Креативное развитие против пространственного выживания: как государство поддерживает творческие отрасли
26 мая 2018 | 17:56| ПМЭФ-2018Создание креативных пространств – тренд последних лет в федеральной повестке городского развития. В России на креативные индустрии приходится 3-4 процента ВВП. Среди мер, предлагаемых властями — реновация старых промышленных площадок и приспособление их под культурные кластеры, передача помещений в аренду инвесторам на льготных условиях, и другие. При этом разговор о креативных пространствах обычно ведётся в контексте развития больших городов, обладающими финансовыми возможностями — будь то центр современного искусства «Винзавод» в Москве или остров Новая Голландия в Петербурге. В свою очередь, в малых городах с населением до 50 тысяч человек говорить о креативной стратегии развития почти не приходится — скорее разговор идёт о стратегии выживания. В рамках ПМЭФ состоялось две дискуссии: одна была посвящена креативным кластерам, а вторая – пространственному развитию малых городов. «Диалог» сравнил подходы к их развитию и благоустройству, а также разобрался, какие меры поддержки предлагают власти в одном и другом случае.
Петербург как центр моды
Петербург – единственный из субъектов России, который законодательно сформулировал понятие «креативного пространства»: так утверждает председатель городского комитета по инвестициям Ирина Бабюк. В качестве примера больших проектов она привела культурный центр «Artplay» и остров Новая Голландия, а также практику передачи инвесторам, желающим развивать креативные пространства, зданий в концессию.
«Но когда у компании денег немного и можно развивать небольшие культурные пространства, то мы должны помочь оптимизировать затраты при их реализации — эта идея легла в основу закона о развитии креативных пространств. Мы, помимо того, что предложили льготу по предоставлению объектов недвижимости, ещё и сформулировали на законодательном уровне виды экономической деятельности, подпадающие под определение креативного пространства. Мы — единственный город среди субъектов России, который определил понятие «креативного пространства». Закон принимался сложно: не все понимали, что это такое. Мы сделали первоначальный список, его можно дорабатывать и дополнять. < …> Мы открыты к диалогу», — заключила Бабюк.
Всего, по словам главы комитета по инвестициям, в Петербурге на сегодняшний день действуют 60 креативных пространств. Новшество среди них – это попытка развивать индустрию моды и поддерживать современных российских дизайнеров.
Председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга Эльгиз Качаев рассказал о проекте «Санкт-Петербург – индустрия моды». По его словам, это — не конкретный проект, а целая среда. Городские власти поддерживают петербургских дизайнеров — в частности, субсидируют аренду помещения, в котором проходят выставки их продукции, экспорт и предоставляют помощь в выпуске первых промышленных образцов.
«Это амбициозный проект, который является частью системы по созданию креативных пространств. Индустрия моды – это среда, где можно создать условия для креативной молодежи, для того, чтобы развиваться. И главное, чтобы в Петербурге проходило больше мероприятий, и чтобы люди, приезжая сюда, шли не только в Эрмитаж, Мариинку, и даже не только смотрели архитектуру города, но и посещали креативные пространства. < …> Надо добиться, чтобы Петербург стал центром для российских дизайнеров, а не только петербургских», — сказал он.
От центра к окраине
Вице-президент фонда «Сколково» Елена Зеленцова, в свою очередь, отметила, что количество творческих кластеров — это не показатель, и смысла заниматься их подсчётом нет. Обратить внимание, с её точки зрения, стоит на инфраструктуру отдельных обезличенных районов — с помощью креативных кластеров их можно сделать интересными для жителей, которые получат возможность не только ночевать в них, но и жить, работать и развиваться.
«Открывать творческие кластеры нужно и можно, но их количество не может быть показателем эффективности. Их 60, 80 или 100… Мне кажется, что наши города особенно нуждаются в особенном системном подходе к обезличенным отдалённым районам», — сказала она.
По словам Зеленцовой, район не просто должен стать креативным, а ещё и приобрести своё «лицо» и рабочие места.
