102.6$ 107.4€
1.13 °С
Новости Все новости

Олеся Ялунина: В джазе, когда поешь знакомую тему, всегда выходит по-разному — и в этом его прелесть

07 декабря 2014 | 13:57

Олеся Ялунина - молодая петербургская джазовая певица, задействованная в двух проектах: дуэте с Алексеем Дегусаровым и квинтете Olesya Yalunina Band. В воскресенье, 7 декабря, она презентует свой дебютный альбом "Variations" в JFC Jazz Club. "Диалог" побеседовал с Олесей о ее карьере, мечтах и джазе.

С чего началась ваша музыкальная деятельность?
Я закончила музыкальную школу по классу фортепиано, играла много классики. Дома мы слушали пластинки Stevie Wonder, Dionne Warwick, Michael Jackson, Rolling Stones. Но о джазе я тогда даже не помышляла, его негде было услышать, хотя моя мама всегда говорила, что джаз — это очень круто и если ты умеешь петь джаз, то сможешь спеть все, что угодно. Сейчас анализируя своё детство, думаю, что это, наверное, и определило мое совершенно благоговейное отношение к этой музыке на долгое время. После школы мы с родителями решили, что мне необходимо получить «нормальную» профессию и я поступила на бюджет в тогда еще Инженерно-Экономический университет на мировую экономику, но уже на втором курсе меня стали терзать сомнения – я поняла, что не хочу быть экономистом и думаю о музыке больше, чем обо всем остальном. Поэтому я начала брать уроки классического вокала у Елены Ароновны Рубин, чудесного педагога и солистки Михайловского театра. Она поставила мне правильное дыхание, опору и фактически спасла мой голос. Потом я поступила в Санкт-Петербургский университет культуры и искусств на джазовое отделение, одновременно продолжая доучиваться в ИНЖЭКОНе. Там-то я и начала знакомиться с питерскими джазовыми музыкантами, которые стали моими друзьями, коллегами и наставниками, и поняла, что, наконец, нашла своё. А потом я познакомилась с моим учителем Джей Ди Уолтером, я несколько раз ездила в Нью-Йорк учиться, слушать музыку и перенимать опыт, записала там пластинку «Variations».

Что вас вдохновляет?

Для меня одним из важнейших источников вдохновения является сам музыкальный материал, в джазе очень большое количество красивых тем, это невероятное мелодическое и гармоническое богатство. Очень вдохновляют люди, с которыми я работаю, потому что джаз ­– это творчество в моменте сейчас, спонтанный и честный процесс, поэтому очень многое зависит от людей, которые находятся в процессе сотворчества, которые создают вместе музыкальное пространство, существуют в нем, развивают его. Меня очень вдохновляют мои партнеры по сцене – гитарист Алексей Дегусаров, басист Дмитрий Семенищев, пианисты Евгений Пономарев и Илья Щеклеин, саксофонист Андрей Половко, барабанщик Пётр Михеев и еще многие мои замечательные коллеги по сцене –Максим Кореневский, Евгений Соколов, Марат Сайфутдинов.

Вдохновляет искусство, цвет, формы. Я очень зависима от красоты: иногда могу проснуться с утра и испытать сильное желание пойти в Русский музей или Эрмитаж. Как правило, не отказываю себе в этом. Да и вообще, меня вдохновляет сама жизнь, её поток, — это самое интересное.

Что значат для вас занятия джазом?

Для меня это всегда вызов и мотивация становиться лучше. Джаз — это импровизационная музыка, а свобода, конечно, предполагает ответственность. В отличие от поп-исполнителей и классических певцов (где достаточно спеть мелодию as written («как написано» — ИА «Диалог») и, как правило, аккомпаниатор следует за солистом), правильный джазовый вокалист, это всегда равноправный участник бэнда, он всегда находится в контексте гармонии, формы, ритма и должен быть способным слушать и слышать, не замыкаться на себе, понимать, что происходит, и живо реагировать на игру. Поэтому нужно расширять свои рамки, пробовать новое, слушать, заниматься. Каждый раз, когда ты поешь знакомую тему, получается по-разному и в этом состоит прелесть джаза.

Как родился ваш дуэт с Алексеем Дегусаровым?

Мне предложили съездить с концертом во Псков. Предложенного гонорара хватало только на дуэт, поэтому мне нужно было найти гитариста. На тот момент мы с Лешей уже дружили, я позвонила ему с этим предложением, и он согласился. До этого времени мы не играли с ним дуэтом, только в больших составах, квинтетом например, но он совершенно фантастический музыкант, поэтому я даже не сомневалась, что это будет что-то интересное. Во время первого нашего концерта мы поняли, что у нас получается магия, происходит взаимодействие и надо продолжать играть дальше. Так мы стали репетировать, искать свой звук, играть, много гастролировать, потом набралось материала на первую пластинку “Seriously?”, которую мы записали два года назад.

