В музее Фаберже, начиная с субботы, 1 апреля, будет работать экспозиция произведений Сальвадора Дали. Организаторы уже продали более семи тысяч билетов и готовятся к большому наплыву посетителей. Корреспондент «Диалога», с детства любивший картины великого сюрреалиста, узнавал подробности.
«Мы стараемся показывать выставки, которых ещё не было в нашей стране, которые являются новыми для публики – своим официальным кредо мы делаем «показывать то, чего ещё никто не видел». Сегодня мы представляем вашему вниманию выставку Дали – в основном его позднего периода, когда он вернулся к истокам, к тому, с чего начинал, – к классицизму. Это очень интересный этап, который характеризует его как мастера, который прожил длинную жизнь – и подводит итоги своего творческого пути. Поэтому нам очень интересна реакция, потому что такое время есть у любого человека – когда он задумывается о жизни, о смерти, о том, как он прожил эту жизнь. С этой целью мы представили на ваш суд и часть творческого наследия Дали периода 30-х и 40-х годов – сделали мы это специально, чтобы вы (и мы с вами) понимали разницу между периодами творчества этого величайшего художника», — заявил Владимир Воронченко, директор музея Фаберже и председатель правления фонда «Связь Времен».
Это первый случай, когда в Петербурге демонстрируется такая масштабная подборка работ знаменитого сюрреалиста, прославившего Каталонию и творившего на протяжении более чем 60 лет. Напомним, что семь лет назад предприниматель Александр Шадрин уже привозил в Петербург собрание литографий и скульптур Дали, но на сей раз масштаб совсем другой: около 150 работ – в том числе из частных коллекций.
«На нашей выставке представлен сюрреалистический период, 30-е годы, потом – большая серия иллюстраций к жизнеописанию Бенвенуто Челлини, опубликованная в 1945 году. Сам Дали очень любил эту серию, он её никому не продал и хранил до конца жизни – поэтому она сейчас находится в собственности Фонда «Гала – Сальвадор Дали». Кроме того, представлена серия иллюстраций к «Божественной комедии», которая создавалась позднее, и дальше мы переходим сразу к позднему периоду – концу 70-х и началу 80-х, когда Дали обращается к скульптуре, в том числе работам Микеланджело», — пояснил куратор выставки Томас Клемент Саломон, координатор по научной работе компании «Модно Мостре».
Он добавил, что Дали всегда восхищался великими мастерами Средневековья и Возрождения: в картинах 30-х годов видны отсылки к Вермееру (а сам этот живописец фигурирует в качестве персонажа одного из представленных ныне в Петербурге полотен), Де Кирико, а в картине «В поисках четвёртого измерения» — к Рафаэлю. «Сюрреализм – это авангардное течение, но, несмотря на это, Дали всегда сохранял уважение к грандам прошлого», — отметил Саломон.
«Над выставкой была проведена огромная кураторская работа – это одна из тех выставок, которые мы, как фонд, обязаны проводить. Для этого мы обязательно выбираем хороших партнёров. С академической точки зрения эта экспозиция очень хорошо и внимательно подобрана. Публике хорошо известны произведения Дали сюрреалистического периода – но он был великим художником, и оставался таковым всю свою жизнь, поэтому нужно понять его творчество, от начала и до конца. Когда я захожу в зал, я вижу то, что отражает название выставки – это переход от революции, от взрыва, к традиции: начиная с 50-х годов и позднее Дали, который достиг, в общем-то, всего, продолжил работать в совсем другом ключе. Уже будучи пожилым человеком, уже видя перед собой смерть, он продолжал творить, и сохранял контакт с духом и гением великих мастеров, которые вдохновляли его в юности», — указал управляющий директор Фонда «Гала-Сальвадор Дали» Жоан Мануэл Севильяно.
В Музее Фаберже покажут живопись и графику Сальвадора Дали
К выставке уже заметен большой интерес: на неё купили билеты больше семи тысяч человек, отметил председатель комитета по культуре Константин Сухенко. Работать она будет с 1 апреля по 2 июня. Журналистов интересовал вопрос: почему музей Фаберже взялся за организацию выставки Дали?
«Почему Дали? Потому что весна! Ведь Дали – это человек бесконечной жизненной силы, «Возрожденческой» энергетики. Музей Фаберже подарил нам глоток свежего воздуха, самобытного, бесконечно живого, жизнеутверждающего взгляда на жизнь», — заметил Сухенко.
«Почему Дали? Потому что это один из величайших художников XX века, мастер, которого обожают во всех городах и странах мира. Художник, которого очень любят в России. По-моему, вопрос о том, «почему Дали», самый простой», — так ответил на тот же вопрос Воронченко.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»