«Создавая творческие кластеры, креативные пространства, нужно открывать там рабочие места, чтобы преодолеть маятниковую миграцию. Необходима пересборка городских стратегий, которая позволила бы искать сильные стороны района, его пространственные возможности, и исходя из этого формировать городские программы», — уверена Зеленцова.
Ловушка недофинансирования
В контексте малых городов говорить о развитии крупных креативных кластеров не приходится. Поэтому тему второй дискуссии на форуме сформулировали как «от стратегии выживания до стратегии развития». По словам председателя комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Российской Федерации Андрея Максимова, малые города на протяжении долгого времени сильно отставали в развитии.
«Они попали в ловушку недовнимания и недофинансирования. Мы не можем похвастаться даже хорошим советским наследием, их обошла волна активной индустриализации, они не были опорными точками. Ими были крупные сёла, первые и вторые города регионов. Это кардинально отличает нашу страну от других государств», — сказал он.
Генеральный директор центра социального проектирования «Платформа» Андрей Фирсов уточнил, что под «малыми городами» понимаются поселения с числом жителей до 100 тысяч человек.
«В конечном счёте всё упирается в нехватку ресурсов: перевёрнутая бюджетная пирамида, земельный парадокс, когда земля в собственности у муниципальных образований, но активы им не принадлежат, отсутствие мотивации искать инвестора, неэффективные практики управления и неэффективные экономические подходы, которые стали привычными, но уже не соответствуют быстро меняющейся ситуации», — отмечает Фирсов.
В качестве реабилитационных мер для малых городов в Минстрое России предложили выбрать на конкурсной основе порядка двухсот городов — и предоставить им субсидии на развитие городских проектов. В апреле ведомство объявило всероссийский конкурс исторических поселений и малых городов. Каждый из участников должен разработать собственный проект развития комфортной городской среды, а мэр или сити-менеджер города — представить его независимому жюри. Размер субсидий составляет от 30 до 130 миллионов рублей.
По словам замминистра министерства строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, на конкурс малых городов было подано 455 заявок, из которых отобрали 198. Финал конкурса должен пройти в воскресенье, 27 мая, в Москве.
«[Раньше] мы редко исходили из логики, что любой проект должен быть востребован и что-то создавать – рабочие места или экономику. Всегда считалось, что благоустройство – это одно, а экономика – это про другое. Мы перевернули эту парадигму. В рамках конкурса мы говорим, что любой проект должен давать потенциал и стимулировать возможность для экономического роста муниципального образования», — поясняет Чибис.
Он также отмечает, что конкурс призван стать своеобразной платформой для подготовки сити-менеджеров, поскольку глава города или администрации должен лично разобраться в проекте, представить его и ответить на каверзные вопросы жюри.
За развитие «человеческого капитала» малых городов, в свою очередь, отвечает Российский союз молодежи. Он, в свою очередь, разработал проект «Пространство развития». По словам председателя союза Павла Красноруцкого, он направлен на то, чтобы выстроить работу с молодыми людьми (до 30 лет), живущими в городах численностью населения до 50 тысяч человек.
«Как развивать территорию без человеческого капитала? Мы провели конкурс с конца прошлого года, в рамках которого отобрали 100 муниципалитетов, из которых ребята приехали к нам. <…> После они должны вернуться в свой район, и собрать команды по три-четыре человека. Затем мы создадим школы, в которых будем «прокачивать» их на создание социальных проектов. <…> Мы не можем дать шаблон, а учим их технологиям, командообразованию, целеполаганию, работе с бюджетом и властью, написанию социального проекта. Всё для того, чтобы они могли сами определиться, как могут применить свой проект, свой потенциал и активность», — сказал Красноруцкий.
Он добавил, что, таким образом, каждый из участников будет сам формировать вокруг себя среду. И даже если он или она уедут учиться в большой город, то им будет известно, что они могут вернуться в ту среду и применить себя в собственном городе.
Вероника Бабкина / ИА «Диалог»
Следите за происходящим на ПМЭФ-2018 в нашем спецразделе.