«Комментарий один — гады»: мнения специалистов и простых граждан о пенсионной реформе
15 июня 2018 | 23:36| Общество– Когда знаешь заранее.
– Можешь ждать.
– Знаешь, что ждешь.
– Не о чем беспокоиться.
– Надо только ждать.
С. Беккет, «В ожидании Годо»
«Когда знаешь заранее, ждать легче», – успокаивают друг друга герои пьесы Самюэлла Беккета «В ожидании Годо». В этой пьесе рассказывается о том, как все ждут некоего высшего блага, которое, правда, вряд ли когда-нибудь случится.
И пенсионную реформу ждали — правда, не как благо. «Пока я президент, пенсионный возраст не увеличится», – сказал президент Владимир Путин, отвечая на вопрос о пенсиях, во время «прямой линии» в 2005 году. С течением времени его ответы становились более осторожными. И вот, во время «прямой линии» 7 июня этого года президент в некотором смысле открестился от своей роли в реформе пенсий, сообщив, что правительство «представит свои предложения по увеличению пенсионного возраста в ближайшее время». Эту позицию Путина 15 июня подтвердил Дмитрий Песков: «Тема, связанная с пенсионной реформой, прорабатывается в правительстве РФ. Президент не принимает участия в этой проработке».
Словно герои Беккета, которые, находясь в бесконечном ожидании, болтали друг с другом о том и сём, мы тоже решили заняться беседами и поговорили с политологами, социологами и простыми гражданам о новой реформе. Надо же как-то коротать время, пока заслуженный отдых убегает всё дальше. Пока что увеличили с 55 до 63 у женщин и с 60 до 65 у мужчин. А потом?
Зачем это нужно
Согласно официальной информации, на реформу правительство пошло из-за дисбаланса между трудящимся и теми, кто находится на пенсионе. По словам Дмитрия Медведева, «работающих людей у нас становится всё меньше, а пенсионеров, соответственно, всё больше». И это, отмечает премьер-министр, может привести к «разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства». Таким образом, нет другого способа, чтобы «обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам».
Экономист, профессор СПбГУ Николай Межевич в беседе с «Диалогом» отчасти разделяет мнение премьера о необходимости реформы: «Следует понять, является ли пенсионная реформа необходимой. И здесь у меня ответ положительный: да, является необходимой. Большинство наших соседей прошли через этапы реформирования пенсионной системы. И в этом отношении у нас явное отставание. Я приведу такой пример: финансовый рынок, земельный рынок, рыночное регулирование у Финляндии, России и Болгарии, по большому счёту, одинаковы. А вот если мы возьмём пенсионную систему, то здесь такое ощущение, что мы с разных планет. При этом я не говорю, что финская система хороша или наоборот болгарская плоха. Но очевидно, что именно в этом направлении в силу разных причин мы не проявляли должной активности.
Но означает ли пенсионная реформа повышение пенсионного возраста, нет ли других вариантов? С моей точки зрения, какая-то корректировка необходима. Но сразу есть огромное количество вопросов. Кто живёт дольше в России, мужчины или женщины? Женщины. Тогда почему сохраняется старая, глубоко советская модель, при которой мужчины выходят на пенсию позже? Разговоры про привычку – это из другой телепередачи. Здесь необходимо говорить о социальной справедливости. Повышать [пенсионный возраст] в принципе можно. Но нужно подумать, как минимум, о его выравнивании для мужчин и женщин».
Дмитрий Травин, экономист, профессор Европейского университета, настроен более скептично: «Во-первых, это не реформа, это просто затыкание дыр. С официальной точкой зрения можно согласиться, потому что Пенсионный фонд не сводит концы с концами. Для того, чтобы как-то платить пенсии пенсионерам, они решили уменьшить число пенсионеров таким образом. Это, естественно, не единственный возможный вариант, но вот они так поступили», – сообщил Травин «Диалогу».
