102.6$ 107.4€
Новости Все новости

Организатор «Чайного фестиваля»: «Наша формула — отличная музыка, отличная поэзия и отличный чай»

30 августа 2018 | 16:00| Досуг

В воскресенье, 2 сентября, на Книжных аллеях (Малая Конюшенная улица) состоится «Чайный фестиваль» – квартирник под открытым небом. Корреспондент «Диалога» поговорил с организатором этого мероприятия, петербургским музыкантом Азатом Диваевым. Беседа, разумеется, прошла за чашкой чая.

— Как началась ваша музыкальная карьера?

— Моя музыкальная деятельность началась в Уфе – я учился в Уфимском училище искусств на отделении теории музыки, а в более юные годы ездил на фестивали авторской песни по Башкирии и всей России в составе уфимского ШКАПа (Школы-клуба авторской песни). Я не очень люблю слово «карьера» — наверное, более подходит слово «путь». Всё-таки карьера и то, как ты это проживаешь, – это немного разные вещи. Есть музыканты, для которых это занятие – работа, карьера, — а есть те, кто мыслит несколько иначе.

— Сложно ли было пробиваться здесь?

— Нет, всё было не так уж трудно – для меня в удовольствие это делать, в том числе и большие, громоздкие фестивали. Иногда бывает трудно, но всё-таки это радость – будто нянчишь своего ребёнка.

— Расскажите, как появились «Чайные квартирники»? И что они из себя представляют – мне, как человеку со стороны, немного непонятно. С чего вы начинали и к чему пришли?

— Была задача: развеять существующий стереотип о том, что независимые, андеграундные музыканты – это те, кто обязательно пьёт алкоголь, гуляет и ведёт сомнительный образ жизни… Однако это далеко не так – каждый человек проявляет себя как умеет, как ощущает. Уже после того, как «Чайные квартирники» набрали обороты, у меня появилась мысль: запустить таргетинговую рекламу в соцсети «ВКонтакте» для привлечения новой аудитории. Однако администраторы сайта не одобрили мою идею – в их голове жил тот самый стереотип, о котором мы говорили выше… и, продвигая «Чайные квартирники», я якобы рекламирую нетрезвый образ жизни. Официальный ответ был такой: «Извините, мы не можем дать вам возможность разместить платную рекламу, так как это противоречит правилам сайта». Но это было довольно давно – сейчас ситуация изменилась. Во-первых, у «Чайных квартирников» достаточный индекс цитируемости в сети, и нет необходимости дополнительно покупать рекламу; во-вторых, нас поддерживают Книжные аллеи – без них мы бы просто не доросли до статуса «Чайного фестиваля». А это значит, что наш план выполнен. И перевыполнен.

— А всё-таки – как это происходит? Я пока слабо себе это представляю – и, наверное, наши читатели тоже могут задаться вопросом.

— Если мы говорим о «Чайном квартирнике»: пять музыкантов-авторов – всегда разных – играют блоки песен по 30 минут. При этом в зале без отрыва от музыки и при участии чайного мастера происходит настоящая чайная церемония. Длится всё это примерно три часа, с небольшим перерывом. Количество зрителей – от 30 до 40, все счастливы, все улыбаются. Если мы говорим о «Чайном фестивале» 2 сентября – будет всё то же самое, только размах шире.

— Музыкантов непременно должно быть пять?

— У нас было и 5, и 6. Но мы сейчас говорим о музыке, которая содержит некую информационную, текстовую нагрузку (а зачастую это поэзия довольно высокого полёта). Такую музыку больше трёх часов слушать не имеет смысла: дальше мозг отключается. Пять исполнителей – это оптимальное количество новой информации, которое зритель может воспринять без перегруза, так скажем.

— Получается, что каждый квартирник – уже этакий мини-фестиваль?

— Да, причём я всё-таки оговорюсь, что в Петербурге существует не только наш «Чайный квартирник»: есть ряд иных, аналогичных сообществ. У каждого – своя фишка. У нас эта фишка – чай. Ищите – и обрящете.

— Почему не алкоголь – это понятно. А почему именно чай, а не, например, кофе?

— Я больше люблю чай (улыбается). В 2017 году у меня был акустический тур по стране в поддержку альбома «Хроники Акаши». В Краснодаре за час до концерта я сказал организаторам: «Слушайте, ребята, неплохо было бы расслабиться и одновременно взбодриться, какой чай вы мне посоветуете?» Они, хитро переглянувшись, заявили в один голос: «Кудин!» Я попробовал – и понял, что это мой любимый напиток. Именно так появилась идея – делать именно чайные квартирники. Но на них мы, конечно, пьём не только Кудин, а множество разных сортов чая – всё зависит от чайного мастера.

— Как определяется музыкальный репертуар для чайных квартирников? Наверняка выбор большой.

