96.1$ 105.1€
10.59 °С
Новости Все новости

Сайнс-арт: как наука соединяется с искусством

16 ноября 2018 | 20:00| Культура

В конце октября этого года картину «Портрет Эдмона Белами» продали на аукционе за  432,5 тысячи долларов. Казалось бы, на аукционах чуть ли не каждый день продают картины за огромные деньги, но здесь есть одна особенность — автором работы является не человек, а нейросеть. На VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме эксперты рассказали про уже существующие примеры объединения науки и искусства, а также о том, зачем нужно слияние, казалось бы, радикально противоположных видов деятельности.

Где граница?

Сейчас, по мнению экспертов, науку и искусство становится сложно разделить. Профессор Art Science Node из Канады Нина Зеглиди считает, что стереотип о том, что смешивать их сложно и даже невозможно, появляется благодаря нашему образованию, которое эти понятия разделяет. «Сегодня художники проводят свои исследования и получают докторские степени. Более того, сейчас существуют резиденции для художников, наподобие лабораторий учёных. […] Сейчас границы между искусством и наукой становятся всё более и более размытыми, люди учатся друг у друга и рождаются новые идеи», — рассказала она.

Такой «союз» не просто необычен — он полезен для обеих сфер. «Все понимают, что искусство интересуется наукой, потому что наука даёт искусству новые выразительные средства и новые темы. Но, что интересно, и искусство очень полезно для развития науки», — объяснила художник и профессор университета Сорбонна Ольга Киселёва.

Искусство в науке

Физики и лирики, как выяснилось, всё же могут дружить и сотрудничать — и при том весьма плодотворно. «Художники в научных лабораториях нужны даже больше, чем учёные в мастерских, потому что у художников другое, нетрадиционное мышление и художники задают необычные вопросы, которые двигают науку вперёд», — считает Ольга Киселёва.

По мнению преподавателя итальянских Академии изящных искусств в Урбино и Университета Удине Пьера Луиджи Капуччи, искусство может привлекать внимание людей к проблемам, которые должна решать наука. «Одна из наших проблем — это изменение климата. Но нам кажется, что это коснётся не нас, а будущих поколений, поэтому мы думаем, что всё нормально. […] Я живу в регионе, где в течение восьмидесяти лет ожидается повышение уровня воды до 80-140 сантиметров, это гигантская цифра. […] Но никто ничего не делает, потому что это — не здесь и сейчас, а когда-то в будущем», — рассказал он. Капуччи объяснил, что искусство могло бы объяснять людям, что об этом нужно думать уже в настоящем — и, возможно, в какой-то степени даже шокировать их.

Но художники также могут привлекать в исследования новых людей и заинтересовывать их. «Наука слишком сложная, чтобы неподготовленный человек смог её понять. А искусство может доносить информацию доступно, интересовать обывателей», — объяснил Капуччи.

Наука в искусстве

Порой искусство может приводить к научным открытиям. Подобным примером поделилась культуролог Анастасия Четверикова. Французская художница Марион Лаваль-Жанте вводила себе в кровь иммуноглобулины лошади — таким образом она выражала свой протест против экспериментов над животными. «Но в ходе её перфоманса учёными, которые исследовали её организм, были обнаружены действительно полезные свойства этих инородных иммуноглобулинов для лечения аутоиммунных заболеваний», — рассказала Анастасия Четверикова.

В Лувре сейчас выставляется творение Ольги Киселёвой, которое не смогло бы появиться на свет без научных разработок. «Это биологические часы, которые показывают время, идущее с такой скоростью, с какой вы это время ощущаете. Как человек питерский, живущий в латинской стране, я всё время чувствую физически, как я медленно всё делаю. И мне показалось, что это несправедливо», — рассказала Киселёва о своей идее. «Изюминка» проекта в том, что время на часах не просто замедляется или ускоряется — оно меняет свой темп и подстраивается под каждого конкретного человека.

Более того, компиляция науки и искусства не просто интересна — она востребована. Как рассказала Ольга Киселёва, идеей биологических часов заинтересовался холдинг Richemont, в который, например, входит французский дом Cartier. И, возможно, скоро слова о единстве науки и искусства превратятся в аксессуары, гаджеты и средства, которые и упрощают, и украшают нашу повседневную жизнь.

Дарья Тюрина / ИА «Диалог»

Все материалы, касающиеся Культурного форума-2018, доступны по ссылке.

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!