Внимание, на сцене — Сергий Радонежский…
06 мая 2014 | 20:51На новой сцене Мариинского театра 5 мая состоялась необычная премьера. Показывали арт-житие "Преподобных подвигов эпоха", посвященное 700-летию Сергия Радонежского. Что это такое, и "с чем это смотреть", выяснял "Диалог".
Арт-житие, очень сильно напомнившее церковную службу, началось с выступления митрополита петербургского и ладожского Варсонофия и вице-губернатора Василия Кичеджи. «Христос Воскресе», — произнес Варсонофий, и зал откликнулся «Воистину Воскресе». Кичеджи в своем выступлении подчеркнул важность «Преподобных подвигов эпохи» для нашей страны и поздравил всех с наступающим Днем Победы.
Все сценическое действие основывалось на житии Сергия Радонежского, которого архиепископ Петергофский Амвросий, рассказывая об арт-житии и его значении, назвал великим русским святым и патриотом.
«Сегодняшнее мероприятие – это особое посвящение от людей, которые служат обществу своими удивительными талантами и теми божественными дарами, которые даны им от рождения. Это новое прочтение жизнеописания святого. Это уникальная реакция на дары, которые Сергий Радонежский оставил живущим после него поколениям. Сегодняшнее арт-житие преподобного Сергия наглядно иллюстрирует отношение церкви к подлинному искусству», — подчеркнул священнослужитель.
Он добавил, что любое искусство, если оно «совершается трепетно и с благоговением к имени святого, если оно умножает добро и имеет целью проповедовать евангельские истины», приветствуется Церковью. Архиепископ объяснил также и как отличить искусство, преумножающее добро, от искусства, его преуменьшающего. По его мнению, для этого нужно иметь правильное чувство, и самим заниматься умножением добра.
«Если человек полагает жизнь свою для того, чтобы не просто проповедовать добро, как вечные евангельские ценности, но еще и жить постоянно этим добром, он через правильную призму смотрит на окружающий мир. Это призма правды божьей. У каждого человека есть свои таланты, и каждый человек может таланты употребить либо во благо, либо во вред, либо ради созидания, либо ради разрушения. У человека есть внутренний голос, который называется совестью, и этот голос всегда правильно подскажет. Именно этот голос в большинстве случаев даст правильный ответ. Другое дело – последует ли человек голосу совести или выберет иной вариант, который принесет ему какие-то другие дивиденды», — объяснил архиепископ, к сожалению, не уточнив, что такое «призма правды божьей» и «правильная призма».
Архиепископ Амвросий также сделал акцент на том, что арт-житие – это новое слово современного искусства, с которым люди творчества обращаются к обществу для того, чтобы показать им красоту подвига преподобного Сергия.
Впрочем, высказывание о «новом слове» вызывает сомнения. Дело в том, что у арт-жития была четкая номерная структура. Заслуженные и народные артисты Ульяна Лопаткина, Анастасия Мельникова, Николай Буров, Сергей Паршин, Валерий Татаров выходили из левой кулисы к сундуку, на котором стояла электрическая настольная лампа и лежала больших размеров старинная книга, и читали залу отрывки из жития преподобного Сергия. Артисты не создавали никаких образов, такой задачи у них и не было. Артисты появлялись на сцене в бытовых современных нарядных костюмах, то есть «в своем» и просто читали текст из старинной книги с выражением.
По словам режиссера и сценариста сценического действа Алены Поликовской, в этом представлении не было «случайных людей». «Все эти люди появились здесь не случайно. Потому что в таких ситуациях и на таких темах случайных людей не бывает. Такая тематика не терпит случайных людей», — заверила Поликовская.
Однако принцип подбора артистов Поликовская не озвучила. Как и почему балерине Ульяне Лопаткиной предложили читать на сцене текст о Радонежском вместе с Дмитрием Дюжевым, которого мы все хорошо помним по роли Космоса в сериале «Бригада» и Саймона в балабановских «Жмурках», директором Исаакиевского собора Николаем Буровым и другими, для нас так и останется загадкой.
