72.8$ 86.4€
19.6 °С
Новости Все новости

Художник-шаржист: Как-то раз меня попросили нарисовать шарж на рыбу

13 февраля 2015 | 15:42| I like my job

Наша героиня Мария Симон — человек, одержимый искусством шаржа. За несколько лет она освоила технику и открыла собственную студию. Мария рассказала «Диалогу», почему дороги карикатуры на политические темы, а религиозная тема — запретна, кто чаще заказывает шаржи — мужчины или женщины, и чем нужно обладать, чтобы стать настоящим шаржистом.

«Меня осенило: на этом можно и заработать, и привить людям понимание, что есть настоящий шарж»

По образованию я режиссер анимационных фильмов. Шаржами я стала заниматься совершенно случайно, лет пять назад. Однажды в гостях у своей подруги-переводчика увидела любительский рисунок с очень искаженными чертами и кривой композицией. Совершенно искренне спросив подругу, нарисовала ли она это сама, и похвалив ее, услышала обиженный ответ. Оказалось, она заказала эту работу и даже заплатила какие-то деньги. И в этот момент меня осенило: во-первых, на этом можно зарабатывать, во-вторых, насколько плохие работы могут заказать люди. Что их знания нужно подтягивать и показать, что есть хорошо, что есть искусство шаржа. Три с половиной года назад у меня появилась своя студия, и могу сказать, что настоящих шаржистов в России очень мало, их единицы. В Питере — два-три, в Москве — один, может быть два.

«Классический шарж — это почти мультяшка»

Классический шарж строится на классическом анимационном диснеевском скетче. Все легкие искажения лица — не есть шаржирование. Фишка крутых художников, таких как Стив Броднер, — это всегда персонаж, анимационный персонаж, мультяшка. Мы не работаем на Невском проспекте. Наша основная деятельность — шаржи по фотографии, которые по степени проработки близки к иллюстрации. Конечно, порой нас приглашают на мероприятия, но это совершенно другая техника работы. Я бы даже сказала, что это два разных жанра — одно дело, когда ты выполняет шарж за пять минут быстрыми штрихами, а другое — когда работа над ним занимает до пяти часов. Но, как ни крути, в основе обоих жанров всегда лежит классический скетч. И вне зависимости от того, работаешь ты на компьютере или на бумаге, основа одна — скетч.

«На 23 февраля заказов уйма, а на 8 марта нет — мужчины «отделываются» букетиком»

Так как у нас упор больше не на карикатуру, а именно на шаржи, основные наши клиенты — это корпорации и частные клиенты. Основной прилив заказов идет в российские государственные праздники. Больше всего заказывают компании, которые хотят поздравить своих сотрудников. Они занимаются транспортировками, оборудованием, — да чем угодно. Иногда бывает, что заказывают для своих нужд и дизайн-агентства. Хочу заметить, кстати, что женщины в плане оригинальных подарков у нас в России гораздо более активны. И на 23 февраля у нас работы огромное количество. А на 8 марта такого буйства заказов нет — мужчинам проще подарить букетик.

«Без чувства юмора настоящим шаржистом не станешь»

Наша студия — такой маленький Walt Disney Pictures. Наша работа построена так же, как и на любой студии анимации. И у каждого художника есть свои задачи: есть художник-отрисовщик, есть человек, который разрабатывает персонажа — в общем, у каждого четкое распределение обязанностей. Работает пять человек и курьер, весьма немаловажный член команды. В основном, люди по 25-30 лет. Есть очень опытная женщина старше сорока. Все они очень гибкие, и, несмотря на наши жесткие стилистические рамки, у каждого есть своя манера — могу взять несколько разных работ и узнать по определенным особенностям автора.

Думаю, что помимо чувства юмора, для шаржирования нужна тяга к актерству. И даже в мои годы обучения в КИТе у нас было актерское мастерство. Есть даже серия снимков, где художники-аниматоры кривляются перед зеркалом, как обезьяны, рисуя эмоцию у персонажа. А у нас все еще сложнее — нужно не только изобразить эмоцию у персонажа, но и сделать так, чтоб человек был похож. Так что это и наличие чувства юмора — две вещи, без которых невозможно научиться рисовать персонажа. Хотя в жизни профессионал может быть весьма закрытым и угрюмым человеком. Но когда он начинает работать, он преображается.

«Простой шарж — 1000 рублей, на тему политики — анонимно и тысячи две долларов. Религия — под запретом»

Стандартная цветная картинка — простой лаконичный персонаж — будет стоить тысячу рублей. Но если у человека есть 500 рублей, то мы сделаем ему шарж за эти деньги. Все остальное зависит от объема работы: какое количество персонажей и каков сюжет, нужно или не нужно будет художнику прорабатывать огромное количество деталей. Выполняем часть заказов на компьютере, особенно, когда они поступают из регионов. Наибольший спрос, конечно, на традиционно созданные шаржи — чтобы можно было потрогать, повесить на стенку, любоваться.

