Во вторник, 19 июня, пациенту с сердечной недостаточностью впервые в городе был вживлён кардиостимулятор нового поколения: трёхкамерный квадриполярный кардиовертер-дефибриллятор с функцией удалённого мониторинга. Операция состоялась в городской больнице № 26, передаёт корреспондент «Диалога».
«Имплантация этого прибора – знаменательное событие в городской аритмологии. Это антиаритмическое устройство, способное лечить все основные проблемные заболевания в области кардиологии. Напомню, что первыми имплантируемыми устройствами были кардиостимуляторы, и их задача была достаточно простой – контроль нижней частоты пульса, чтобы у пациента не было остановок сердца. Далее эти устройства развивались и становились более компактными, получая новые функции – например, они стали лечить сердечную недостаточность, научились снимать нарушения ритма, связанные с частым пульсом (тахикардия) – как стимуляцией, так и нанесением разрядов электрического тока. Так появились так называемые кардиовертеры-дефибрилляторы. Потом все современные имплантируемые антиаритмические устройства стали нести ещё и диагностическую функцию. Они постоянно записывают сердечный ритм пациента, его кардиограмму, анализируют её – и при считывании информации выдают нам графики, тренды, на основании которых мы уже подбираем терапию и смотрим, насколько эффективно и правильно работает устройство, нужно ли его перенастраивать, не появились ли другие нарушения ритма сердца», — пояснил Сергей Юзвинкевич, заведующий отделением хирургического лечения сложных нарушений ритмов сердца и электрокардиостимуляции горбольницы № 26, руководитель городского юго-западного центра нетрадиционных аритмологий.
По его словам, одной из основных проблем, стоящих перед современной кардиологией, является профилактика внезапной сердечной смерти. По данным статистики, от этого в России ежегодно погибают не менее 250 тысяч человек. Вторая важная задача кардиологии – лечение сердечной недостаточности и опасных аритмий; 10 миллионов человек в стране имеют тяжёлые патологии такого рода, и у половины из них – повышенный риск внезапной сердечной смерти.
«Кардиовертер-дефибриллятор применяется достаточно давно, в том числе и трёхкамерный – за прошлый год в Петербурге было имплантировано 364 таких устройства (значительная роль в этом принадлежит Центру сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова и другим федеральным учреждениям). С этого года квота на софинансирование этой операции были выделены и для городских стационаров. Тем не менее, сегодня мы ставим трёхкамерный квадриполярный кардиостимулятор – это самый совершенный прибор в аритмологии, который существует на данный момент. Он имеет четыре пары контактов, которые располагаются в тех зонах, которые с наибольшей вероятностью потребуется в дальнейшем стимулировать. В дальнейшем врач подбирает оптимальное сочетание токов на разных парах контактов, чтобы заставить сердце максимально эффективно работать. При этом прибор сам может помогать врачу – давать рекомендации, определять, где оптимальное сопротивление, где меньше расход электроэнергии, а врач при помощи ЭКГ и других контролирующих процедур может определить, какой режим кардиостимуляции включить», — добавил специалист.
Например, есть особые виды сердечной недостаточности, которые можно лечить методом кардиостимуляции – скажем, в случае, если интервалы между сокращениями левого и правого желудочков становятся слишком большими, у больного развивается механическая сердечная недостаточность. В таком случае клапанный аппарат работает несинхронно, сердце изнашивается и увеличивается в размерах. Лекарствами эту проблему не устранить, и в таком случае поможет как раз такой прибор.
Пациент, претерпевший операцию сегодня – 38-летний мужчина, который до недавнего времени работал и жил нормальной жизнью – однако затем у него развилась тяжёлая дилатационная кардиомиопатия.
«Это генетическое заболевание сердца, которое возникает неожиданно, без предвестников. Он ещё недавно был абсолютно здоровым, молодым, активно работающим человеком – но без всяких видимых причин вроде воспалительных заболеваний сердца и тем более инфаркта миокарда возникла проблема. Она заключается в том, что сердце постепенно теряет сократительную силу и начинает расширяться в размерах. Из-за этого возникает риск желудочковых аритмий и нарастает сердечная недостаточность. Обычно это заболевание лечится хирургическим путём, а нередко – особенно в зарубежных странах – такие пациенты подлежат трансплантации сердца», — разъяснил Юзвинкевич.
Операция проводилась трансвенозным способом – то есть электроды пропускаются через вену, без необходимости травматичной обширной операции и искусственного кровообращения. Более того – вмешательство производится под местным наркозом, и пациент даже остаётся в сознании, на следующий день может ходить, а через 3-5 дней – и выписываться. Сам прибор имплантируется под ключицей. Главная сложность для врача – в том, что левый желудочек сердца имеет тонкие вены, рисунок которых индивидуален у каждого больного, и ввести его не просто в один из сосудов, а в ту область, которая нуждается в стимулировании – задача сложная и требующая большого количества времени.
Необходимо отметить, что пациенты, снабжённые таким прибором, могут пользоваться бытовой электроникой и водить автомобиль, однако им необходимо избегать высоковольтных линий электропередач. Кроме того, попытка пройти через рамки металлодетекторов может нарушить настройку аппарата, пусть и не выведет его из строя совсем. Добавим, что к кардиостимулятору прилагается специальный блок, который принимает информацию с вживлённого пациенту устройства и передаёт её дальше по обычному каналу сотовой связи – на центральный сервер больницы, где программа может накопить и проанализировать данные, а врачи смогут сообщить пациенту о необходимости настройки устройства или посещения кардиологического центра.
Это была первая имплантация такого сложного устройства в Петербурге. В Москве и Новосибирске аналогичные вмешательства уже производились – в единичном порядке. Для городских стационаров план по вживлению кардиовертеров-дефибрилляторов составляет примерно 10-15 операций в год, для федеральных лечебных заведений, находящихся в Петербурге – 50-60. По словам врачей, этого пока не достаточно для того, чтобы покрыть имеющуюся потребность, но позволит приблизиться к решению проблемы.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»