В год по полгода
Отметим, что пенсионный возраст станут увеличивать постепенно: начиная с 2019, каждый год к нему будут прибавлять полгода до тех пор, пока он не достигнет необходимой планки. Скажем, для мужчины, который родился в 1959 году, пора выходить на пенсию придёт в 2020 году, когда ему будет 61, а не 60, как раньше. Для женщины 1964 года рождения – тоже в 2020, в возрасте 56 лет. И так далее.
«Ясно, что [повышение пенсионного возраста произойдёт] не в один день, – комментирует этот механизм Дмитрий Межевич – это, слава Богу, понятно даже правительству. Но какова разбивка? Основная нагрузка придётся на поколение, условно говоря, 48-55 летних, ближе к 60. Они, так сказать, окажутся в состоянии серьёзной корректировки планов. И разговоры о том, что в России люди не планируют жизнь после пенсии – они, на мой взгляд, ошибочны. Сейчас не война, сейчас не 1930-е и даже не 1950-е годы, люди планируют жизнь. Поэтому подобного рода корректировки могут быть болезненными».
Рабочие места
«С моей точки зрения наиболее уязвлённой окажется та группа, которая сейчас, выходя на пенсию, продолжает работать, – поделился с «Диалогом» социолог, заведующий кафедрой Методов и технологий социологических исследований Высшей школы экономики Андрей Вейхер. – Поскольку пенсия при сохранении заработка делает эту группу наиболее благополучной. Эта группа велика. Например, мы знаем, что доля женщин в возрасте от 55 до 60 лет, выходящих на полный пенсион с отказом от работы, меньше половины от общего числа. Если у них в этот момент есть дети и внуки, они становятся этакими спонсирующими бабушками и дедушками. Теперь они теряют эту возможность двойного дохода. Причём это отрицательно влияет и на количество рабочих мест. Человек в возрасте от 55 до 60 соглашается на место с относительно небольшой зарплатой, потому что у него есть пенсия. И работодателю тоже это выгодно. Теперь такого не будет».
«А где рабочие места? – интересуется Межевич – Где те вакансии, на которых люди будут сохранять свою занятость после достижения прежнего пенсионного возраста? Условно говоря, Иван Иванович Иванов работает на некотором предприятии, планировал идти на пенсию, а теперь ему говорят: «Нет, мужик, ещё поработай». Но директор видит, что Иван Иванович, может быть, уже не очень хорошо справляется. Он найдёт возможность — и уволит его с работы. Пенсии у него не будет и работы у него не будет тоже. Или другой вариант: Ивана Ивановича оставят на работе, он очень хороший специалист, редкий специалист. Но на его место не возьмут Петю, молодого выпускника, который тоже мог бы заниматься этой работой. И мы получим социальные протесты на уровне молодёжи.»
Социальные протесты
«Я не жду пока никакой реакции, – говорит Дмитрий Травин. – В нашей стране настолько маргинализировали оппозицию и настолько сделали затруднённым всякий протест, что, думаю, серьёзных движений не будет. Конечно, могут быть отдельные митинги, пикеты, демонстрации, но вряд ли они подорвут режим».
Андрей Вейхер настроен иначе: «Уже прошло почти 14 лет с тех пор, как было отказано в бесплатном проезде. Похожая вещь. Тогда были массовые выступления, перекрытие дорог, у нас и в Москве, и со смертельными исходами. Кто был главной ударной силой? Это были пожилые люди, которые ездили в Москву работать. Они резко теряли в доходе, потому что им пришлось платить за проезд, который раньше для них был бесплатен. Это означает, что вот такие, относительно консолидированные, имеющие общее происхождение группы, могут оказаться возмутителями спокойствия. И то, что их там будет 2-3% не означает, что с этим можно не считаться».
