскурсоводы могут про каждый угол рассказывать часами, и это будет интересно.
Изборск – знаковое место для всей России. Сюда, если судить по летописям, приехал княжить один из трёх варяжских братьев, Трувор. В 2012 году отмечалось 1150-летие города, и под эту дату был реконструирован весь исторический центр Изборска, создана хорошая точка притяжения для туристов.
Печоры – тоже особенный город в православной культуре. Псково-Печорский монастырь – один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Пушкинские горы с окрестностями – место жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина. Чего стоит одно только Михайловское с его статусом в российской литературе.
Средневековая история русского приграничного города, православный реликварий, территория усадебных комплексов дворян, которые сыграли важнейшую роль в истории нашего государства – Пскову не особенно нужна отдельная идея или туристическая концепция. Это, не больше и не меньше, место, которое нужно посетить каждому образованному человеку, интересующемуся историей России.
Беседовала Вероника Бабкина / ИА «Диалог»