Кто, по-вашему, слушает джаз?

По большей части те люди, кого можно назвать интеллигенцией: образованные, интересные и при этом совершенно разные по возрасту и профессиональной деятельности. Я замечала, что в клубы нас приходят слушать и совсем молодые люди лет 16 и приятные пары в возрасте.

Как вы думаете, может ли джаз собирать стадионы?

Первого декабря я была в Светлановском зале Московского Дома Музыки на концерте моего любимого Джона Маклафлина, в этот же вечер в другом зале ММДМ играл фантастический пианист Тигран Амасян, оба зала были битком. В Санкт-Петербурге, если говорить о больших концертных площадках, джаз можно услышать в БКЗ и большом зале Филармонии. Публика у нас есть и она замечательная, мы, музыканты, очень это ценим. При этом рекламы джазовых концертов я слышу и вижу не очень много. По телевизору джаз появляется скорее в качестве исключения, хотя в последнее время я наблюдаю положительную динамику. И, разумеется, если ты не в контексте, если слушаешь в машине «Радио Ваня», то вряд ли услышишь о приезде Ришара Бона, например. Да и вряд ли в принципе у тебя возникнет желание на такой концерт сходить, для этого объективно нет причин. В этом нет снобизма, я вот, например, вряд ли пойду слушать металл, я понятия не имею, где его играют. и что там вообще происходит. В-общем, каждый видит и слышит то, что хочет.

Какая музыка нравится вам?

Я слушаю очень разную музыку, не только классический джаз, бибоп, — я обожаю фьюжн, джаз-рок, фанк, классическую музыку, очень люблю барокко, Перголези, Баха. Обожаю народную музыку: например, недавно открыла для себя болгарскую хоровую музыку, это что-то совершенно восхитительное.

Как вы планируете дальше двигаться в музыкальном направлении?

Пока в рамках основных моих составов, я думаю. Будем играть дуэтом, мы планируем начать писать вторую пластинку, тем более, что и материала уже набралось прилично. Буду продолжать писать аранжировки для состава, учиться дальше. К тому же я преподаю, и это для меня большая ответственность и радость, быть учителем для меня значит оставаться вечным учеником, это очень стимулирует.

Как проходят ваши концерты?

Во многих городах России есть энтузиасты, которые как раз и привозят джазовых музыкантов, наших и зарубежных, организуют фестивали и концерты. Они нас и привозят, иногда мы ездим турами, соединяя несколько концертов подряд.

По каким городам России вы гастролируете? Бываете за рубежом?

В этом году мы давали концерты в Риге, Вильнюсе, Эстонии и Болгарии и я очень надеюсь что, несмотря на политику, это останется возможным. В России мы много где были — от Архангельска до Хабаровска.

Мечтаете ли вы о популярности?
Мне хочется, чтобы моя аудитория расширялась. Разумеется, как и любому артисту, хочется больше крупных площадок. И вместе с этим я понимаю, что для музыканта мотивацией должно быть желание лучше делать свое дело, играть и петь круче, выражать свою мысль музыкально более полно. Если главной мотивацией является желание успеха, популярности и денег — это тоже ок, но это не очень работает в рамках искусства, это работает в шоу-бизнесе. Я ни в коем случае не говорю, что одно исключает другое, напротив, когда музыка честная, искренняя, она находит слушателя, который будет вибрировать на этой же частоте. Ну и я рада, например, что у меня нет такой популярности как у Леди Гаги — я не знаю, что бы я с ней делала. Интерес ведь надо подогревать, тратить на это силы, время, думать об этом, постоянно переодеваться, давать инфоповоды. Не хотелось бы превращаться из человека в персонажа.

Есть мнение, что джаз может оценить не каждый человек, как реагирует публика на ваше направление в джазе?

Когда человек идет на джазовый концерт, он, как правило, знает, что его ждет и чем он лучше знает эту музыку, тем больше у него будет поводов для радости, тем больше тонких моментов он уловит. Я вот влюбилась в джаз с первого момента, но на то, чтобы начать понимать его, у меня ушло какое-то время. Наша публика тоже растет вместе с нами.

Дайте, пожалуйста, совет начинающим музыкантам.

Купите себе метроном и практикуйтесь. Будьте любопытны, открыты новому, не бойтесь ошибаться. Много работайте и верьте в себя, без веры ничего не работает. В вашей жизни наверняка будут люди, которые не отреагируют на вас с тем теплом, которого вы ждете, и поэтому вам нужно найти опору в самом себе, научиться извлекать музыку из сердца — это упоительный процесс. Найдите себе хорошего учителя. Играйте с теми, кто лучше вас, только так вы будете расти. Превратите занятия музыкой в радость, в медитацию, тогда она наполнится смыслом.

Беседовала Кристина Колесникова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!