102.6$ 107.4€
0.03 °С
Новости Все новости

Техник-рыбовод: На работе меня однажды укусила акула

13 декабря 2014 | 14:44| I like my job

Нашего героя зовут Егор, он – техник-рыбовод и аквариумист. Как человек, работающий в единственном в Петербурге океанариуме, он раскрыл «Диалогу» несколько профессиональных секретов, объяснил, что рыбы не так уж просты, как многие думают, и рассказал, с какими водными обитателями интереснее всего работать.

«По образованию я — госслужащий, но рыбами увлекался с детства»

Занимаюсь я этим уже около пяти лет. Я не имел никакого отношения к профессии, по образованию я – государственный служащий, но рыбами увлекался с детства. Раньше я жил в Кингисеппе, Ленинградской области, и мне удалось устроиться на Лужский производственно-экспериментальный лососевый завод. Это такое государственное предприятие по восстановлению природных ресурсов. На этом заводе мы выращивали балтийского лосося прямо из икринок и выпускали его в реку Луга, чтобы как-то пополнить популяцию, сократившуюся из-за браконьеров и строек. Получается, что я сначала начал работать в этой сфере, а потом уже получил специальное образование: закончил Дмитровский рыбопромышленный колледж в подмосковном поселке Рыбный.

«На работе меня однажды укусила акула»

Когда я переехал в Петербург, устроился работать в океанариум аквариумистом. Океанариум — целый сложноустроенный комплекс на сотни тонн воды. Многоуровневая система аквариумов, за которой нужно постоянно наблюдать, которую необходимо контролировать. Кроме нас есть много соседних отделов: гидрохимическая служба, ихтиопатолог, который лечит рыб, инженеры, ремонтирующие крупные неисправности, водолазы, которые помогают чистить большие аквариумы, а мы, так сказать, пехота, занимающаяся практической деятельностью.

Производственные задачи бывают самые невероятные. Например, пересадить крупную акулу из одного аквариума в другой, одна меня как-то раз укусила, даже шрамы остались. Одно из наших последних внедрений – большой аквариум с медузами, которому в России аналогов нет. Это совершенно новый аквариум со специальной системой течений, которая позволяет медузам зависать в толще воды. Сами они привезены из Китая, где их искусственно разводят специально для океанариумов.

«Рыбкам не объяснишь, что у тебя выходной»

Работа аквариумиста, на самом деле, довольно хлопотная и сложная. Наша задача – сделать все, чтобы аквариум был чистым, красивым, а главное — чтобы рыбы хорошо себя чувствовали. Мы разрабатываем рационы для рыб, сами выращиваем живые корма. Аквариумисты занимаются обслуживанием всей системы жизнеобеспечения. За аквариумом нужно постоянно следить — ведь это живой организм. Океанариум работает и в выходные, и в праздники, а рыбками ты не объяснишь, что у тебя выходной.

Аквариум – это замкнутая система, которую очень легко нарушить, произойти может все, что угодно: протечка, остановка систем фильтрации. Очень сложно решена проблема поставки воды. Технология отработана: есть фирмы, которые специально производят соль для морской аквариумной воды. Мы берем обычную водопроводную воду, очень тщательно ее очищаем и делаем засолку той солености, которая нужна для конкретных гидробионтов (общее название подводных обитателей — ИА «Диалог»). Потому что у нас в заливе вода пресная и совсем не годится. Самые лучшие океанариумы мира стоят на берегу океана – откуда они качают воду и сбрасывают ее туда же. Поэтому в этом плане у них, конечно, возможностей намного больше, чем у нас.

На экстренные случаи у нас есть своя дизельная подстанция, которая автоматически включается, если в городе отключат свет. Такое происходило пару раз, но без страшных последствий. Более того, раз в год мы эту подстанцию тестируем: сами отключаем подачу электроэнергии и проверяем работу всех систем. Так что на работе мы готовы ко всему.

«У некоторых рыб есть свой характер и со временем начинаешь их различать»

Рыбы не так скучны, и, тем более, не так просты, как кажутся. Со временем ты начинаешь их различать и привязываешься к ним: все гидробионты ведут себя по-разному, можно даже сказать, что у некоторых есть свой характер, особенно если речь идет о рыбах-индивидуалистах, хищниках. У нас есть кошачьи акулы, я с ними работал около трех лет – это действительно очень контактные существа, они забавные и даже хорошо поддаются дрессировке. Акулы, конечно, могут цапнуть за палец, но специально они не причинят вред человеку. А вообще у нас в океанариуме много животных: балтийские тюлени и нерпы, с которыми есть отдельные шоу, есть даже вараны и разные черепашки. Раньше жил осьминог.

«Омар-Изя»

Мне нравится работать с омарами. У нас есть легендарный представитель ракообразных – Изя. Его в океанариум принес Гоша Куценко. Он снимался в Петербурге в кино и сидел с менеджером в рыбном ресторане на Исаакиевской площади. Там подавали живых омаров. Гоша купил одного, попросил тазик, ему налили туда воды из-под крана, и с тазиком они поехали к нам в океанариум спасать омара. Изя у нас освоился и очень даже хорошо себя чувствует. Омары большие собственники и очень трепетно относятся к своей территории, поэтому он воспринимает свой угол в аквариуме как свою неприступную крепость. Изя складывает камушки и передвигает все, как ему нравится — переложишь, он все вернет на свое место. Когда ему не хватает внимания, Изя высовывает из воды только свои клешни, и щелкает ими, чтобы привлечь людей. После него других случаев спасения не было, тем более что Владимир Владимирович [Путин] своим эмбарго разом спас всех омаров от России, потому что у нас их больше не едят. Возможно, у нас живет последний в России омар — Изя.

«Однажды к нам пришла парочка с полотенцами, перепутавшая океанариум с аквапарком»

Посетители к нам приходят самые разные. Часто замечаю беременных женщин, которые приходят созерцать красивых подводных обитателей и просто отдохнуть. Люди приходят семьями — на шоу с тюленями или на шоу с акулами. В начале работы океанариума заходили пьяные посетители и пытались залезть в открытый аквариум. Как-то раз к нам зашла парочка, парень и девушка, которые перепутали океанариум с аквапарком. Они вошли с полотенцем, в шлепках — разве что не в плавках — и долго пытались понять, где они и как здесь купаться. Но ребята сами потом все поняли и ушли. Очень часто люди спрашивают про дельфинов, но это не к нам, это в дельфинарий на Крестовском.

«Мечты о работе на рыбном заводе остались — ведь это очень романтично»

Я планирую и дальше работать в этой сфере. Мне это правда интересно, постоянно есть куда расти. Кроме океанариума я занимаюсь частным обслуживаем. Чаще всего это организации или частные дома, где стоят большие и сложные аквариумы. Это направление в России можно и нужно развивать. Например, можно ставить большие аквариумы в торговых центрах, как это делают в Европе и в той же Украине. Можно развиваться в направлении дизайнерского оформления аквариумов или в поиске более интересных экзотических обитателей. У нас в России это, к сожалению, пока не очень популярно. Но, все-таки, по профессии я рыбовод, и какие-то мечты о работе на рыбном заводе у меня все равно остались – ведь это очень романтичная профессия. Работаешь на свежем воздухе, в живом водоеме, на озере или реке.

Текст и обработка фотографий — Валерия Митрошенко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!