«Что случилось? Что тебе сказали? А мне в тот момент хотелось больше всего с кем-то поделиться, рассказать вслух. И я говорю – у меня ВИЧ. А мне говорят: это ты поэтому грустный такой? Я говорю: ну да. А он говорит – да ладно, я думал, что-то случилось. И показывает мне – вот у этого ВИЧ, вот у этого ВИЧ. Вот у этого, вон там… тут, говорит, полно с вичём сидят. И ничего, все нормальные пацаны. Чё ты паришься, говорит, жить же можно. Я думал, у тебя мать умерла».
Юрий Клавдиев, «Заполярная правда»
Впервые случаи заражения вирусом иммунодефицита были зарегистрированы в США в 1980-х годах. Есть несколько теорий об изначальном его происхождении, однако большинство эпидемиологов считают, что вирус появился в Центральной Африке у обезьян. Одна из последних гипотез передачи вируса человеку такова: в создании вакцины от другой болезни, возможно, использовались клетки печени тех самых обезьян. «Диалог» узнал, что делать, если у вас ВИЧ или если вы эту инфекцию у себя подозреваете.
Истории
«Никакого адекватного понимания изначально не происходит. Мне сказали, что у меня ВИЧ. Я сразу свои похороны представлять начала. Я очень впечатлительный человек». Собеседнице «Диалога» Наталье 33 года. Два с половиной из них она знает о своём положительном ВИЧ-статусе. Заразилась она во время курортного романа. «Я, в общем-то, следящий за своим здоровьем человек. Когда мне нужно было сдавать кровь для других анализов, я решила, что сразу заодно, чтобы быть спокойной, сдам и на ВИЧ. Получив результат, я сначала испытала шок. Собралась с мыслями, встала на учёт». Сейчас Наталья является человеком с нулевой вирусной нагрузкой. Это значит, что СПИД у неё не разовьётся, а ВИЧ другим людям не передастся. «Да, я особо не афиширую, что у меня ВИЧ. Люди же не кричат при первом знакомстве про собственный кариес, например. Конечно, я жалею, что это произошло со мной и злюсь на себя за то, что «выключила голову» на мгновение. Вот и получила. С другой стороны, стала больше ценить своё время, это точно».
Двадцативосьмилетняя Ирина рассказала «Диалогу», что прекрасно осознаёт глубинную проблему всего, что с ней происходило. «Родители у меня в разводе уже очень давно. Мой папа — очень обеспеченный человек. Он содержит маму до сих пор, помогает. Когда они развелись, мне было 14, сложный возраст, а папа всегда был занятым. Когда он ушёл из семьи, совсем перестал со мной общаться. Зато подарки делал дорогие. Откупался, в общем. А я в ответ назло творила всякие глупости». Назло были алкоголь, наркотики, беспорядочные связи. «И вот я как-то встречаюсь с подругой за завтраком и рассказываю о том, как и с кем повеселилась прошедшей ночью. Она, услышав имя одного парня, говорит мне, что надо провериться, потому что вроде как кто-то говорил, что тот ВИЧ-инфицирован». Ирина знает о своём ВИЧ-статусе уже 6 лет. У неё, так же, как и у Натальи, нулевая вирусная нагрузка. Полгода назад она родила дочь. «Муж отнёсся к диагнозу с пониманием. Это партнёр моего отца по бизнесу. Он знал, какой образ жизни я вела. У нас родилась замечательная и абсолютно здоровая дочь, и это счастье».
Статистика
Изначально ВИЧ-инфекция ассоциировалась с определёнными социальными группами. Самую большую из них составляли потребители инъекционных наркотиков. Также ВИЧ часто заражались секс-работники и гомосексуалисты. Сейчас ситуация меняется. Эти группы остаются в зоне риска, но среди заболевших появляются и другие члены общества.
«Сейчас всё больше социально благополучных заражённых людей. По оценочным данным Всемирной Организации Здравоохранения, из 708 миллионов зарегистрированных за все годы ныне живут около 48 миллионов. Многие люди не знают о своём ВИЧ-статусе, то есть они, ведя, возможно, рискованный образ жизни, не считают обязательным провериться. Это одна из самых главных проблем», — рассказала главный внештатный специалист комитета по здравоохранению Петербурга по вопросам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Ирина Чхинджерия.
По данным, предоставленным директором Городского центра медпрофилактики Денисом Гусевым, с 1987 года по 1 января 2017 (за весь период наблюдения за эпидемией) среди петербуржцев было выявлено 53 888 людей с ВИЧ, 42 349 из них — постоянные жители города.
Стоит отметить, что среди приехавших в Петербург из регионов России, большинство находится в городе из-за работы, но есть и те, кто целенаправленно приехал лечиться. В Северной столице, в отличие, например, от Москвы, принимаются на учёт люди с временной регистрацией.
«Ситуация такова, что во многих ближайших регионах СПИД-центры были соединены с инфекционными центрами и с другими заведениями, что привело к нехватке лекарств, к тому, что персонал медицинских учреждений не справляется. Это ведёт к наплыву граждан, обращающихся в СПИД-центры Санкт-Петербурга. То есть сейчас работа проходит в некоторой перегрузке: на приём предполагается примерно 15 пациентов, наши же врачи принимают и по 30, и по 40. За 2016 год мы протестировали 1 300 человек. Это больше, чем в предыдущие годы, но у большого количества людей ВИЧ не выявили. Этот факт наводит на несколько мыслей: то ли не тот контингент подвергается тестированиям, то ли, действительно, есть тенденция к снижению заболевания», — добавил Денис Гусев.