За каждым выходом артистов следовала хоровая или оркестровая музыкальная вставка. В арт-житии вполне закономерно использовали духовную музыку: тропари и стихиры, а также духовную музыку Шнитке, Свиридова и других композиторов. Все действие происходило на фоне экрана, на который проецировались изображения икон, а также картины художника Юрия Люкшина и его учеников. Все это – отдельные элементы, которые существовали в арт-житии, как отдельные произведения, но вместе так и не склеились. И хотя все элементы действа были собраны в один спектакль и при помощи монтажного метода, чтение жития с выражением прерывалось музыкой, — к сожалению, это не говорит о том, что авторы вышли за рамки чтения со сцены. Несмотря на то что перед началом в репродуктор объявили, что арт-житие – цельное произведение, оно все равно осталось разрозненной компиляцией
Осталось не ясно, на какого зрителя ориентирована эта постановка. Как рассказала режиссер и автор сценария Алена Поликовская, арт-житие рассчитано «на взрослых и думающих подростков» и призвано рассказать незнающим о жизни и духовных подвигах Сергия Радонежского.
«Когда мы начали подготовку, то поговорили со знакомыми. Оказалось, что историю преподобного Сергия знают мало, поэтому мы взяли самые яркие, пронзительные части из жития, и читаем их последовательно, подробно. Мне кажется, сегодня это очень важно. Какие-то вещи мы очень подробно проговариваем», — отметила Поликовская.
Тем не менее, во время действа все же было ощущение, что создатели поверхностно подошли к сценарию, выдернув из жития несколько кусков и сделав из них постановку. Получить подробное, полное представление о житии Сергия Радонежского по этим кускам было сложно.
То, что организаторы называли новым жанром, оказалось монтажом всех видов искусств, которые можно вынести на сцену. По словам Поликовской, этот жанр уже прижился среди артистов и постановщиков действа.
«Этот жанр новый по мультимедийности и по духовной составляющей. Это не концерт и не просто мероприятие. Это проникновение мысли другого человека в вашу душу. Причем святого человека. Поэтому нам приходилось быть очень осторожными», — сказала Поликовская.
Режиссер арт-жития добавила, что Сергий Радонежский действительно «проник в души» всех, кто принимал участие в работе над спектаклем.
«Мы действительно общались с Сергием Радонежским, действительно молились каждый день. Мы почувствовали его поддержку и задумались, что он — настоящий национальный герой. Это не придуманный, не искусственно созданный герой, а человек, которого Россия помнила все 700 лет. В этом его уникальность», — сказала Поликовская.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи посетовал, что прошедшие со времен Сергия Радонежского 700 лет многое перевернули в людях. Однако кое-что, по его словам, осталось прежним: «Как и 700 лет назад, правительство города Санкт-Петербурга вместе с епархией находятся в соработничестве в организации юбилея монаха, государственного деятеля Сергея Радонежского».
Кичеджи подчеркнул, что такие мероприятия, как «Преподобных подвигов эпоха» могут помочь справиться со сложной политической ситуацией и недугами общества.
Дмитрий Дюжев высказался на этот же счет. как подчеркнул артист, он рад и счастлив, что в XXI веке мы открыто можем говорить о Боге и о служителе божьем. Дюжев отметил, что Сергий Радонежский для него – пример духовного подвига.
«Я счастлив и благодарен, что меня пригласили, и я стал участником этого большого празднования 700-летия нашего поклонения преподобному Сергию», — добавил Дюжев.
Многие из создателей сценического действа называли его поклонением, подношением Сергию Радонежскому. Как стало ясно после просмотра, арт-житие получилось больше художественным чтением, нежели «очень сложным спектаклем-размышлением», как говорила Поликовская. Разрозненные части арт-жития так и не сошли в единое произведение искусства. По завершении просмотра благочестивые зрители прыгнули в свои BMW и Bentley и уехали прочь. Должно быть, в храм.
Текст подготовила Маша Всё-Таки, фотографировал Андрей Куликов / ИА «Диалог»