Достоевский и Ко
06 июля 2014 | 21:40«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С -- м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К -- ну мосту»...
По словам организаторов Дня Достоевского–2014, именно из этой фразы и появился петербургский праздник, посвященный творчеству писателя. Как по волшебству, каждый раз в это время стоит чрезвычайно жаркая погода. Этот год не стал исключением. Погода сменилась с пасмурно-холодной на летнюю именно 5 июля, а солнце палило так, что зрители старались спрятаться в тени.
Праздник на Кузнечном начался с традиционного шествия от памятника Достоевскому на Большой Московской улице до его дома-музея в Кузнечном переулке. У памятника собрались зрители и персонажи будущего представления «Достоевский маскарад». Над толпой красовались транспаранты с цитатами из произведений писателей-юбиляров этого года: Шиллера, Гоголя, Пушкина, Гёте и других. В мегафон выкрикивались лозунговые фразы. Действо напоминало пародийный митинг.
На постаментах рядом с памятником Достоевскому расположились живые золоченые скульптуры: Алена Ивановна, Раскольников, Мармеладов и его дочь Сонечка. Их роли исполнили артисты театра «Битком». Они то замирали, — и возникало ощущение, что это действительно памятники, — то вдруг оживали и начинали «общаться» со зрителями: к примеру, Раскольников «рубил головы», прикладывая топор к шеям всех желающих.
Над Кузнечным переулком на бельевых веревках развесили рукописные листы, по обе стороны на земле стояли огромные картонные фигуры, изображающие Достоевского, других писателей-юбиляров и их персонажей. В этом году на Кузнечном большая театральная площадка была только одна, и на ней в честь писателя происходил «Достоевский маскарад» от режиссера Александра Баргмана. Спектакль начался с традиционного приветствия Федора Михайловича (его роль исполнил актер Виталий Салтыков). Он вышел на балкон своего дома и вполне современным языком шутливо поблагодарил всех за то, что в такой солнечный день, когда можно было отправиться на дачи и пляжи, многие все-таки пришли на его праздник.
«Речь моя будет короткой, но внятной. Приготовьте листочки, карандаши и прочие девайсы, записывайте. Я долго думал и решил вам сказать об этом именно здесь, именно сейчас. Друзья, что бы ни происходило с нами, вокруг нас, мы с вами не должны забывать одну важную вещь: мы с вами, как-никак, братья. Все люди – братья! И сегодня произойдет сенсация. Приготовьтесь, здесь, в Кузнечном переулке появится не кто-нибудь, а наша наставница – сама мировая литература», — сказал Достоевский.
На сцене действие началось с появления двух персонажей, которые символически обозначали мировую литературу (Варя Светлова и Полина Шустарева). Они носились из одного конца сцены в другой, раскидывая во все стороны листы с написанным на них текстом. Далее, спустившийся с балкона Достоевский, стал представлять своих гостей-юбиляров. Он называл имя, страну и дату рождения. Гости же, среди которых были Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Жорж Санд, Александр Пушкин, Оноре де Бальзак, Иван Крылов, Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг фон Гете и Уильям Шекспир, показывали короткий, чаще всего юмористический, танцевальный номер.
Лермонтов (Александр Кудренко), например, метался из стороны в сторону по сцене под песню «Выхожу один я на дорогу» и то прикладывал пистолет к своему виску, то пытался засунуть его в рот, но его останавливали Достоевский и компания. Гоголь (Сергей Азеев), выйдя на сцену, потерял свой нос и в танце искал его под дружные комментарии и возгласы остальных гостей. Пушкин (Илья Дель) появился на сцене под африканский бит и исполнил танец наподобие ритуальных плясок. Последним со стилизованным староанглийским танцем на сцену вышел Шекспир, которого сыграл сам постановщик праздника Александр Баргман. Шекспир оказался вооружен микрофоном и стал конферансье вечера – объявлял все дальнейшие поздравительные номера, с которыми пришли великие писатели в гости к Достоевскому. Вместе с Шекспиром на празднике оказалась и его труппа: Отелло, Мальволио, Король Лир и другие.
