103.8$ 108.9€
3.36 °С
Новости Все новости

Собрать, чтобы разобрать: как должен развиваться раздельный сбор в Петербурге после принятия закона

24 июля 2018 | 16:00| экология

На последнем заседании весенней сессии, 4 июля, Законодательное собрание Петербурга одобрило в I чтении законопроект о раздельном сборе твёрдых коммунальных отходов. «Диалог» собрал мнения экспертов-экологов, чтобы разобраться в том, будет ли работать эта норма, когда обретёт статус полноценного закона, и на какие образцы нам следует ориентироваться.

Как нам обустроить мусор

Каждую секунду миллионы людей по всему миру выкидывают бутылки из-под напитков, фантики, исписанные бумажки, коробки. В России сегодня существуют 11 тысяч свалок, совокупная территория которых примерно равна площади Нидерландов. Только в Северной столице, по данным научного центра РАН, ежегодно образующийся объём мусора составляет 5 млн кубометров. «Проблема отходов по праву занимает ведущее место в природоохранном ранжировании», — пишут эксперты РАН.

Попытки решения проблемы наконец-то вышли из плоскости общественных обсуждений и инициатив в политическое поле. Упомянутый выше законопроект был утверждён почти единогласно в первом чтении; до ноября будет проводиться работа над поправками, после чего авторы документа ожидают его принятия в окончательном виде. Закон о раздельном сборе твёрдых коммунальных отходов (ТКО) собираются ввести в силу с января следующего года. Согласно документу, обычные баки для мусора в городе будут заменены специальными контейнерами. Каждый из них будет различаться по цвету и соответствовать определённому виду отходов: оранжевый – для опасных материалов (батареек, лампочек, термометров и т.д.), жёлтый – для полимерных отходов, к которым в основном относятся вещи, изготовленные из пластмассы: пакеты, пластиковые бутылки, плёнки. Прочие ТКО будут распределяться «на основе их однородных признаков», написано в законопроекте, и для них также будут выбраны характерные цвета.

«Обсуждать эту проблематику имеет смысл только тогда, когда за раздельным сбором последует раздельная переработка – чтобы не получалось так, что жители будут собирать [вторсырьё] раздельно, а потом его свалят в одну большую кучу. А такие случаи в нашем городе уже были. Региональный оператор [по обращению с ТКО] говорит, что к 2020 году ставит задачу перерабатывать 38 процентов отходов – значит, сейчас эта цифра значительно меньше. Есть ли в нашем городе инфраструктура для дальнейшей раздельной переработки тех отходов, которые жители соберут раздельно?» — спрашивал в ходе обсуждения законопроекта в городском ЗакСе депутат Алексей Макаров, возглавляющий парламентскую комиссию по промышленности, экономике и предпринимательству.

«Мы предусмотрели разделение отходов на три вида потому, что под эти три вида уже есть система. Первый – это опасные отходы, сбор которых находился в ведении комитета по природопользованию. В городе уже есть экобоксы, которые мы предлагаем дополнить специальными контейнерами. Второй – это пластик, потому что система его переработки в городе уже есть. Я не буду рекламировать заводы, но мы с ними достаточно часто встречаемся, и перед ними стоит проблема: достаточно большое количество [вторсырья] утрачивается, потому что оно уходит на полигоны и обратно не возвращается. А ведь можно было бы – это подтверждается тем, что даже во дворах эти предприятия устанавливают в добровольном порядке ёмкости для сбора ПЭТ и тому подобного. Эта система есть. А прочие коммунальные отходы мы предлагаем перерабатывать обычным способом на крупных сортировочных предприятиях. Я думаю, этот закон станет толчком к созданию таких объектов», — отметил депутат Сергей Купченко, один из авторов законопроекта.

Раздельный сбор позволит перерабатывать более значительную, чем сейчас, долю мусора и внедрять его во вторичное производство. На данный момент в России рециклингу подвергается лишь 10-15% всех отходов, остальные сжигают, или отвозят на полигоны и закапывают. Однако способов цивилизованной утилизации этой массы существует множество – так, по словам эколога, председателя общественной организации «Северо-Западный Зелёный крест» Юрия Шевчука, в Петербурге существует первое в России опытное производство по изготовлению искусственного камня.

«Его можно сделать из любых отходов, органических в том числе, путём добавления извести, глины, определённого модификатора. В результате образуется камень, который можно использовать для облицовки, засыпки старых карьеров и для подобного типа работ, где требуется инертный материал. В итоге мы придём к такому варианту, что не мы будем платить за мусор, а нам будут платить за то, чтобы мы доставили сырьё на перерабатывающие заводы, которые будут потом делать специальный искусственный камень и его продавать», — отмечает эксперт.

На вопрос, как много времени потребуется горожанам, чтобы привыкнуть к раздельному сбору мусора, Шевчук отвечает, что если плата за вывоз мусора при этом уменьшится, то петербуржцы достаточно быстро адаптируются к нововведениям.

Стеклянный день в Токио

Нужно учитывать, что к переходу на раздельный сбор всех горожан всё равно нужно время. Страны Европы и Восточной Азии потратили многие годы на отработку практической методики получения и утилизации сырья, представляющего интерес для вторичной переработки.

