Центральный район и ПЗЗ: жители не хотят строительства очередной церкви в «Рождественском сквере»
20 января 2016 | 15:17Серия общественных слушаний, посвящённых проекту новой редакции Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), добралась до Центрального района. Главным вопросом дебатов, на которых побывал и корреспондент «Диалога», стала судьба «Рождественского сквера» на пересечении 6-й Советской улицы и Красноборского переулка, который хотят застроить церковью. С одной стороны, храм здесь когда-то действительно существовал, но сейчас он не являлся бы единственным в окрестностях, а вот с зелёными зонами здесь (как и во всём Центральном районе) значительно хуже. Проект новых правил землепользования и застройки вызвал вопросы и у специалистов, и у простых – но хорошо подкованных – петербуржцев на слушаниях в Центральном районе.
«Представленный проект ПЗЗ нуждается в серьёзных дополнениях по тексту, чтобы он мог стать конкретным нормативным документом, потому что многие формулировки взяты из Земельного и Градостроительного кодексов, и к этим правилам придётся создавать множество подзаконных актов – инструкций, разъяснений… В нынешнем же виде это настоящее пособие для желающих обойти и нарушить регламенты землепользования и застройки: в нём много лазеек, заложенных в выражениях общего вида. Например, пункт 2.4.2 гласит: «Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, определяется в соответствии с федеральными законами уполномоченными органами исполнительной власти». При этом не устанавливается, какими органами, в каком порядке, по какой процедуре, кто несёт ответственность за неправильное или корыстное решение, как будут исправляться ошибочные решения. Ведь можно получить разрешение на отклонение от предельных норм и от председателя какого-либо комитета. А если данную должность займёт другой человек – кто будет отвечать за согласие, выданное прошлым начальником: весь состав комитета, новый председатель? Или, скажем, вице-губернатор, подписавший новое разрешение на основе другого, когда-то выданного? Поскольку отклонения от градостроительного регламента имеют массовый характер, а исправление ошибочных отклонений случается крайне редко, хотелось бы конкретизировать процедуру получения разрешений на отклонение от градостроительных норм», — высказался пенсионер Герман Филиппов.
Он предложил внести в ПЗЗ пункт о том, что в случае необходимости изменения норм регламента нужно будет заручиться положительным решением градостроительного совета, согласием жителей, выраженным на общественных слушаниях, а также квалифицированным большинством в Законодательном собрании. Ответственность за это решение предлагалось возложить на председателя комиссии по землепользованию и землеустройству.
Ещё одна его идея – за которую, вероятно, интуитивно проголосовало бы большинство горожан – состояла в том, чтобы вписать в ПЗЗ положение о недопущении выдачи разрешений на строительство капитальных объектов на свободных земельных участках в тех районах, где площадь зелёных зон в расчёте на одного жителя меньше среднего по городу.
«В нашем районе этот показатель составляет около 3 квадратных метров на душу, а городская норма – более 20. Пора бы уже позаботиться о том, чтобы жители не задыхались, а транспорт мог ездить. На территории этих участков нужно создавать либо зелёные зоны, либо платные парковки – кстати, заодно это позволит и быстро пополнить городской бюджет», — отметил Филиппов.
Если бы его предложения действительно были учтены, то общая часть ПЗЗ превратилась бы в практически идеальный документ (впрочем, то, какие предложения в итоге будут учтены и войдут в итоговую версию, мы ещё увидим).
«Новая редакция ПЗЗ конкретно для Центрального района имеет несколько последствий, которые касаются в основном функционального назначения некоторых участков (поскольку изменения, касающиеся градостроительных регламентов, предельных параметров и разрешённой высотности не распространяются на зоны охраны объектов культурного наследия, составляющие большую часть района). В частности, установлена зона зелёных насаждений общего пользования на территории Дмитровского сквера (на пересечении Стремянной улицы и Дмитровского переулка), сквера на улице Черняховского, 13, сквера Маневича в Щербаковом переулке (между домами № 7 по Щербакову переулку и № 21/13 по улице Рубинштейна). Также установлена зона ТР4 (дворцово-парковых комплексов) для сквера «Кикины палаты» и сквера на площади Растрелли, Митрополичьего сада Александро-Невской лавры (при этом осуществлён перевод части сада главного двора в зону ТД1 в соответствии с Генпланом)», — рассказала начальник отдела генерального плана и правил застройки Управления генерального плана и стратегического развития Санкт-Петербурга ГКУ «НИПЦ Генерального плана» Ирина Касатикова.
Исключена пробивка Гончарной улицы, а также Таврической улицы в створе проектируемой магистрали № 7. Были и другие уточнения, но именно вопросы, касающиеся скверов, стали основными.
Координатор движения «Красивый Петербург» Анатолий Канюков предложил уточнить вопрос с переводом в зону деловой застройки части Митрополичьего сада. «Что там планируется строить?» — осведомился он. Касатикова ответила, что земельный участок приведён к единой зоне после корректировки Генплана, а запросов, связанных с ПЗЗ, не поступало.
Житель Центрального района Константин Суровцев уточнил перспективы Дмитровского сквера (известного также как Эльфийский или Эльфовский садик), за который несколько лет назад велась борьба между девелоперами и местными жителями, и родильного дома № 6 на Маяковской улице. Строительство гостиницы, ответили чиновники, предполагается не вместо родильного дома, а на «сопредельной территории» («Какая там ещё сопредельная территория?» — удивился кто-то в зале). А вот Дмитровский сквер – знаменитое в среде ленинградских неформалов место, где собирались художники, музыканты и поэты – окончательно внесён в Генплан и ПЗЗ как зелёная зона.
