102.6$ 107.4€
0.03 °С
Новости Все новости

Внимание, на сцене — Сергий Радонежский…

06 мая 2014 | 20:51

На новой сцене Мариинского театра 5 мая состоялась необычная премьера. Показывали арт-житие "Преподобных подвигов эпоха", посвященное 700-летию Сергия Радонежского. Что это такое, и "с чем это смотреть", выяснял "Диалог".

IMG_2888

Арт-житие, очень сильно напомнившее церковную службу, началось с выступления митрополита петербургского и ладожского Варсонофия и вице-губернатора Василия Кичеджи. «Христос Воскресе», — произнес Варсонофий, и зал откликнулся «Воистину Воскресе». Кичеджи в своем выступлении подчеркнул важность «Преподобных подвигов эпохи» для нашей страны и поздравил всех с наступающим Днем Победы.

Все сценическое действие основывалось на житии Сергия Радонежского, которого архиепископ Петергофский Амвросий, рассказывая об арт-житии и его значении, назвал великим русским святым и патриотом.

«Сегодняшнее мероприятие – это особое посвящение от людей, которые служат обществу своими удивительными талантами и теми божественными дарами, которые даны им от рождения. Это новое прочтение жизнеописания святого. Это уникальная реакция на дары, которые Сергий Радонежский оставил живущим после него поколениям. Сегодняшнее арт-житие преподобного Сергия наглядно иллюстрирует отношение церкви к подлинному искусству», — подчеркнул священнослужитель.

Он добавил, что любое искусство, если оно «совершается трепетно и с благоговением к имени святого, если оно умножает добро и имеет целью проповедовать евангельские истины», приветствуется Церковью. Архиепископ объяснил также и как отличить искусство, преумножающее добро, от искусства, его преуменьшающего. По его мнению, для этого нужно иметь правильное чувство, и самим заниматься умножением добра.

«Если человек полагает жизнь свою для того, чтобы не просто проповедовать добро, как вечные евангельские ценности, но еще и жить постоянно этим добром, он через правильную призму смотрит на окружающий мир. Это призма правды божьей. У каждого человека есть свои таланты, и каждый человек может таланты употребить либо во благо, либо во вред, либо ради созидания, либо ради разрушения. У человека есть внутренний голос, который называется совестью, и этот голос всегда правильно подскажет. Именно этот голос в большинстве случаев даст правильный ответ. Другое дело – последует ли человек голосу совести или выберет иной вариант, который принесет ему какие-то другие дивиденды», — объяснил архиепископ, к сожалению, не уточнив, что такое «призма правды божьей» и «правильная призма».

Архиепископ Амвросий также сделал акцент на том, что арт-житие – это новое слово современного искусства, с которым люди творчества обращаются к обществу для того, чтобы показать им красоту подвига преподобного Сергия.

Впрочем, высказывание о «новом слове» вызывает сомнения. Дело в том, что у арт-жития была четкая номерная структура. Заслуженные и народные артисты Ульяна Лопаткина, Анастасия Мельникова, Николай Буров, Сергей Паршин, Валерий Татаров выходили из левой кулисы к сундуку, на котором стояла электрическая настольная лампа и лежала больших размеров старинная книга, и читали залу отрывки из жития преподобного Сергия. Артисты не создавали никаких образов, такой задачи у них и не было. Артисты появлялись на сцене в бытовых современных нарядных костюмах, то есть «в своем» и просто читали текст из старинной книги с выражением.

По словам режиссера и сценариста сценического действа Алены Поликовской, в этом представлении не было «случайных людей». «Все эти люди появились здесь не случайно. Потому что в таких ситуациях и на таких темах случайных людей не бывает. Такая тематика не терпит случайных людей», — заверила Поликовская.

IMG_2999

Однако принцип подбора артистов Поликовская не озвучила. Как и почему балерине Ульяне Лопаткиной предложили читать на сцене текст о Радонежском вместе с Дмитрием Дюжевым, которого мы все хорошо помним по роли Космоса в сериале «Бригада» и Саймона в балабановских «Жмурках», директором Исаакиевского собора Николаем Буровым и другими, для нас так и останется загадкой.

