Около 8 лет во всех районах Петербурга работают Центры социальной помощи семье и детям, в которые могут обратиться родители с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, за психологической и юридической помощью. «Диалог» побывал в таком центре в Московском районе и выяснил, чем конкретно помогают специалисты учреждения и какую семьи получают поддержку.
Я пришла поговорить с директором Центра Еленой Бородзич 1 июня, в День защиты детей. Центр находится в жилом доме, площадь его совсем небольшая, здесь суетно, так как все готовятся к празднику — театрализованному интерактивному шоу для детей. Родителей с детьми приветливо встречают и провожают в зал. Сотрудники молодые и улыбчивые. В конце нашего разговора Елена Анатольевна сама забирает последние стулья из своего кабинета, так как детям, пришедшим на праздник, не хватило мест.
— Как видите, площадь небольшая. Но есть у нас еще помещение на Мариинской улице, там создана квартира для женщин с детьми, пострадавших от насилия. Они могут там жить в течение года, они живут там с детьми, в это время решаем вопросы: жилищные, материальные. Сейчас почему-то пошли случаи насилия от пап женщин, то есть дедушек детей.., — начинает рассказывать директор.
Каждый небольшой кабинет Центра представляет конкретное отделение. Это несколько отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделения психолого-педагогической помощи, помощи женщинам в трудной жизненной ситуации, содействия семейному воспитанию. Открыт большой спортивный зал, в котором 9 месяцев в году проводятся занятия по вольной борьбе.
— Семьи, которые состоят на обслуживании — с разными проблемами. Не обязательно материальными: могут быть и психологические сложности. У нас большой штат психологов, который помогает разобраться. Например, конфликты между родителями и детьми, непонимание, неприятие, конфликты между сверстниками, когда ребёнок, например, в школе или садике не может найти общий язык с детьми. Прийти может любой желающий. Вот у нас рядом дома шикарные — сталинки, семьи обеспеченные, но есть трудности с детьми. Мы разбираемся, что в семье происходит. Если взрослые разводятся, стараемся помочь ребёнку, чтобы он вышел из этой ситуации с наименьшими потерями, — говорит Елена Бородзич.
У Центра заключены договоры со всеми школами, детскими садами, поликлиниками, женскими консультациями района. Если возникают проблемы, конфликты, сотрудники приходят в садик или школу, выясняют, в чём проблема, помогают её решить. Подобные учреждения стали появляться после утверждения Концепции развития социальных учреждений 2006 года, согласно которой в каждом районе Петербурга, а их 18, должны образоваться три типа учреждений. Это центры социальной помощи семьи и детям, центры реабилитации инвалидов и центр социального обслуживания для пожилых людей и инвалидов, обслуживающихся на дому.
— Если женщина оказалась в трудной жизненной ситуации, она приходит к нам или звонит. Сейчас процедура немного усложнилась в связи с выходом в 2015 году 442 закона о социальном обслуживании. Теперь гражданин должен быть признан нуждающимся через уполномоченный орган. Но это делается от одного до пяти дней. Составляется индивидуальная программа получения социальных услуг и по ней мы работаем. Чтобы доказать своё нуждающееся положение, не обязательно должны быть справки о доходах, — а, например, подтверждение того, что в семье находится ребёнок с проблемами социальной адаптации, или один из членов семьи имеет ограничения жизнедеятельности. Все признаются нуждающимися, у нас не было случаев, чтобы не признавали, — объясняет директор Центра.
На первом этаже Центра работает отделение приема и консультаций. Сюда может прийти любой желающий без каких-либо условий. Здесь также находится юрист, он может оказать срочную помощь. Если человек нуждается дальше в услугах специалиста, то надо получить статус нуждающегося. 17 мая тут был открыт пункт проката детских колясок, кроваток, стульчиков. На год можно взять бесплатно то, что необходимо — просят только бережно относиться к вещам. Многие люди и благотворители приносят вещи для детей, которые моментально разбираются нуждающимися.
— Те, кто у нас постоянно обслуживается, могут без условий получить любую вещь из пункта проката. В других случаях мы выходим на объект, смотрим, как живут люди, и принимаем решение. Есть ситуации разные. Например, многодетная семья, а у них ещё и двойня родилась. Им, конечно, тяжело купить два стульчика для кормления. Мы многих, как правило, знаем, они с нами давно. Это в психологическом отделении можно год поработать, решить проблемы, и люди уходят. А остальным мы помогаем постоянно: оформлять пособия, устроиться в садик — сейчас горячая пора, так как многие мамы-одиночки должны иметь возможность работать, — отмечает глава Центра.