Но именно «Рождественский сквер» стал основным спорным вопросом этих слушаний. Эта зелёная зона находится в центре площади правильной формы, расположенной на пересечении 6-й Советской улицы и Красноборского переулка. Когда-то здесь стояла церковь – её построили в 80-е годы XVIII века, а снесли в 1934 году. В 2001 году инициативная группа церковников решила восстановить храм на основании того, что под сквером (окончательно сложившимся как рекреационная зона для обитателей окрестных кварталов) сохранились фундаменты. Это оказалось не так: по результатам археологических исследований выяснилось, что уцелели лишь отдельные фрагменты, поэтому эксперт Владимир Трушковский заключил: взятие этих объектов под охрану нецелесообразно. Это не помешало городскому правительству исключить большую часть сквера из перечня ЗНОП и передать в безвозмездное пользование вновь созданному приходу, а в 2012 году начались работы: установка ограждений, вырубка зелёных насаждений… Разрешение на строительство было выдано осенью 2014 года. Сейчас площадь пребывает в виде стройплощадки, огороженной забором, за которым – несколько временных домиков (один из которых, что примечательно, увенчан крестом) и котлован.
«Полтора года назад здесь проходили публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга. Я вижу в зале многих из тех, кто был здесь тогда; я сам тоже выступал и предлагал исключить из середины Рождественского сквера существующую там зону деловой застройки, чтобы сквер сохранить. Я целиком за то, чтобы восстанавливать религиозные объекты, но дело в том, что когда церковь там была, не существовало ещё окружающей застройки. Ныне сквер является единственным в квартале, зато в пешеходной доступности находится ещё около 20 церквей, так что недостатка в храмах нет. Но ни на уровне Генплана, ни на уровне закона о зелёных насаждениях общего пользования, к сожалению, мнение граждан, выраженное на общественных слушаниях и в обращениях ко мне как к депутату, так и не было реализовано. Я вношу предложение о том, чтобы на той территории, где по Генплану имеется зона «Д» (деловой застройки), ровно в этих границах, установить в градостроительном регламенте ограничение высоты – 0», — заявил депутат ЗакСа Борис Вишневский, входящий в комиссию по землепользованию и застройке.
Он отметил, что это единственный цивилизованный способ разрешения ситуации, и пообещал продолжить рассмотрение этого вопроса на заседании комиссии по землепользованию и застройки (соответствующие поправки были заблаговременно поданы). Кроме того, он предложил в принципе ограничить возможность отклонения от предельных параметров высотности 10 процентами от безусловно разрешённой высоты.
Поддержавшие выступление Вишневского местные жители указали и на то, что сквер – одна из немногочисленных зон для прогулок детей в этой части перенаселённого Центрального района. Кроме того, соседние дома находятся на старых фундаментах, в них уже наблюдаются трещины, и новое строительство приведёт к плачевным последствиям для них. Не надеясь только на официальные каналы, защитники сквера собирают подписи под петицией с требованием об отмене строительства церкви «на зыбучих Песках».
«Хочу напомнить фразу из ответа городского прокурора на наше обращение: поступление воды в котлован – а она там до сих пор находится, уже не полтора года, а три – обусловлено тем, что уровень грунтовых вод находится выше уровня дна котлована, и удаление её является нецелесообразным, поскольку противоречит нормам безопасности. Это было полтора года назад – и что мы видим теперь? Над жителями нависает угроза: высотность объекта, который хотят построить, превышает 30 метров – это намного выше соседних домов, так что их жители будут, по сути, лишены солнца. В конце 2015 года произошло уничтожение зоны зелёных насаждений, как мы и предупреждали: застройщик, используя разные махинации, расширил зону строительства и вырубил кусты», — заметил местный житель Алексей Родин.
Провалы, проседания вокруг люков – вот, по его словам, непосредственные последствия проводимых работ, потому что от грунтовых вод просто так не избавиться. «Все наши опасения, о которых мы говорили, постепенно реализовываются. Обращаюсь и к комиссии, и к администрации района, хочу спросить: кто за всё это в дальнейшем будет отвечать, если сейчас наша поправка не будет принята?» — спросил Родин.
«Религиозная организация просто с каким-то маниакальным упорством хочет построить церковь, хотя это по сути уплотнительная застройка. А ведь в 2004 году такая попытка была сделана, но прежняя религиозная организация в итоге отступилась: они поняли, что этого делать не нужно», — добавила другая местная жительница, Ирина Хоперская.
В итоге организаторы, как и в других случаях, пообещали занести все замечания в протокол и учесть их; у жителей района есть четыре дня (то есть период с 20 по 23 января) для того, чтобы подать свои предложения в районную администрацию.
Комментируя в беседе с корреспондентом «Диалога» итоги слушаний, депутат Вишневский отметил, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий не удостоил его и его коллегу Алексея Воронцова ответом на просьбу принять их для обсуждения проблемы.
«В декабре 2014 года им [приходу] было дано официальное разрешение на строительство, а теперь нам говорят, что отменить его нельзя. Но со стройкой не заладилось: и с деньгами не очень, и грунт там действительно плохой. Я надеюсь, что они сами откажутся от этой затеи – а может, нам удастся добраться до митрополита. Кроме того, мы будем обсуждать вопрос на комиссии по землепользованию и застройке, действовать путём регулирования высоты на этом месте», — отметил народный избранник.
Тем временем, общественные слушания по ПЗЗ входят в завершающую стадию: 20 января состоится последний их блок в трёх районах – Красногвардейском, Фрунзенском и Колпинском. Все они начнутся в 18:00 в зданиях соответствующих районных администраций – на Среднеохтинском проспекте, 50, Пражской улице, 46, и улице Урицкого, 1/4, соответственно.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»