За каждым выходом артистов следовала хоровая или оркестровая музыкальная вставка. В арт-житии вполне закономерно использовали духовную музыку: тропари и стихиры, а также духовную музыку Шнитке, Свиридова и других композиторов. Все действие происходило на фоне экрана, на который проецировались изображения икон, а также картины художника Юрия Люкшина и его учеников. Все это – отдельные элементы, которые существовали в арт-житии, как отдельные произведения, но вместе так и не склеились. И хотя все элементы действа были собраны в один спектакль и при помощи монтажного метода, чтение жития с выражением прерывалось музыкой, — к сожалению, это не говорит о том, что авторы вышли за рамки чтения со сцены. Несмотря на то что перед началом в репродуктор объявили, что арт-житие – цельное произведение, оно все равно осталось разрозненной компиляцией

Осталось не ясно, на какого зрителя ориентирована эта постановка. Как рассказала режиссер и автор сценария Алена Поликовская, арт-житие рассчитано «на взрослых и думающих подростков» и призвано рассказать незнающим о жизни и духовных подвигах Сергия Радонежского.

«Когда мы начали подготовку, то поговорили со знакомыми. Оказалось, что историю преподобного Сергия знают мало, поэтому мы взяли самые яркие, пронзительные части из жития, и читаем их последовательно, подробно. Мне кажется, сегодня это очень важно. Какие-то вещи мы очень подробно проговариваем», — отметила Поликовская.

Тем не менее, во время действа все же было ощущение, что создатели поверхностно подошли к сценарию, выдернув из жития несколько кусков и сделав из них постановку. Получить подробное, полное представление о житии Сергия Радонежского по этим кускам было сложно.

IMG_2974

То, что организаторы называли новым жанром, оказалось монтажом всех видов искусств, которые можно вынести на сцену. По словам Поликовской, этот жанр уже прижился среди артистов и постановщиков действа.

«Этот жанр новый по мультимедийности и по духовной составляющей. Это не концерт и не просто мероприятие. Это проникновение мысли другого человека в вашу душу. Причем святого человека. Поэтому нам приходилось быть очень осторожными», — сказала Поликовская.

Режиссер арт-жития добавила, что Сергий Радонежский действительно «проник в души» всех, кто принимал участие в работе над спектаклем.

«Мы действительно общались с Сергием Радонежским, действительно молились каждый день. Мы почувствовали его поддержку и задумались, что он — настоящий национальный герой. Это не придуманный, не искусственно созданный герой, а человек, которого Россия помнила все 700 лет. В этом его уникальность», — сказала Поликовская.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи посетовал, что прошедшие со времен Сергия Радонежского 700 лет многое перевернули в людях. Однако кое-что, по его словам, осталось прежним: «Как и 700 лет назад, правительство города Санкт-Петербурга вместе с епархией находятся в соработничестве в организации юбилея монаха, государственного деятеля Сергея Радонежского».

Кичеджи подчеркнул, что такие мероприятия, как «Преподобных подвигов эпоха» могут помочь справиться со сложной политической ситуацией и недугами общества.

Дмитрий Дюжев высказался на этот же счет. как подчеркнул артист, он рад и счастлив, что в XXI веке мы открыто можем говорить о Боге и о служителе божьем. Дюжев отметил, что Сергий Радонежский для него – пример духовного подвига.

«Я счастлив и благодарен, что меня пригласили, и я стал участником этого большого празднования 700-летия нашего поклонения преподобному Сергию», — добавил Дюжев.

Многие из создателей сценического действа называли его поклонением, подношением Сергию Радонежскому. Как стало ясно после просмотра, арт-житие получилось больше художественным чтением, нежели «очень сложным спектаклем-размышлением», как говорила Поликовская. Разрозненные части арт-жития так и не сошли в единое произведение искусства. По завершении просмотра благочестивые зрители прыгнули в свои BMW и Bentley и уехали прочь. Должно быть, в храм.

Текст подготовила Маша Всё-Таки, фотографировал Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!