В Европе и некоторых других странах такой способ распределения мусора практикуют на протяжении уже 20-30 лет – за это время люди привыкли к мысли, что это и есть норма. В Японии, например, существует философия «Моттаинай». Суть её заключается в том, что любой возможный материал жители страны пытаются использовать повторно или пускать в переработку. Раздельный сбор закреплён на законодательном уровне: за выброшенный не в том месте мусор грозит большой штраф, а в особо тяжких случаях – и уголовная ответственность. В каждом доме у японцев есть несколько баков, которые они выносят на улицу в зависимости от дня недели: допустим, если в день сбора горючих отходов выставить бак со стеклом, его попросту не заберут. Таким образом они решают проблему перегруженности мусоровозов для каждого вида отходов, а именно этот вопрос является одним из камней преткновения на пути внедрения подобной системы в России: дескать, если один бак – то и машина нужна одна, а если ёмкостей четыре, то потребуются и четыре мусоровоза (а значит, вчетверо больше топлива).

В России и большинстве других стран свалки занимают большую территории, японцы же нашли им полезное применение. Из спрессованного в брикеты мусора в Японии построен, например, искусственный остров Одайба в Токийском заливе, знаменитый своей футуристической архитектурой и самым высоким колесом обозрения в мире. Несмотря на такой «фундамент», он является одним из престижных районов Токио. Другой остров, построенный по такому же принципу, лежит в основе международного аэропорта Тюбу в Нагое. Опыт Японии по раздельному сбору изучают сейчас и отечественные специалисты, чтобы перенять его в России там, где это будет возможно – это отметил и один из авторов петербургского законопроекта, депутат Купченко.

Большое внимание этой теме уделяют европейские страны. Так, например, в Германии раздельный сбор начал действовать примерно с 1990 года. Для неподготовленного человека действующие в ФРГ правила могут показаться чересчур жёсткими: если хотя бы один человек из жилого дома не будет сортировать бытовые отходы, управляющая компания откажется обслуживать весь дом, поэтому немцам просто невыгодно нарушать эти установки. Далеко вперёд продвинулась Швеция – там вторичной переработке или сжиганию подвергается 99% всего мусора. Половина этого объёма используется для получения электрической и тепловой энергии. Биологические отходы компостируются или перерабатываются в биогаз, на котором в стране работает общественный транспорт. Волокна картона в среднем повторно используют по 7 раз, стекло – целых 30. На данный момент в перерабатывающей отрасли работают 17 тысяч человек (из 10 миллионов всего населения Швеции), а весь оборот составляет 3,5 миллиарда евро в год. В целом система раздельного сбора мусора в странах Западной Европы очень схожа – для их жителей такой образ жизни в бытовом плане давно превратился в естественную привычку.

Такого же результата пытаются достичь и страны «глобального Юга». Например, в Бразилии за сданные пакеты мусора в рассортированном виде люди получают финансовое вознаграждение или коробки с едой.

Долгая дорога в свалках

В России тоже происходит постепенное движение к экологичному использованию отходов – однако пока инициатива в основном исходит от самих граждан, а не от властей, поэтому движение получается слишком уж постепенным. С 2011 года действует экологическое движение «РазДельный сбор», которое каждый месяц устраивает акции по приему распределённых отходов. В Петербурге в нём принимают участие более 100 тысяч человек. Власти поддерживают проект информационно, но для реализации его в городе на масштабном уровне требуются крупные вложения средств — которых пока нет.

«Предполагалось, что это [развитие системы РС] будет финансироваться из института расширенной общественности производителя – например, за счёт экологического сбора, либо за счёт увеличения стоимости полигонного захоронения – и часть денег будет отдаваться на развитие раздельного сбора и вывоз, потому что это все равно требует денег. Но у нас полигонные захоронения стоят крайне дешево. Что касается расширенной ответственности производителя, то сейчас эти нормативы утилизации достаточно маленькие – соответственно, экологический сбор тоже очень невелик, и поэтому ничего особенно не развивается», — поясняет координатор движения «РазДельный сбор» Татьяна Нагорская.

Однако первые шаги на пути развития раздельного сбора на территории всего Петербурга уже сделаны, и активисты надеются, что вместе им удастся довести этот проект до достойного уровня. Авторы законопроекта признают: документ ещё предстоит много корректировать, прежде чем он может стать не просто законом, а эффективным законом. Поэтому и был взят такой длительный срок на поправки – до конца ноября.

«Многие замечания, высказанные юридическим управлением ЗС, явились следствием несовершенства самого федерального законодательства. К примеру, разделение ТКО федеральный законодатель предписывает осуществлять по видам твёрдых коммунальных отходов, в соответствии с их классификатором. Этот классификатор – толстая книжка, в которой прописаны 4500 видов отходов. Более того – мы, например, предлагаем установить контейнеры для пластика, а в этом перечне их 288. Поэтому мы применяем понятие «группы видов отходов», — посетовал Купченко.

Тем не менее, государственные ведомства уже готовятся к неизбежному внедрению раздельного сбора в широкий обиход. Сейчас в Петербурге проводятся просветительские мероприятия по экологичному отношению к бытовым отходам – причём занимаются этим и государственные ведомства, отвечающие за обращение с мусором.

«С начала года устанавливаются контейнеры рядом со школьными образовательными учреждениями, и даже проводился конкурс плакатов среди учеников общеобразовательных школ, где велась просветительная работа – как необходимо сдавать лампы, батарейки, ртутные термометры», — сообщила «Диалогу» официальный представитель комитета по благоустройству Елена Маковиз.

Привлечение к этой проблеме детей сейчас, по мысли властей, способствует более быстрому развитию раздельного сбора в будущем. Таким образом, следующие поколения точно должны будут жить лучше, чем мы – по крайней мере, в том, что касается экологии.

Подготовили Елизавета Панова, Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!