102.6$ 107.4€
-1.64 °С
Новости Все новости

Сказка про «Апрель»: как работает петербургский благотворительный фонд для детей

01 февраля 2016 | 18:39

О том, как помочь воспитанникам детдомов найти свой путь в жизни и чем может быть полезно волонтерство, в интервью «Диалогу» рассказала специалист по связям с общественностью благотворительного фонда «Апрель» Александра Бузакова.

Каковы основные направления деятельности фонда «Апрель»?

Фонд «Апрель» прежде всего занимается всесторонней поддержкой выпускников детских домов Ленинградской области и других регионов. В Петербурге у нас есть офис, куда может прийти каждый выпускник детдома, чтобы получить психологическую помощь, консультацию у нашего юриста или просто поговорить, спросить совета. Организуем для ребят летние и не только лагеря. Им важно покидать стены детских домов, потому что в такие поездках они приобретают положительный опыт, сменяют обстановку, расширяют свой кругозор. В зимнее, весеннее, осеннее время, как правило, мы приглашаем ребят в Петербург, снимаем хостел, живем вместе с ними, придумываем программу, причем стремимся к тому, чтобы она была не только развлекательной, но развивающей, профориентационной. Летом мы с ними ездим в туристические лагеря, например, на острова Валаам и Коневец. Кроме того, мы поддерживаем кризисные и приемные семьи. Помощь кризисным семьям – это сделать так, чтобы дети не попали в детдом, если это в нашей компетенции. Для приемных семей мы организуем туристические лагеря, где приемные родители могут обменяться опытом, приобрести новые знания и просто отдохнуть.

Какова география «Апреля»?

Мы помогаем детским домам Ленобласти, да и всего Северо-Запада, в том числе республики Карелия, Новгородской, Псковской областей. Вплоть до Архангельска доходят наши посылки. Раньше мы больше занимались Ленинградской областью, но ни для кого не секрет, что в апреле этого года случилось несчастье: разбился автобус, который ехал на организованное нами мероприятие. К этому автобусу мы никакого отношения не имеем, потому как выступали только в качестве спонсорской организации, которая финансировала аренду транспортного средства. Нас в прокуратуру приглашают до сих пор, а в связи с этим случаем губернатор Ленобласти издал постановление о том, что детские дома могут работать только с некоммерческими организациями, у которых подписан договор с комитетом общего и профессионального образования. С нами этот договор до сих пор не подписали, поэтому официально мы не имеем права помогать домам Ленинградской области. Но широкая география деятельности Фонда не оставляет нас без дела.

Детские дома обращаются за помощью в «Апрель» или же организация сама находит нуждающихся в поддержке?

Наша организация существует давно, мы начали ездить еще лет 15 назад. Тогда ситуация в детских домах была совершенно другая. Особенно это касается областных детдомов. Они нуждались буквально во всем, мы даже туалетные принадлежности туда возили. Сами отыскивали детские дома, звонили им и спрашивали, чем можем помочь. Потом детские дома стали звонить нам, рассказывать о своих нуждах. У нас заработала служба поддержки выпускников, развились социальные сети, так что теперь выпускники могут нас находить сами, задавать вопросы из любой точки Ленобласти и не только. За все время у нас появилось много связей, поэтому сейчас чаще обращаются к нам.

Фонд финансируется или же существует исключительно за счет средств неравнодушных?

К сожалению, за все время существования мы не выиграли ни одного гранта, не получили государственного финансирования. Мы существуем полностью на пожертвования неравнодушных людей. Это, конечно, большая проблема, мы пытаемся справиться с ней, подаем заявки, работает с корпоративными спонсорами.

Насколько охотно люди оказывают безвозмездную помощь?

Времена у всех непростые, но количество сочувствующих не уменьшается. Я думаю, это связано с тем, что фонд достаточно давно существует, у него неплохая репутация. Несмотря на апрельские события и другие трудности, здравый смысл продолжает превалировать, и это приятно. Мы участвуем в разных акциях и выставках. Люди видят, что «Апрель» — это реально существующий фонд. Любой человек, у которого возникли сомнения в том, как мы распоряжаемся средствами, в любой момент может прийти к нам в офис. Мы даже дверь не закрываем. Люди могут присоединиться к нашим поездкам. Единственная проблема заключается в том, что пока мы в Ленобласти, так сказать, немножко «персона нон-грата» и осуществляем только дальние поездки. Не так просто взять и поехать в Карелию, например, ведь это целых пять часов езды только в одну сторону. Но у нас много работы здесь, в Петербурге. Мы открываем ресурсный центр для выпускников, который станет для нас основным проектом на ближайшие годы. Он выглядит как квартира. Нашелся человек, который помог нам ее приобрести. Мы отремонтировали ее своими силами, нам помогали волонтеры. Жить там будут выпускники коррекционных школ-интернатов и детских домов. Они приехали учиться в Петербург, жили в общежитии при ПТУ. Мы собираемся сделать так, чтобы это помещение было не только как комфортное общежитие, но и как ресурсный центр, где мы будем максимально адаптировать ребят к жизни в большом городе и развивать.

Чем могут помочь волонтеры?

Волонтеры на любом этапе нам очень полезны. Когда приходит человек и говорит, что у него нет денег и поэтому он не может быть полезным, я придумываю ему массу занятий. Человек может просто прийти, чтобы пообщаться с ребятами, рассказать о себе и о работе – это расширяет кругозор. Ребята считают, что кроме швеи, плиточника и кондитера больше профессий нет, а вот придет человек и расскажет, что работает ветеринаром или трудится на овощебазе. Любой человек, который из себя что-то представляет, может быть полезен. Мы любому найдем применение. Главное, чтобы он нашел дорогу к нам.

