Малый бизнес — важная составляющая экономики страны. Он обеспечивает весомый вклад в государственный бюджет, рабочие места, запускает структурную перестройку, создаёт качественные товары и услуги для рынка, конкуренцию, соответственно предотвращает возникновение монополий. Без малого бизнеса невозможно развитие экономики, именно поэтому важно появление новых игроков на рынке. Согласно опросам, желающих открыть своё дело останавливают проблемы, неизбежно ожидающие на пути. Глобальные — административные барьеры, недоступность кредитов, коррупция — и локальные — недостаточность информации, разрозненность источников помощи и поддержки, отсутствие опыта в поиске партнеров, товаров, услуг, мошенничество. Если с первыми сталкиваются не все предприниматели, то вторые знакомы каждому. Помочь предпринимателям с решением этих проблем способна новая бизнес-платформа Biztogo.
Biztogo — единый многофункциональный сервис, который помогает развиваться малому и среднему бизнесу. Основатель платформы — Владимир Павловский. Молодой и скромный бизнесмен, который не боится ошибок. За плечами – несколько проектов в разных отраслях: в производстве, сфере услуг и IT, поэтому он готов поделиться своим опытом, как свести ошибки в бизнесе к минимуму.
Как вы пришли к тому, чтобы основать компанию Biztogo?
Довольно спонтанно. Я тогда занимался грузоперевозками, а мой друг работал в банке. Нам предложили присоединиться к IT-проекту, но, взвесив все детали, мы поняли, что хотим сделать что-то интересное сами. Создали компанию, определились с концепцией, собрали группу разработчиков. Так появился проект Cargotogo — сервис для грузоперевозчиков, это был первый проект, альфа-версия Biztogo. Тогда казалось, что это был уже настоящий продукт. Мысли о создании «единого окна для бизнеса» пришли позднее.
Что такое Biztogo? Опишите, от чего отталкивались при создании.
Мы поставили перед собой задачу создать место в интернете, где предприниматель может расширить свои возможности. Для этого выбрали платформенную модель, которая состоит из модулей — разделов: товары, услуги, грузоперевозки, недвижимость, спецтехника, чтобы задействовать все виды бизнеса. Таким образом мы получили возможность максимально профессионально общаться с каждым бизнесменом. Не как в «Авито», например, где можно оставить только ограниченную информацию: я грузоперевозчик и могу возить грузы. Для B2B и B2C этого недостаточно. Люди привыкли общаться более конкретно. Скажем, у меня есть 20 тонн груза, мне нужен грузовик с холодильной установкой, который должен выехать 22 сентября в 18:15 из Москвы в Санкт-Петербург, с собой иметь список разрешающих документов. Это другой подход. Для коммуникации между пользователями мы создали мессенджер. На платформе есть возможность обмена документами — электронный документооборот, личный кабинет, аналитика, новостной блог, проверка контрагента. То есть мы постарались сделать для предпринимателей сервис единого окна. Сейчас мы развиваем собственный блокчейн для безопасного электронного документооборота. Для нас это реальная нужда, а не хайп.
Почему вы считаете, что это будет работать и нужно людям?
Потому что я сам занимался бизнесом и сталкивался с проблемами. Мы создали проект, который позволит решить часть проблем за минуты, а не за дни и недели. Я не говорю, что это волшебная палочка и поможет во всех случаях, но сервис выступит дополнительным источником заказов, поставщиков, сэкономит время на идентификацию контрагентов. Всё происходит в одном окне, значит нет необходимости пользоваться множеством сервисов и тратить на них деньги.
Сотрудники нашего колл-центра опросили 120 000 предпринимателей из России, а также Таможенного союза и выяснили, какие онлайн-инструменты для ведения бизнеса им хотелось бы видеть. Эту информацию мы учитываем при разработке. Наша цель — сделать работу с платформой такой же простой и обыденной, как вызов такси через приложение.
Если представить, что, когда вы начали заниматься бизнесом, проект Biztogo уже существовал. Каких ошибок он помог бы избежать?
Прежде всего платформа требует от людей пересмотра устаревших «истин». Если раньше все больше полагались на себя и свой круг знакомств, то глобализация и рынок заставляют взаимодействовать с внешним миром. Допустим, у меня пасека за городом в горах. Если действовать по старинке, то мне пришлось бы купить склад для хранения и автомобиль для доставки мёда, которые мне, как производителю, не нужны. С платформой я могу распределять средства эффективнее: поставить больше ульев, повысить качество мёда или вложить деньги в рекламу, а всё остальное отдать подрядчикам на аутсорс. Платформа, которую мы развиваем, заставляет предпринимателей выйти из зоны обманчивого комфорта и начать взаимодействовать, то есть пользоваться услугами людей, которые на них специализируются.
Допустим, я продаю детскую одежду. Сколько нужно денег, чтобы зарегистрироваться и зарабатывать с помощью Biztogo?
Базовый доступ с базовым функционалом всегда будет бесплатным. Если у человека бизнес развивается, требуется размещение большого количества объявлений и запросов, то доступна подписка — 500 рублей в месяц или 4000 рублей в год.
Есть ли у вас универсальный совет молодым предпринимателям, решившим запустить собственный бизнес, но сомневающимся в успехе?
Во-первых, не нужно боятся экспериментировать. Во-вторых, не нужно, даже если у вас есть деньги, тратить сразу много на какой-то бизнес. Вложите, попробуйте, потом масштабируйте. Если вы хотите использовать идею, которая есть на рынке, придумайте уникальность и развивайте её. Не бойтесь заниматься предпринимательством, в этом нет ничего страшного. Многие говорят: «Это не моё, нужно бухгалтерию сдавать», но бухгалтерию можно отдать на аутсорс. Каждый может сделать что-то хорошее и самореализоваться, надо пробовать.
Получается, у вас большой опыт в разных сферах, вы много всего попробовали. Если бы не Biztogo, чем бы занимались?
Наверное, остался бы в IT. Нашли бы ещё проект, который можно развить. IT — это очень интересно. Если вы хотите заниматься чем-то сложным, общаться с интересными людьми, быть на острие прогресса, чувствовать себя причастным к чему-то новому, то IT для вас. Не обязательно знать языки программирования. Можно найти себя в IT-проектах с другими компетенциями.
Последний вопрос: каким вам видится технологичное будущее в России?
Я не разделяю массовой радости от внедрения цифровых технологий повсеместно. Большое количество людей потеряют рабочие места. Если брать заводы, банки, государственный сектор, то они уже массово сокращают людей, заменяя их роботами и нейросетями. Дальше автоматизация будет только расширяться, поглощая всё больше секторов экономики. Так куда идти обычному человеку, если он всю жизнь работал на предприятии, или молодому специалисту, который только закончил обучение? Собственное производство без больших вложений не запустить. В такси тоже не пойдешь — их в ближайшее время оборудуют автопилотами. Одним из вариантов будет своё дело — малый бизнес. Люди не коровы на ферме, которые едят одинаковое сено. Они хотят индивидуального подхода, который им обеспечат предприниматели и небольшие компании. Конечно, риски есть и здесь, но нужно подходить позитивно, объединяться с родственниками, друзьями, единомышленниками. Всё решаемо, если есть желание, вера в себя и трудолюбие.
Беседовала Вероника Бабкина / ИA «Диалог»
Партнёрский материал