Затем каждый из писателей представил свое творческое поздравление. Это были номера, в которых герои писателей встречались и исполняли танцы с героями Достоевского. К примеру, Шекспир подарил юбиляру сцену мышеловки из «Преступления и наказания», а Пушкин прочел отрывок из «Скупого рыцаря» как рэп, при этом отбивая ритм на там-таме.
Отметим, танцы и пластику для Дня Достоевского создал молодой хореограф, обладатель премии «Золотая маска» Владимир Варнава. Среди зрителей были и те, кто специально пришел посмотреть на его постановку. К примеру, собеседник «Диалога», пожелавший остаться неназванным, рассказал нам о том, что пришел посмотреть именно на то, что сделал Варнава:
«Мне нравится творчество Варнавы, я пришел именно на него. Мне кажется, День Достоевского – это важный для города праздник. Это такая просветительская вещь для молодежи. Недавно я смотрел передачу по поводу образования, где молодые люди затруднялись ответить, кто круче: Наполеон или Бонапарт. Поэтому такие мероприятия очень важны!».
Также выяснилось, что наш собеседник любит только те произведения Достоевского, которые входят в школьную программу. О том же рассказал нам и другой посетитель праздника Роман:
«Отчасти я люблю Достоевского, отчасти – нет. Люблю за его произведения, а не люблю, потому что у меня все-таки остался осадок со школьной поры. Я не особо люблю читать, я больше слушать произведения люблю или в театре смотреть, чтобы наглядно было».
Его спутница Ксения, как оказалось, тоже любит не все творчество Федора Михайловича.
«Мне нравится «Преступление и наказание». Все остальные его произведения почему-то не очень, а «Преступление и наказание» зацепило», — сказала она.
Впрочем, среди посетителей были и те, кто пришел на праздник именно для того, чтобы прикоснуться к творчеству писателя.
«Я пришла на праздник как большой любитель творчества Достоевского, и ожидаю много интересного, в частности, продолжения знакомства с произведениями Федора Михайловича. Я еще ничего на Кузнечном не видела, приехала пять минут назад. Уже была на Сенной, там сейчас собрали экскурсию, пошли по местам Достоевского», — рассказала «Диалогу» гостья праздника Юлия.
Однако кроме положительно настроенных зрителей, находящихся в радостном предвкушении, были и недоумевающие, и даже возмущенные представлением.
«Я в ужасе от этой всей мерзоты! Большей пошлости придумать невозможно! Как можно из сгустка боли сделать апофеоз пошлости? Это надо умудриться! Я не понимаю, почему рядом с церковью устроить митинг и поговорить о своих правах нельзя, а эту блёвань развести – можно!», — возмутилась посетительница Наталья.
По словам женщины, больше всего ее неприятно удивил пляшущий Пушкин и живая скульптура Раскольникова.
«Я не знаю, наверное, я старая, чего-то не понимаю. Просто в жизни есть очень важные книги и очень важные писатели, которые делают из нас людей. Для меня Достоевский – это именно такой писатель. Если что-то во мне хорошее брезжит слегонца, то это благодаря ему. Когда из очень дорогих мне вещей делают низкопробное шоу, это вызывает жуткое омерзение», — добавила Наталья.
Интересно, что именно старшее поколение реагировало на увиденное на сцене неоднозначно. Наверное, можно относиться к спекаклю по-разному, однако то, что этот праздник популяризует творчество Достоевского и обращает внимание горожан на личность этого писателя, несомненно. Возможно, после Дня Достоевского те, кто в школе не любил читать, заинтересуются его творчеством. Да и вообще, чем больше праздников, чем больше поводов для радости, тем больше жители Петербурга объединяются, тем больше у них появляется общего. И, может быть, благодаря таким событиям, вскоре можно будет поверить, что все люди – братья.
Текст подготовила Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»