Александр Цыпкин: Мужчины — это несколько тупиковый путь эволюции
26 марта 2018 | 12:00| КультураВ Петербург беспринцЫпно почитать свои рассказы приехал писатель Александр Цыпкин — автор проекта «БеспринцЫпные чтения», в рамках которого известные российские актёры (например, Ингеборга Дапкунайте и Константин Хабенский) читают литературные произведения. «Диалог» поговорил с Александром Цыпкиным о беспринципности и принципиальности, традиции чтения вслух и феминизме.
Почему «БеспринцЫпные чтения»? Чем они отличаются от принципиальных?
Во-первых, я не знаю, существуют ли принципиальные чтения. И если они существуют, то я с удовольствием пришёл бы послушать. Что касается названия, оно появилось, конечно, благодаря моей фамилии и попытке как-то забавно её обыграть. Но тем не менее, у слова «беспринципный» есть не только негативный оттенок. Например в нашем проекте «бепринцЫпный» означает, что нет жёстких принципов участия. Абсолютно разные писатели, абсолютно разные произведения, абсолютно разные актёры. Более того, не только актёры, но абсолютно разные чтецы: вплоть до непрофессионалов, людей из других сфер деятельности, которым это нравится.
Люди обычно делятся на тех (помимо прочего, конечно), кто воспринимает литературу на слух и тех, кому комфортнее читать самому, поскольку чужой голос не всегда попадает в интонацию книги. Почему вам кажется важным именно зачитывать тексты со сцены? Это дань традиции, перформанс, или что-то другое?
Я бы не сказал, что мне кажется важным зачитывать тексты. Мне это кажется интересным. А это разные вещи. Интересно, как читают свои тексты другие авторы. Я с большим удовольствием слушаю, как читают свои рассказы Александр Снегирёв или Александр Маленков. Это серьёзно отличается от того ощущения, которое я получаю, когда читаю их тексты в книге. Мне кажется, это ещё один способ знакомства с литературой. Ты можешь посмотреть кино, ты можешь ходить в театр и посмотреть спектакль, можешь прочесть сам, можешь прослушать аудиокнигу, а можешь сходить на такие чтения. Это просто альтернативный способ знакомства с текстом.
Как вы выбираете, какие тексты беспринцЫпно прочесть?
Если свои, то я точно знаю, какие прочесть, если говорить о моих коллегах — Маленков и Снигирёв тоже сами знают, если у нас появляются новые авторы, мы совместно читаем и выбираем. По самому банальному и примитивному принципу «нравится/не нравится». Я хочу подчеркнуть, что «БеспринцЫпные чтения» — это не чтения рассказов Цыпкина. Это – чтения рассказов совершенно разных авторов. У нас есть три основателя – это я, Снигирёв и Маленков. Но в рамках чтений зритель может услышать и Наринэ Абгарян, и Андрея Аствацатурова, и Марию Степнову и Машу Трауб. Я не могу перечислить всех, так как этот список достаточно большой.
В интервью «Афише» вы сказали: «А я сексист, феминизм — это зло». Вы серьёзно так считаете?
Конечно, это было сказано с определённой иронией. Но я считаю, что сегодня, особенно в западном обществе, феминизм в ряде случаев становится радикальной позицией, не имеющей отношения к изначальной правильной идее равноправия между мужчиной и женщиной. Мне кажется, что всё-таки есть разница между равными правами и отсутствием различий между мужчинами и женщинами. Различия есть. Мы разные. И слава богу. Как есть различия между ребенком, юношей, зрелым человеком и старым человеком. Как есть различия между человеком, родившимся в одной стране и в другой стране. Ни в коем случае это не означает, что кто-то хуже или лучше. Но считать, что этих различий нет, наверное, не правильно. И каждому полу свойственны какие-то свои права и какие-то свои обязанности. Мне кажется, замечательно, когда мужчина понимает, что женщине нужно подать руку. В прямом и переносном смысле слова. Мне кажется, это правильно. И если мы от этого откажемся, то в какой-то момент мы скорее потеряем мужчин, нежели женщин. Потому что мужчины поймут, что с них сняли огромный блок ответственности и ничего нового не дали. Они расслабятся и вообще могут перестать существовать. Я неоднократно слышал от одного очень серьёзного человека, что мужчины — это несколько тупиковый путь эволюции.
Над какими проектами вы сейчас работаете помимо литературы?
Хотя у меня в планах есть идеи по выпуску нового сборника рассказов, триллера, драматической комедии, сегодня все мои творческие устремления связаны либо с кино, либо с театром, но не с книгами. Занимаюсь сценарием к полнометражному фильму. Когда он будет готов, сказать не могу. В работе сразу пять короткометражных фильмов и одна пьеса. Много планов в общем.
А что вам самому нравится читать, какую литературу вы любите?
Я, к сожалению, мало начитанный человек. Борюсь с этим как могу. Например, перечитываю в «Википедии» краткое содержание известных произведений, чтобы можно было поддержать умную беседу. Это шутка, если что, хотя не далеко ушедшая от реальности. В целом, если есть возможность, я читаю классику. Иногда мне вдруг попадаются современные книги. Но какой-то системы, подхода к современной литературе нет, и я ничего не могу про неё сказать. Я фанат одного автора – Пелевина.
Как вы сотрудничали с Константином Хабенским?
Мне очень повезло, что в своё время Константину Юрьевичу попались мои тексты. Он посчитал их интересными. У нас произошел первый опыт совместного чтения рассказов со сцены. И потом это переросло в регулярный театральный проект. Уже было 6 стран, три десятка совместных выступлений. Для меня это уникальная возможность учиться, потому что Константин Юрьевич не только читает. Он режиссирует это мероприятие, помогает мне грамотно построить программу. Очень серьёзно корректирует тексты, чтобы они лучше звучали со сцены. Несмотря на то, что я пишу сразу же для сцены (не в чистом виде литературное произведение, а сценический текст), всё равно в них бывает много ненужного. Работа с Константном Юрьевичем — это фантастический опыт. Рад, что зрителям это нравится. В Москве перед Новым годом у нас был зал в 2000 человек. Мне точно было непросто. Но получилось, и мы продолжаем развивать наш творческий союз.
Беседовала Мария Осина / ИА «Диалог»