Сколько детских домов уже воспользовались поддержкой фонда и в чем заключалась помощь?

Конкретное число назвать сложно. Кто-то пользовался нашими услугами единично, очень много за время существования фонда закрылось детских домов, расформировалось интернатов. Думаю, если скажу цифру 30, точно не ошибусь. Каждый случай индивидуален. Где-то ремонт, замена окон, санузлов, где-то оплата кружков, где-то это подарки на Новый год. Сейчас очень многие говорят, что идет «предновогодний чёс», спонсоры стоят в очереди, а дети завалены подарками. Во многом это так, но такая ситуация касается только тех детских домов, которые не сильно удалены от районных центров. Например, Ладвинский детский дом для инвалидов гости посещают крайне редко, потому что он находится так далеко, что добраться туда сложно. Каждый год мы собираем для них новогодние подарки, средства гигиены. Каким-то детским домам помогаем на постоянной основе, но всегда стараемся, чтобы упор был именно на образовательные проекты. Замена оконных блоков – это тоже важно, но мы акцентируем внимание на образовании, развитии ребят, которые будут выпускаться во взрослую жизнь. Организуем каникулы. Вот куда ребятам поехать? Мы предлагаем лагерь в городе с культурной, профориентационной и образовательной программой. Например, мы побывали на стройке, в кухне ресторана. Бывает, что на поездку просто не хватает средств. Купили путевку по тендеру, а в детдом вдруг поступили 2-3 новых ребенка. Что им делать? Либо они остаются в детском доме и сидят там все лето, либо вместе со всеми едут на море. Но тут надо срочно решать проблему с деньгами. Просьбы поступают самые разнообразные.

Какова тенденция развития детских домов?

Сейчас детские дома, в том числе областные, живут гораздо лучше. Я имею в виду материальное оснащение. Дети неплохо одеты, большинстве детских домов сделан хороший ремонт, но проблема остается. Дело в том, что дети не адаптируются к нашей жизни после выпуска. Спустя годы работы мы поняли, что именно на этом этапе нужно появляться в жизни ребят. Когда они выходят за стены детдома, куда им идти со своими вопросами и проблемами? Даже если у них были хорошие отношения с сотрудниками детского дома, когда они приезжают в Петербург, учреждение остается далеко. Наш офис – это то место, куда каждый выпускник может прийти, и мы ему поможем. И, конечно, надо отдавать себе отчет, что никакой самый благоустроенный детский дом семью ребенку не заменит. Наверное, поэтому среди наших волонтеров много приемных родителей, которые начинали когда-то со сбора вещей или подарков, но в результате пришли к пониманию, что по-настоящему ребенку нужны именно родители. Жаль, конечно, что пока что детей в детских домах больше, чем потенциальных приемных родителей.

Стало ли за последнее врем больше нуждающихся в вашей помощи?

Мне кажется, с материальной точки зрения, нуждающихся стало даже меньше. В основном запросы идут именно досуговые. Наличие запроса во многом зависит от руководства детского дома. Мы за время существования общались с директорами очень много. Все они – разные люди. Есть те, кто буквально «горит», а есть те, которым ничего не нужно. Зачем им к нам обращаться, если их все устраивает? Может, мы просто стали лучше ориентироваться в том, где наша помощь нужна. К тому же, в последние годы мы стали помогать еще и нуждающимся семьям, которых немало вокруг, а если отъехать в сторонку от больших городов, то число таких семей растет в геометрической прогрессии. В материальном смысле дети в таких семьях видят еще меньше хорошего, чем дети в детских домах. Иногда вообще ничего не видят, практически голодают. Обычно это одинокие матери, которые по разным причинам потеряли мужей и бьются изо всех сил, чтобы вырастить несколько детей в условиях безработицы и отсутствия близкого социального окружения. Или родители-инвалиды, которым негде работать и некуда бежать за помощью. Вот эту ситуацию мы точечно пытаемся исправить. И таких обращений все больше.

Каким вы видите будущее «Апреля»?

Пока у нас есть сильная поддержка среди волонтеров, друзей, спонсоров (хоть я и не люблю это слово). Отдав фонду столько лет, мы уже никуда не денемся, но наша работа сейчас затруднена. Ребята из Ефимовской школы-интерната с нами в течение нескольких лет проводили каникулы. Мы подружились, жили под одной крышей. Они ждали, что летом мы, как всегда, поедем в наш лагерь на остров Коневец. Прошлым летом мы брали интервью у ребят, отдыхавших на острове, некоторым задавали вопрос о самом сокровенном желании. Они отвечали, что хотят оказаться там еще раз. Можете представить их и наше разочарование, когда мы были вынуждены объявить, что они не поедут на Коневец, не увидятся с нами? Для нас это большая травма, мы переживаем до сих пор. Обидно за них и за нас. Все равно ради ребят мы должны продолжать работать, потому что они станут совершеннолетними, им потребуется помощь и руководство. Если мы возьмем и закроемся, будет еще хуже. Будущее «Апреля» очень сильно связано с будущим наших подшефных ребят, мы не можем их бросить и обмануть, поэтому точно могу сказать, что мы все равно будем работать. Будем работать, чтобы у них было будущее.

Беседовала Дарья Веркулич / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!