Именно в отсутствии как таковых симптомов и заключается коварство заболевания. «В среднем без лечения человек может прожить 10-12 лет, после того, как у него снижается иммунный статус, что позволяет развиваться различным заболеваниям, и, в первую очередь, туберкулёзу. Часто ВИЧ-инфицированные люди болеют и гепатитом С. Это порядка 60% человек. Гепатит С коварен тем, что протекает латентно и проявляется на стадии цирроза печени, поэтому часто, даже когда пациент лечится от ВИЧ-инфекции, и всё протекает стабильно, это не значит, что он не может умереть от заболевания печени. Проблем с этой болезнью много. Но в целом итог один: если человек не будет лечиться, он просто погибнет. Единичный незащищенный половой контакт, единичное употребление инъекционных наркотиков – уже повод протестироваться», — пояснил Гусев.
Чтобы проверить свой ВИЧ-статус, можно прийти в любое отделение СПИД-центра города и сдать анализ. Также выявить ВИЧ можно, сдав кровь в поликлинике. Врачу при этом обязательно нужно сказать, что узнать вы хотите именно об этой инфекции. Кроме того, провериться анонимно и бесплатно можно в одной из трёх функционирующих в Петербурге мобильных лабораторий. Анализ занимает не более 10 минут. Две такие лаборатории работают с группами риска (секс-работники, потребители инъекционных наркотиков), а одна — принимает всех желающих. Мобильные пункты организованы фондом «Гуманитарное действие». Как рассказал сотрудник организации Борис Конаков, задача, которую ставит перед собой фонд — не просто остановить СПИД, а предотвратить ВИЧ.
Способы передачи
«Когда родители узнали, что он – ВИЧ-положительный, они ему поставили отдельную миску железную и дали отдельную ложку. Ни вилок, ни ножей ему не давали. Ему запретили пользоваться общей ванной и туалетом. Он мылся в тазу, насухо вытирал за собой, споласкивал таз кипятком. Миску и ложку тоже мыл кипятком каждый день. Один раз увидели, как он кормит собаку. Его оставили без еды на целый день. Ему запрещали выходить на улицу. Говорили – нефиг нормальных людей заражать. Он целыми днями сидел дома один и читал. Ему оставили только одну книгу»
Юрий Клавдиев, «Заполярная правда»
Несмотря на то, что о ВИЧ знают все, до сих пор многие уверены, что заразиться можно на бытовом уровне. Это не так.
ВИЧ не передаётся:
— через рукопожатия, объятия, ласки, поцелуи (если на коже или во рту нет открытых ранок);
— при кашле, чихании, дыхании, через слюну, слёзы или пот;
— при использовании общей посуды, полотенец, постельного белья или прикосновении к одним и тем же предметам (поручням, дверным ручкам, телефонам, деньгам и прочему);
— при посещении учебных учреждений, поликлиник, спортивных клубов, дискотек, туалетов, бассейнов, саун, в душе, на пляже и в прочих общественных местах;
— при укусах насекомых, в том числе и кровососущих.
ВИЧ передаётся:
— через кровь или предметы, которые соприкасались с кровью (шприц, иглы, посуда, которая использовалась при инъекциях), через такие жидкости организма как сперма, грудное молоко, вагинальный секрет;
— через незащищенные (без презерватива) половые контакты;
— через нестерилизованные многоразовые хирургические, стоматологические или косметологические инструменты;
— от инфицированной матери к её ребенку внутриутробно, при родах или грудном вскармливании;
— через переливание непроверенной донорской крови или пересадку органов (в настоящее время вероятность такой передачи практически сведена к нулю).
ВИЧ-диссиденты отрицают, что вирус иммунодефицита вызывает ВИЧ-инфекцию. Некоторые из участников движения отрицают факт существования ВИЧ, а СПИД называют результатом воздействия различных факторов неинфекционной природы.
В системе координат, где вируса ВИЧ не существует, получается, что СПИД выявляется у людей из-за стресса, депрессии, нарушения иммунитета прививками, внешней интоксикации. Всё это по отдельности или вместе разрушает иммунную систему человека, и он может заболеть СПИДом, полагают ВИЧ-диссиденты.
Согласно этой теории, распространение информации о ВИЧ нужно для создания всеобщей паники и истерии. Эксперты же рассказывают о случаях, когда люди, в частности, дети, были доведены до заключительной стадии ВИЧ — СПИДа с летальным исходом из-за влияния идей ВИЧ-диссидентства.
В настоящее время нет ни одной страны, в которой бы не регистрировалась эта болезнь. В России первый случай зафиксировали в 1987 году. По словам экспертов, эпидемиологическая обстановка относительно ВИЧ в Петербурге продолжает оставаться напряженной, несмотря на то, что в последние годы количество заболевших среди горожан снизилось.
Подготовила Ксения Савельева / ИА «Диалог»