Цифровые аборигены и новые технологии: какое будущее ждёт музеи
16 ноября 2018 | 21:30| КультураМожет ли существовать музей без коллекции, как он должен реагировать на запросы современности и как выглядит портрет посетителя будущего – эти и многие другие вопросы обсудили в пятницу, 16 ноября, на площадке VII Петербургского международного культурного форума. С прогрессом цифровых технологий музейное пространство, которое прежде ориентировалось исключительно на предмет, стало включать в себя новые формы искусства и осваивать более современные форматы – например, виртуальные выставки. Все это заставляет экспертов задуматься: а какое будущее ждёт музеи, и как они должны трансформироваться, чтобы привлекать новых посетителей? Корреспондент ИА «Диалог» разбирался в вопросе.
Новые правила игры
Больше всего опасений вызывает именно развитие цифровых технологий, которое способно изменить до неузнаваемости музейное пространство. Как отметил Член президиума международного совета музеев России Михаил Гнедовский, сегодня нематериальное наследие рассматривается наряду с материальным. «Мы живём в мире файлов. Музеи привыкли работать с вещами, а сейчас появилась другая работа. Все музейные технологии должны измениться: появляются новые правила игры», – сказал он.
Но, по мнению большинства экспертов, новые форматы не только не навредят сакральности музейного пространства и не помешают выполнять ему свои основные функции, но и помогут найти подход к посетителям нового поколения, воспитанных «с гаджетами в руках».
«Музей должен подать информацию так, чтобы она превратилась в знание, а это знание вписалось во внутренний мир современного человека. Именно цифровые технологии могут сформировать нужную среду и контексты. […] Музей в состоянии остановить бесконечный поток информации, который обрушивается сейчас на молодого человека», – рассказала о преимуществах использования новых технологий кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории культуры РГГУ Ирина Захарченко.
По её мнению, современному молодому человеку недостаточно просто взглянуть на экспонат – ему нужно сразу же начать с ним взаимодействовать, получать отдачу, чтобы лучше понять и усвоить информацию. Использование цифровых технологий способно решить эту проблему.
Кроме того, новые форматы подачи информации способны погрузить человека в атмосферу ушедших эпох. «Все идет к цивилизационному сдвигу, который ускоряет процесс разрыва человека со своим прошлым. Посетители сегодня склонны к восприятию прошлого в форме личных воспоминаний. Технологии будут способствовать этому – они дают возможность удовлетворить ностальгические устремления человека, вернуться к тому, что утрачено», – отметила кандидат педагогических наук, независимый эксперт в сфере музейного дела Зинаида Бонами.
«Если музей может наладить коммуникацию, то совершенно безразлично, какие он технологии использует», – подчеркнула Член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова Ольга Синицына.
Цифровые аборигены
Музей должны развиваться и трансформироваться вслед за людьми, которые меняются благодаря развитию информационной среды. «Посетителями музеев станут цифровые аборигены – то поколение, которые уже не разделяет реальный и виртуальный миры. Они живут в условиях бесконечного информационного потока. Задача музея сейчас – размышлять о том, как прилечь именно эту аудиторию», – сказала Ирина Захарченко.
По мнению экспертов, музейные работники должны сконцентрировать свои усилия не на предмете, а на человеке. Посетителя нужно вовлекать в процесс, не давать ему оставаться пассивным пользователем. «Главное, что происходит в музее, происходит в голове у посетителя. Предмет при этом продолжает лежать в витрине. Взрыв происходит при их взаимодействии», – подчеркнула Ольга Синицына.
Иную точку зрения выразила кандидат философских наук, доцент кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета Антонина Никонова, отметив, что музей не должен идти на поводу у посетителей. По её мнению, не нужно стремиться к тому, чтобы музей удовлетворял потребности зрителя – он должен сам формировать эти потребности.
Музейный бум
Участники круглого стола во время дискуссии затронули тему появления новых культурных ценностей. С каждым днём возникает все больше материальных или нематериальных экспонатов – но это естественный процесс, ведь понятие культурной памяти не связано только с прошлым, а включает в себя и то, что происходит сегодня.
Зинаида Бонами предложила по-новому взглянуть на экспонаты. «Музейный бум, который мы сейчас наблюдаем, то разнообразие вещей в нем, говорят о том, что есть способы осмысления устаревших предметов. Их нам даёт современное искусство и дизайн. Возникают удивительные вещи – например, стимпанк (направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией – ИА «Диалог»), в котором задействованы детали двигателей XIX века. Творческое отношение к предметам – вот на чём должен сконцентрироваться музей», – сказала Зинаида Бонами.
Подводя итоги дискуссии, эксперты согласились с тем, что музейное пространство должно сохранять свои основные функции, но при этом не может игнорировать требования современной жизни. «Правил нет: можно пробовать всё, мы имеем право на ошибки. Музеи нацелены правила нарушать, они могут всё!», – поставила точку кандидат исторических наук, заместитель директора по музейной работе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук Юлия Купина.
Марьяна Терехина / ИА «Диалог»
Все материалы, касающиеся Культурного форума-2018, доступны по ссылке.