— Всегда видно, когда человеку есть, что сказать – для меня это очень важно. Должно быть ядро… Если есть какая-то жизненная позиция, стержень – это сразу видно и понятно, совсем не обязательно быть музыкантом или организатором фестивалей, чтобы почувствовать это. Например, когда вы утром идёте в метро, вы видите разных музыкантов – кто-то цепляет, кто-то нет. Кто-то из них исполняет свои песни, кто-то чужие, но тот, кто делает это искренне и от души – сразу выделяется. Тут даже не важен тембр голоса или виртуозная игра на гитаре…

— С чем связана идея перевести квартирник в формат фестиваля? Выйти из помещения на воздух, так сказать?

— Как я уже говорил, в Петербурге существует множество независимых объединений и отдельных людей, которые делают концерты, фестивали, квартирники. Ольга Атаманова – одна из них – как-то позвала меня на фестиваль антивоенной поэзии и музыки «Жмут кирзачи тому, кто вечно прав», а он проходил как раз на Книжных аллеях. Это было очень давно – кажется, в самом начале лета (да, для меня это давно – так как я уже успел проехать второй тур по России). Я это место заприметил и договорился о фестивале с хозяевами площадки. После разговора мы поняли, что у нас есть общий взгляд на мир и на культурные ценности. И вот… мы делаем «Чайный фестиваль» на Книжных аллеях. А с чем связана идея – хочется расти и выходить за рамки. Делать постоянно что-то новое, а не старое.

— Но ведь Книжные аллеи – это проект государственный, организует его комитет по печати. Сложно ли было с ними договариваться? Вообще сложно ли работать с государственными ведомствами? Опыт у людей бывает разный…

— Нет, совершенно не трудно – «свои» люди есть везде. Если есть общие интересы и общая цель, то договориться можно с кем угодно и о чем угодно.

— Кто будет выступать на фестивале? Как определялся этот состав? И как музыкальный исполнитель или группа могут принять участие в проводимых вами мероприятиях – квартирнике или следующем фестивале?

— Если говорить о «Чайном квартирнике», то записываться нужно заранее – найти наш паблик «ВКонтакте», отыскать там соответствующее обсуждение и написать сообщение. Всё очень просто и прозрачно. Если же говорить о фестивале, большом open-air, то мы хотели сделать его состав максимально интересным. Подбором занималась небольшая команда людей (включая меня), имеющая непосредственное отношение к «Чайным квартирникам». Тут уж мы выбирали музыкантов, имеющих какую-то историю, статус, опыт работы на сцене… и своих зрителей. Чтобы они были интересны всем, не только нам самим. Выступать у нас будут следующие товарищи: известный поэт Стефания Данилова (кстати, «Диалог» недавно брал у неё интервью), Ольга Кострова – замечательная фолк-исполнительница. Музыкант Антилла, Денис Солодягин, Павел Страутниекс – лидер группы «Ильмус». Дмитрий Рыжов – тоже довольно известная личность в петербургском андеграунде, поэт Мария Леонтьева – организатор фестиваля «Собака Керуака» и Нефертити Александра – тоже поэт. И, конечно же, акустический дуэт «Маглтаун».

— А организаторы Книжных аллей не требовали согласовывать состав с вами? Не фильтровали?

— Была просьба от них – предоставить список выступающих. Я это сделал. Они увидели несколько фамилий людей, которые уже выступали на Книжных аллеях – город у нас маленький, сами понимаете, музыкантов мало (смеётся). Без проблем, наши музыкальные вкусы совпали.

— Насколько это сложно было устроить с финансовой, организационной точки зрения – потому что для организации фестиваля нужны и промоушн, и реклама, и вещи вроде афиш и буклетов?

— Скажем так: в мире очень много добрых людей… которые нас поддерживают. В том числе и финансово. Например, самоклеящиеся стикеры обошлись нам в 1300 рублей. Лично я не потратил ни копейки – эти деньги мы собрали. Аналогичная сумма ушла на афиши – эти деньги мы тоже набрали.

— Какие у вас дальнейшие планы? Я так понимаю, что квартирники останутся, а фестиваль будет отдельно?

— Это мой первый опыт, первый фестиваль. Думаю, что если всё будет отлично – а я на это рассчитываю – то в следующем году, летом, мы аналогичным образом проведём второй «Чайный фестиваль». Пока не знаю, будет ли это на Книжных аллеях или где-то ещё… Мне кажется довольно логичным осенью и зимой делать «Чайные квартирники» – в помещениях, чтобы не мокнуть под дождём – а летом фестиваль под открытым небом.

— Вы описали, как выглядит непосредственно процесс на квартирнике – музыка плюс чай… А как это будет устроено на фестивале? Если не секрет, конечно.

— Без проблем, никаких секретов нет. «НеобыЧайная Silent Tea» будет заниматься чайной церемонией – они прилетят на Малую Конюшенную на своём ковре-самолёте, и будут угощать всех чаем, как и на квартирнике. На сцене – девять музыкантов и творцов, между ними я буду рассказывать что-то относящееся к фестивалю, о квартирниках, о его истории, о планах. Будет несколько слов про наших информационных партнёрах – в том числе и о вас – и номера от наших партнёров (например, театра музыки «Клайст» и «Литературной гостиной»).

В общем, формула нашего Чайного фестиваля: отличная музыка, отличная поэзия и отличный чай.

— И последний вопрос. Ещё чаю?

— Не откажусь.

Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!