92.5$ 98.9€
5.21 °С
Новости Все новости

Что известно о деле Серебренникова

23 августа 2017 | 19:18| дело Серебренникова

В Петербурге 22 августа задержали режиссёра и художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Его под конвоем доставили в Москву, а спустя сутки, 23 августа, отправили под домашний арест на два месяца — до 19 октября. Следственный комитет предъявляет Серебренникову те же обвинения, что и другим подследственным по делу «Седьмой студии», а именно — хищение бюджетных денег. «Диалог» собрал всю информацию о деле, известную на данный момент.

С чего всё началось

История дела «Седьмой студии» получила огласку 23 мая, когда в «Гоголь-центре» и в квартире режиссёра прошли обыски. Тогда Следственный комитет предъявил обвинение руководству студии в хищении 200 миллионов рублей, «выделенных государством в соответствии с постановлением правительства на развитие и популяризацию искусства Российской Федерации». По делу о хищении бюджетных денег 24 мая были задержаны бывший генеральный директор АНО «Седьмая студия» Юрий Итин, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский и бывший главный бухгалтер Нина Масляева.

Чуть позже стало известно, что сумма похищенных средств — около 68 миллионов. До 22 августа Серебренников оставался в статусе свидетеля, хотя к нему и были применены меры — у него изъяли загранпаспорт.

В начале августа Нина Масляева, находящаяся под следствием, дала показания против нынешнего и бывшего руководства «Седьмой студии». Она обвинила в хищении и отмывании бюджетных средств не только уже задержанных Итина и Малобродского, но и Кирилла Серебренникова.

По версии следствия, в 2011 году Серебренников разработал проект по развитию и популяризации современного искусства «Платформа», на реализацию которого Минкульт выделил более 214 млн рублей бюджетных средств. Для реализации проекта была создана АНО «Седьмая студия», в работе задействовались Итин и Малобродский. Предполагается, что вместе они разрабатывали планы мероприятий с заведомо завышенными сведениями об их количестве и стоимости, а также изготавливали и представляли в министерство культуры отчёты, свидетельствующие о том, что полученная студией субсидия полностью израсходована.

«Также Серебренников поручал вышеуказанным лицам обеспечивать заключение «Седьмой студией» фиктивных договоров с подконтрольными юридическими лицами и частными предпринимателями, якобы выполнявшими обязательства, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных проектом «Платформа», — утверждала Масляева. По её словам, поступающие от Минкульта деньги под видом оплаты договоров выводились на счета фирм-однодневок, далее обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками.

Задержание и арест

Кирилла Серебренникова задержали 22 августа в Петербурге. На следующий день, 23 августа, по итогу слушания в Басманном суде Москвы, режиссёр отправлен под домашний арест сроком на два месяца. Ему предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ. На время ареста Серебренникову запрещено пользоваться средствами связи (телефоном и интернетом), однако, согласно законодательству, следователь может разрешить Серебренникову посещать место работы.

В суде режиссёр заявил: «Я честный человек, это подтверждают и годы моей работы, и ходатайства, которые вы получили. Я снимаю фильм о Викторе Цое и Майке Науменко, у меня выпуск «Маленьких трагедий» в «Гоголь-центре», афиши уже висят, билеты проданы. Я не буду бегать от следствия, я буду работать».

Реакция

Павел Лунгин, режиссёр: «Конечно, нет никакой необходимости в аресте. Кирилл никуда не уезжает, он работает. Он тут, он ходит на все допросы, пишет объяснения. Мне кажется, что это излишняя жестокость, какая-то мстительная жестокость. Собственно говоря, когда я уже услышал, что бухгалтер дала показания, как будто бы параграф был в статье Уголовного кодекса, что «организовал группу Серебренников в составе меня и кого-то ещё». Так же никто не говорит — так диктуют. В этот момент я испугался и подумал, что дело может обернуться плохо. Но будем всё-таки надеяться на лучшее. И я надеюсь, что все деятели искусства и, вообще, люди, которые понимают, что нет нужды держать режиссёра в тюрьме, что он не убегает, что это не опасный уголовник, преступник, контрабандист. Я надеюсь, что мы все поддержим Кирилла».

Владимир Бортко, режиссёр, депутат Госдумы: «Если инкриминируемые ему действия касаются его творчества, то я буду стоять горой за освобождение Серебренникова. Если речь идёт о финансовых нарушениях, то я не вправе ничего комментировать до тех пор, пока мне не расскажут, что, куда, зачем и почему».

Роман Волобуев, режиссёр, сценарист, критик: «Счастлив буду ошибиться, но Серебренникова и всех кто с ним сейчас обязательно посадят. Или по крайней мере будут держать в предвариловке до суда и вообще выпьют крови по максимуму, сколько получится. Потому что террор — это не злодейство ради злодейства, и не способ расфигачить конкретную судьбу. Это способ управления обществом, с помощью превентивного устрашения. Адресат акта террора — не тот, кого посадили/взорвали/задавили машиной, а все остальные. И жертва должна быть именно такая — симпатичная, не яростно-оппозиционная, чуть-чуть может шагающая не в ногу (что там у К.С. — антиклерикализм легкий, жёлтые очки, артисты голые иногда), но в целом абсолютно политически безобидная. Так страшнее, такое проще примерить на себя, уровень эмпатии и личного страха — в сто раз выше, чем когда сажают кого-то, кто зовет на баррикады или там ОМОНовцу на ногу наступил. Один самых рациональных поступков режима в этом году, если что. Свободу Кирилл Семёновичу» (орфография и пунктуация оставлены без изменения — ИА «Диалог»).

«Медуза» опубликовала весь список людей, поручившихся за Серебренникова — 34 человека. Среди них — Андрей Малахов, Филипп Киркоров, Фёдор Бондарчук, Авдотья Смирнова, Иван Ургант и многие другие.

Обеспокоены задержанием режиссёра и за рубежом. Так, МИД Франции выразил беспокойство по поводу дела Серебренникова: «Франция с озабоченностью отмечает вчерашнее задержание россиянина Кирилла Серебренникова — художественного руководителя «Гоголь-центра» и важную фигуру в культурном взаимодействии между двумя странами на протяжении многих лет».

Замминистра культуры России Александр Журавский 23 августа заявил журналистам: «Во всяком случае, домашний арест гуманнее, чем иная мера пресечения».

На сайте change.org опубликована петиция в защиту Кирилла Серебренникова. Её уже подписали более 15 тысяч человек: «Мы требуем прекратить уголовное преследование Кирилла Серебренникова и его команды по политическим мотивам. Деятели искусства должны иметь право свободно высказывать своё мнение. Оно гарантировано им Конституцией нашей страны. Органы правопорядка и следствия не должны превращаться в дубинку для устрашения несогласных с политикой властей. Прекратите политическое преследование Кирилла Серебренникова», — говорится в тексте.

Анна Сазонова, Егор Щербота / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!