Не царь, а просто Ники: премьера «Матильды» без поджогов и беспорядков
24 октября 2017 | 14:24| КультураВ понедельник, 23 октября в «Великан-парке» и на Новой сцене Мариинского театра состоялась премьера фильма «Матильда» Алексея Учителя. Корреспондент «Диалога» посмотрел кино и послушал псалмы пришедших на показ православных активистов.
Утром понедельника в «Великан-парке», где проходит показ фильма — на удивление спокойно. Православные активисты ещё не проснулись, охраны тоже почти нет. Собравшиеся журналисты зевают и разочарованно переговариваются между собой: «Скучно. Ни провокаций, ни коктейлей Молотова…».
Вечером в Мариинском театре, где некогда танцевала Матильда Кшесинская, началась уже официальная часть премьеры, с самим режиссёром и актёрами. Театр патрулировали сотрудники Росгвардии, а неподалеку стоял автобус с ОМОНом.
Сюда-то православные активисты всё-таки пришли, но вели себя, учитывая предыдущие акции и угрозы, довольно сдержанно. Человек десять с иконами Николая II в руках читали псалмы у памятника Римскому-Корсакову. «Координатор крестных ходов» Владимир Знахур говорил о божественной благодати, которую активисты намерены призвать, чтобы открыть глаза «обманутым людям». Под «обманутыми» вероятно, имелись в виду создатели и зрители «Матильды», собравшиеся на премьеру.
Посмотреть фильм пришёл, и глава «Народного собора», помощник депутата Госдумы Виталия Милонова Анатолий Артюх. Он обещал привести сотрудников полиции, если увидит на экране оскорбления в адрес царя. Открывая показ, режиссер выразил сожаление, что иностранные актёры, сыгравшие главные роли в фильме, побоялись приехать в Россию. Сидящие в зале православные активисты в этот момент принялись было бурно аплодировать, однако никто из зрителей их не поддержал.
«Я рад, что в этой стране всё-таки победил здравый смысл», — сказал Алексей Учитель.
Фильм благодаря активной кампании, начатой депутатом Госдумы Натальей Поклонской, (для которой любовь к российскому царю – дело личное, а не государственное) ещё до премьеры перестал быть явлением художественным, перейдя в разряд явлений социальных. И оценивать его стоит именно с этой точки зрения.
В центре сюжета лежит роман между Николаем II и балериной Матильдой Кшесинской. Николай II (его играет Ларс Айдингер) ещё не император, а просто Ники, наследник престола – неловкий, пылкий, влюблённый. Матильде (Михалина Ольшанска) он и дворец с отдельным театром готов построить, и титул подарить, и вообще — всё что угодно. Сюжет сказочный и не хитрый: история о том, как чувства борются с долгом. А на пути у высоких чувств стоят сословные различия и придворные злодеи. Строгая мать (Ингеборга Дапкунайте) говорит трогательному Ники: я терпела, и ты терпи, никаких браков по любви в царской семье быть не может.
Доктор Фишер (Томас Остермайер) – инфернальный немец (в России конца XIX — начала XX века процветала германофобия), устраивающий спиритические сеансы и пытающий безумного поклонника Кшесинской – Воронцова (Данила Козловский), покушавшегося на царя. Сухопарая и чопорная принцесса Алиса Гессен-Дармштадская (Луиза Вольфрам), будущая царица Александра Фёдоровна, чрезвычайно набожная, но не чуждая женским интригам…
И вот, стоит отцу Александру III (Cергей Гармаш), который одобрял выбор цесаревича, умереть, как бедный Ники оказывается окружён этими людьми и разнообразными придворными интригами. На его плечи падает ответственность за целую страну, переживающую не самый простой исторический период. А он всего-то хочет любить свою Малю, да и троном вполне готов ради этого пожертвовать.
Нападки на фильм искренне удивляют, поскольку Николай в кино – не царь, соответственно и никакого оскорбления «императора-страстотерпца» тут и быть не может. Он пока просто Ники, который предпочитает любовь с балериной императорскому трону. Неудачная русско-японская война, революция, отречение, расстрел — всё это будет потом, не в этой костюмированной сказке про борьбу между любовью и долгом.
Удивительно, что фильм, премьера которого совпала со 100-летием революции, о революции совсем не говорит. Он скорее рассказывает частную и, в общем-то довольно экзальтированную, приправленную различными художественными вымыслами (вроде лямки, упавшей с плеча и оголившей грудь Кшесинской во время выступления), личную историю будущего царя. И в этой истории Николай — мятущийся юноша, который выбрал долг, а не любовь, и поэтому тут же случилась Ходынка. И вот он уже печальный ходит по полю, заваленному трупами, и обречённо зажигает фейерверк, прощаясь со своей юностью…
Подготовила Мария Осина/ ИА «Диалог»