В Центре есть услуга «профилактика деструктивного поведения». Чтобы ею воспользоваться, не надо через администрацию признаваться нуждающимся. В рамках этой услуги проводится секция вольной борьбы, обучают мировой художественной культуре. Есть программа «Живая планета»: специалисты рассказывают всё о собаках, растениях, насекомых, устраивают парады такс и ходят по зоологическим музеям. Конечно, чтобы развивать сеть кружков и секций, нужны дополнительные пространства.
— Я 7 месяцев переписываюсь с комитетом имущественных отношений, чтобы нам дали помещение в 5-ом Предпортовом проезде, потому что там социальные дома, там очень многодетных много. Есть семьи с 6-7 детьми. Им очень тяжело сюда ездить. Наш Центр в целом находится в очень благополучном муниципальном округе, а вот в том районе действительно много нуждающихся. Мы смогли бы открыть дополнительные группы для наших ребят. Можно было бы привлечь хороших специалистов и делать то, что интересно подросткам. Например, у нас есть девушка, которая учит играть в «Мафию». У меня была задумка даже сделать антикафе, но на бесплатной основе, чтобы приходили и играли. Можно организовать арт-студию, полученные навыки в которой потом пригодились бы в жизни — например, я уже нашла двух преподавателей аэрографии. Для этого нужно помещение. Я считаю, это вклад в будущее: если каждая семья будет стабильна, не будет воровства и других правонарушений, — отмечает Елена.
Центр входит в специальную комиссию подростковых правонарушений при городской администрации. Комиссия распределяет всех «трудных» подростков по субъектам профилактики, одним из которых является Центр. Затем составляется план — как правило, совместно со школой — и начинается работа. Сотрудники приходят домой к подростку, выясняют, чем могут помочь. Члены семьи, бывает, сопротивляются, часто сотрудники испытывают некое «профессиональное выгорание», потому что люди не готовы общаться и откровенно хамят. Иногда бывает, что подросток не совершал серьёзного правонарушения, просто оказался не в той компании: специалисты стараются помочь найти дело, например, ходатайствуют об устройстве в колледж.
Центр, как и все другие государственные учреждения, такие как школа, детский сад, полиция, поликлиника имеют право сообщать о случаях, когда проблема в семье очень серьёзная, в органы опеки.
— Мы сообщаем в очень крайних случаях, когда выходим на объект, а там дым столбом и в неадеквате толпа взрослых. За прошлый год было всего два случая. Иногда это действительно необходимо, чтобы дети не умирали от истощения. Но мы только сообщаем, отнять детей могут лишь органы опеки. Мы же, наоборот, делаем всё, чтобы до этого не доходило. Мы устраиваем многодетных мам на работу, — хоть уборщицей к нам — помогаем с мебелью. Многие уже знают меня и звонят, спрашивают, не нужны ли вещи, компьютеры, одеяла. Иногда кого-то хотят лишить родительских прав, но мы стараемся помочь, сделать ремонт, оплатить долги за квартиру, помогаем оформлять пособия, находим хоть какой-то ресурс. Мы открыли отделение на Мариинской, 17 для лиц с зависимым поведением на своей базе. Не надо имён и фамилий, всё анонимно — мы уговариваем людей приходить. Есть группа и для тех, кто живёт с такими людьми, приходят очень интеллигентные женщины, в группе 25 человек. Я считаю, самое главное — помощь, которую мы оказываем, должна быть доступной. Прошлым летом мы проводили мастер-классы, и к нам семьи шли пешком с того же 5-го Предпортового, потому что у них нет денег на проезд. Лучше было бы, чтобы в каждом муниципальном округе была своя площадка. Мы должны быть ближе к людям, чтобы первым пунктом, куда приходят с проблемами, были мы, а не опека, — добавляет директор.
Когда я уходила, праздник для детей начался. Каждому ребенку вручили подарок. Но не стандартные дешёвые игрушки из Китая, а авторские работы, привезённые в Центр благотворителями. Неформальный подход чувствовался с порога, красивые игрушки окончательно убедили в этом.
Подготовила Ольга Арешкина / ИА «Диалог»