Несмотря на то, что шарж (фр. charge) — это французское слово, на Западе у них там такого нет, там всё называют caricature. Традиционно шарж — это что-то милое, доброе, а карикатура — более злобная и сатирическая. В принципе, против политических шаржей и политических карикатур я не имею ничего. Но вопрос религии и для меня лично, и в студии закрыт для шаржа. Это касается и христианства, и буддизма, и ислама. Бывает, конечно, просят сделать из человека многорукого Шиву — но он не будет Шивой, он будет просто многоруким. Были случаи, когда просили кого-то изобразить в виде религиозного персонажа, и я отказывалась, даже если сумма была половиной от месячного бюджета студии. Я даже не понимаю, как некоторые художники могут разместить в своем портфолио иконы вместе с портретами и шаржами. Ко всему, что касается религии, нужно подходить очень аккуратно, с чистым сердцем, — и грязными ногами идти туда нельзя.

Что касается темы политической, она для меня полузакрыта. Недавно хотел человек, чтобы мы нарисовали президента в смешном образе. Но мы никогда не возьмем на себя авторство таких работ. Если будет высокий гонорар за такую работу — мы ее выполним, но только анонимно. Это должен быть очень большой гонорар, просто космический, чтоб мы взялись за такое. Если это именно не шарж, а серия политических карикатур — от двух тысяч долларов или евро, не меньше. Плюс, скорее всего, это будет журнальный (без не, именно журнальный!) заказ, и его необходимо адаптировать к журнальной графике, а это дополнительный объём работы. Вообще политическая тема — не наша сфера.

«Рисовали и для «Зенита» — для людей, у которых все есть»

Рисовали мы для «Зенита», многих известных питерских бизнесменов, стартаперов. Почему много заказов для тех, кто руководит крупными компаниями, для звезд? Потому что, как правило, это люди, у которых, в общем-то, все есть. Соответственно, сотрудники или родственники стараются подарить ему то, чего у него нет. А настоящий профессиональный шарж всегда вызывает бурю положительных эмоций, всем же интересно посмотреть на мультяшного себя, не важно, студент ты или серьёзный дяденька-бизнесмен.

«Откровенно порнографических заказов не было. Но недавно пьяный клиент попросил шарж на рыбу»

«Проблемы бывают, когда есть большой объем заказов и ты не успеваешь с каждым клиентом пообщаться получше. И тогда начинаются придирки. Еще очень забавно, как некоторые люди мыслят. Есть единичные случаи — например, если кому-то нужен шарж в костюме супермена, то он пытается прислать фотографию человека в костюме. Или, например, вокруг должен быть пейзаж — и он отмечает в фотошопе красненьким маркером, в каком месте человек должен стоять. Бывают единичные случаи, когда человек не похож. Чаще всего это оттого, что прислана фотография с совершенно неимоверной степенью пикселизации.

Если говорить о фантазии клиентов… Честно говоря, за всю мою практику не было ни одного откровенно порнографического заказа. С налетом эротики — было такое. Но были странные заказчики! Например, перед Новым годом, когда был жесткий вал заказов, мне позвонил человек. Он был явно навеселе и попросил нарисовать ему шарж… на рыбу. На классную рыбу! Притом, что у нас сейчас год козы. У меня просто крыша поехала — я бы поняла, если бы под Новый год он попросил бы козу. Но шарж на рыбу! И потом этот мужчина звонил еще, и мы даже успели сделать для него набросок. Но в итоге оказалось, что он хотел не совсем шарж и все это растворилось в небытии. А недавно я разгребала завалы и это набросок рыбы, к сожалению, выкинула.

Очень весело, когда, хм, люди приходят со своими, как бы помягче сказать, эскизами. И порой это совершенно удивительные, трогательные и смешные вещи, которые стоят многих шаржей. Ведь то, как пытается рисовать человек, рисовать не умеющий, — это совершенно отдельная, стоящая особняком, история. Иногда, в отчаянии, люди рисуют целые схемы.

«Я бы пошла протестовать после убийства людей из Charlie Hebdo»

Конечно же, я считаю, что расстрел карикатуристов и журналистов из Charlie Hebdo — это ужасно. И я бы пошла митинговать за них, потому что это люди. Людей вообще убивать нельзя. Ведь это были беззащитные журналисты. Может, тому, кто нарисовал ту несчастную карикатуру, было нечем семью кормить, может, у него были долги. Кто-то может позволить себе отказаться от заказа на религиозную тему, а кто-то нет. Ведь те, кто живет разовыми заказами, получают не так много.

«Кризиса не боимся — люди будут тянуться к шаржу и вообще культуре еще больше»

Иногда я и моя команда чувствуем себя как в подводной лодке в плане кризиса. Не знаю, почему. Есть такая история: во время Великой депрессии в Америке разговаривали два джазовых музыканта. И один говорит другому, что не понимает, откуда люди берут деньги, чтобы прийти на концерт. А другой ему отвечает — мол, понимаешь, они копят всю неделю, чтобы в выходной день прийти сюда и хорошенько повеселиться. И сейчас это так же важно: когда человек видит себя мультяшным персонажем, наступает психологическая разгрузка, у него что-то в голове меняется — ведь это действительно классный подарок. Это нельзя передать словами — это действительно очень-очень мощный эмоциональный заряд.

И, мне кажется, что во время любой всеобщей депрессии — как было в Америке, когда взрослые люди шли смотреть мультики Уолта Диснея, — всегда тянутся к искусству, к культуре, к музыке, к тем же шаржам еще больше. Потому что в этом люди находят свободу.

Подготовила Полина Полещук / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!