Лидер ОПР Андрей Бажутин: Стачка дальнобойщиков приводит к удорожанию продуктов
19 апреля 2017 | 19:56С начала всероссийской стачки дальнобойщиков прошло уже больше трёх недель. Сотни водителей большегрузов встали вдоль трасс, остановив свою работу. Таким образом они говорят нет «Платону» — системе взимания платы с автомобильных грузоперевозчиков. Забастовка была вызвана планами властей повысить платоновский тариф вдвое, но в результате цена выросла только на 25%. Этой уступки дальнобойщикам недостаточно. Они требуют полной отмены «Платона». О том, как проходит стачка, чего удалось добиться, и есть ли жизнь в придорожной акции протеста, «Диалогу» рассказал лидер «Объединения перевозчиков России» Андрей Бажутин.
Сколько дальнобойщиков по всей стране сейчас участвует в стачке?
Насчёт точного количества участников не могу сказать. Как мы ни старались посчитать — это невозможно. Но можно говорить о сокращении грузопотоков примерно на 40%. В каких-то регионах больше, в каких-то меньше. В южных регионах в стачке участвуют более 90% дальнобойщиков, а в среднем по стране — где-то 35% — 40%.
Премьер-министр Дмитрий Медведев сказал, что диалог с дальнобойщиками ведётся. Это так?
Дмитрий Медведев сказал, что встречался с лидерами дальнобойщиков, имея в виду, скорее всего, Владимира Матягина (президент ассоциации «Центр объединения грузоперевозчиков «Грузавтотранс» — ИА «Диалог»), которого всё наше сообщество тихо ненавидит, потому что он никогда в жизни не являлся дальнобойщиком и никогда в жизни не работал на межрегиональных перевозках — у него были самосвалы. Он не выражает мнение дальнобойщиков. Поэтому Дмитрий Анатольевич не на ту лошадку поставил. Его заявление уже обсуждается в наших кругах. Он уронил свой рейтинг в глазах перевозчиков ниже плинтуса.
Председатель правительства также заявил, что во всероссийской стачке участвуют 480 дальнобойщиков. Как можете это прокомментировать?
Мы готовы предложить Дмитрию Анатольевичу поездку в любой крупный город, и мы ему покажем более 480 дальнобойщиков только в одном месте. У нас Минтранс 200 машин заявлял, Медведев про 480 сказал. И даже если это 480 человек — для Медведева это не люди? Хотелось бы, чтобы до него донесли, что нас в сотни раз больше, а не столько, сколько ему докладывают.
Вы ранее говорили, что в торговых сетях бывают перебои с поставками товаров из-за всероссийской стачки, но, например, в той же «Пятерочке» нам сообщили, что никаких проблем не испытывают. Так всё-таки — есть последствия от стачки для простого обывателя?
Во всех магазинах проблем с поставкой нет, потому что все основные потоки брошены на центральные регионы — это Москва, Питер, Новороссийск. Приведу пример: я вчера вернулся из Москвы и супруга мне сообщила, что помидоры, которые у нас до начала стачки стоили 90 рублей, теперь стоят 190 рублей. На FoodCity (московский оптово-продовольственный центр — ИА «Диалог») в Москве на 90% сократилась поставка азербайджанских и иранских продуктов — потому что кроме автомобильной логистики в этом направлении ничего нет. Это достоверная информация от наших ребят, кто в FoodCity всё это проверял. В отдалённых регионах России, не у всех, но перебои с товарами в низшем ценовом сегменте есть, и ассортимент сокращается. В некоторых случаях исчезли целые ряды товаров. Понятно, что «Пятерочка» имеет свои автомобили и всё-таки пытается насыщать свои центральные склады и развозить товары. Могу сказать следующее: у меня тёща работает с гипермаркете «О’Кей» и говорит, что ассортимент сокращается. Может это не настолько глобально, но рост цен в той же торговой сети «Пятерочка» очень даже приличный.
Вы уже более трёх недель участвуете в стачке, власть отменять «Платон» не спешит, что дальше?
Мы не планируем бежать расстреливать Ротенберга, устраивать люстрацию Медведеву, или собирать какие-то безумные массовые мероприятия. Нет, мы спокойно, терпеливо постоим. Нам ещё хочется доказать гражданам России, которые в своё время, не разобравшись, сказали, что дальнобойщики действительно должны заплатить за дороги, потому что они их портят, что они не правы. Сейчас мы с этих дорог ушли. Некоторые люди начали жаловаться, что дальнобойщики им продукты не возят. Хотелось бы, чтобы эти люди поняли всё-таки: нам возить продукты или не возить, портим мы дороги или нет, строят нам на самом деле их или не строят.
На сегодняшний день с тех, кто уплачивает сбор по «Платону», чуть больше чем за полтора года собрали 20 млрд рублей. В масштабах страны и перевозимых грузов это немного, но эти деньги ушли в карман господину Ротенбергу (Игорь Ротенберг, один из учредителей компании-оператора системы «Платон» ООО «РТ-Инвест транспортные системы» — ИА «Диалог»). Они не попали никуда. Несмотря на заявления, что сделаны тысяча километров дорог и мосты, мы не видим ни того, ни другого. Да, дороги делались, но где-то в центрах городов, но тогда у нас возникает вопрос: а где деньги с транспортного налога и с акциза? Хочется прекратить всё это вранье, хочется остановить обдирательство.
На что живут дальнобойщики, которые никуда не выезжают, которые участвуют в этой акции?
Ситуация тяжёлая. Отрасль настолько низкорентабельная, что накопленных денег нам хватило ненадолго. Но, как парадоксально ни звучит, у нас работают жёны, тёщи, отцы, матери, родители пенсии получают. На это мы живем, потому что нет смысла выезжать и ничего не зарабатывать. В некоторых случаях помогают граждане. Буквально сегодня ребята с челябинской колонны, которая реально стоит вдоль дороги, кинули клич о том, что у них закончилось топливо и продукты. А я напомню, что на Урале ещё холодно, машины приходится прогревать. Буквально в течение часа граждане собрали 20 тысяч рублей, привезли солярки, привезли продуктов и на ближайшее время людям этого хватит.
Как долго собираетесь ещё простоять?
До решения вопроса. Образно говоря, нельзя, ввязавшись в драку, посреди этой драки повернуться спиной к противнику. Так можно получить смертельный удар в затылок. Чтобы не получить этого удара, мы не будем поворачиваться спиной.
Беседовала Евгения Петрова / ИА «Диалог»