Крейсер как искусство: в ЦВММ показали украшения кораблей
19 августа 2016 | 19:53В Центральном военно-морском музее открылась выставка корабельного декора военно-морского флота под названием «Архитектура корабля». Кроме того, общественности впервые после реставрации представили модель броненосного крейсера I ранга «Рюрик». Корреспондент «Диалога» вникал в историю вопроса, чтобы понять, зачем нужно украшать боевые машины.
«Выставка посвящена новой теме, которую мы развиваем к 320-летию Военно-морского флота России. Вы сможете увидеть уникальные чертежи и модели декора этих кораблей – мы расскажем о почти двухсотлетней истории архитектуры кораблей императорского флота. Кроме того, мы впервые представляем отреставрированную модель корабля «Рюрик», шедевр коллекции Центрального военно-морского музея. Я бы хотел выразить огромную благодарность нашим реставраторам, которые проделали огромную работу – на интерактивном стенде вы сможете сами увидеть и оценить её масштаб», — заявил заместитель директора ЦВММ Александр Чернавский.
«Это необычная для военного музея выставка – мы представляем корабль как произведение искусства. В первом зале – убранство парусного, деревянного флота; во втором – броненосного. Многие предметы, показанные на этой выставке, долгие годы хранились в фондах, а некоторые экспонируются и вовсе в первый раз. Обратите внимание на живописные полотна – например, портрет Петра I середины XVIII века – а также на гравюры Шхонебека, уникальные модели, подлинный декор. Жемчужины второго зала – авторские модели Пименова, Чижова, Клодта и художника Микешина», — добавила руководитель Изофонда (фонда изобразительного искусства) ЦВММ Ольга Цехановская.
Возникает резонный вопрос: а зачем нужен декор военному кораблю? Особенно в эпоху, когда в прошлое ушли роскошные носовые фигуры, а резное дерево сменилось угрюмым, шарового цвета металлом бронированных корпусов? На этот вопрос дал исчерпывающий ответ адмирал Кирилл Тулин.
«Декор корабля – это не только и не столько произведение искусства, это предмет большой политической важности. Корабль, выходя в море, остаётся частичкой государства – на нём поднят флаг родины и действуют её законы. Командир не имеет права ни при каких обстоятельствах спустить этот флаг. Поэтому ещё в древности государи старались, чтобы в море выходили такие корабли, которые вызывали бы уважение, страх, или хотя бы почтение к стране, которому принадлежит этот корабль. Отсюда и то значение, которое испокон веков уделялось оформлению судов: в английском флоте, например, на это выделялось до пятой части всей суммы, выделенной на строительство», — пояснил он.
Кстати, как показал пример открытой для публики в тот же день и час модели крейсера «Рюрик», созданной более ста лет назад, корабли украшали и после того, как парус сменился паровой машиной и электричеством. Интересна её история, которую рассказала младший научный сотрудник корабельного фонда Евгения Овсянникова: копия корабля была создана одновременно с ним самим, в 1892 году, более полувека пребывала в забвении – не в последнюю очередь потому, что она много лет находилась в музее на Дальнем Востоке. В результате переездов она была повреждена, и её понадобилось отреставрировать, прежде чем стало возможным показать её. Корабль же погиб во время Русско-японской войны – он был потоплен в бою с японской эскадрой 14 августа 1904 года в Корейском проливе.
Основные же экспонаты выставки – носовые фигуры парусных судов (в том числе и такие, которые так и не были установлены). Особого внимания заслуживает копия шапки Мономаха – её планировалось водрузить на борту броненосного крейсера «Владимир Мономах». Кстати, автор этого украшения – тоже флотский офицер: капитан II ранга П. И. Пущин, командир клипера «Опричник».
Илья Снопченко / ИА «Диалог»