«Я думаю, что недовольство возможно – заключает Дмитрий Межевич – Особенно, когда станет ясно, что планируемая реформа замедлит социальные лифты. А я пока вижу именно это. Да, есть профессии, где это не принципиально. В моём случае, например, профессором можно быть и в 50 лет, и в 60, и в 70 — и работать при этом одинаково. Но ведь далеко не все работы такие. Поэтому у меня пока скептическое отношение к предлагаемой реформе».
Позиция населения
Мария, 26 лет, продавец в книжном магазине
У меня это всё уже смех вызывает, если честно. Куда они дальше будут поднимать? Ну, нет, если серьёзно, неправильно это, нехорошо. Что тут ещё можно сказать? Я уж не знаю, как там и у кого поднимется уровень жизни, и в каком месте он поднимется. Видимо, бугорок какой-то на ровном месте нашей страны. Мне кажется, легче пенсионеров будет отстреливать, чем поднимать дальше возраст. Дожил до такого-то возраста — и до свидания.
О пенсии стараюсь даже не думать. С уровнем моей зарплаты и пенсии, я в старости буду с лупой эти деньги разглядывать, а если испортится зрение, то и не разгляжу. У меня где-то была замечательная картинка, и там было что-то вроде: чем копить на пенсию, лучше я буду копить на ЛСД и заклеивать всё это в обои, чтобы в старости было хотя бы весело жить.
Протесты? Если это будет что-то вроде петиции на change.org или что-то такое, то скорее да, чем нет, а если митинги, то обычно я в таком стараюсь не участвовать, потому что я не хочу общаться слишком пристально с нашей дорогой полицией. Я бы не хотела попадать туда, ни в каком виде. Это меня очень пугает, я недостаточно смелая. Нет, слушай, на самом деле, я не за себя боюсь, я боюсь за, скажем так, семью. Я бы сама вышла, и по другим вопросам тоже. Но не могу. И это проблема.
Александр, 56 лет, частный предприниматель
Если страна нуждается в дополнительных рабочих руках, то это было бы разумно. Но они не нуждаются. Везде безработица. Значит, просто не хотят платить деньги. А ещё такая штука, что ведь хирург, инженер, преподаватель в старости не являются хорошими работниками. Так как теряется память, реакция. И зачем стране такие старые кадры?
Марина, 53 года, учитель
Комментарий один: гады. Не хотят людям платить даже гроши. Ждут, когда все вымрут. Я очень возмущена и огорчена. Моя пенсия смещается на год. Не любит наша правящая верхушка свой народ. А зря. Отольются кошке мышкины слёзки.
Объясняют, что пенсионеры у нас очень активные, люди продолжают всё равно работать, хотя у них уже приходит пенсионный возраст. Это, я слышала, как бы, аргумент, сказал Медведев. Но я считаю, что люди продолжают работать, потому что им не на что жить, а не потому, что они такие активные. Показывали по телевизору женщину одну, она работает кондуктором в маршрутке и уборщицей, получает пенсию, и всё вместе у неё выходит 30 тысяч. Она говорит, если бы у меня была достойная пенсия, конечно, я бы не работала. А, видимо, Медведев думает: «Надо же, какая молодец, на пенсии, а всё возюкается на автобусе, трудится».
Когда бесконечно говорят, что у нас всё хорошо, экономика поднимается, мы вышли из кризиса, зачем людей опять в этот стресс загонять с этими пенсиями? Если бы сказали: «Слушайте, у нас в стране всё очень плохо (а оно так и есть), мы нищаем, экономический упадок. Но нужно как-то нам всем подсобраться, затянуть пояса. И, да, придётся в связи с этим поднять возраст выхода на пенсию, но и силовикам мы уменьшаем зарплату, министры вместо миллионных зарплат будут все по 30 тысяч получать. А силы все на медицину бросим, на образование, потому что у нас люди все в загоне»… А когда мне врут, что всё хорошо, а потом этими пенсиями щёлкают по носу, то это нечестно, некрасиво и очень раздражает.
Подготовил Глеб Колондо / ИА «Диалог»