Серафим Погодин: Программистам никто дорогу в рай не закрывал
20 апреля 2014 | 17:45В преддверии Пасхи "Диалог" побеседовал с молодым сыном священника об его отношении к вере, пасхальным традициям, "моде" на православие, сигаретам, алкоголю и работе в IT-сфере.
Серафим, каково живется сыну священника в обществе блуда, грехов, соцсетей и гаджетов? Можно ли все это совмещать без ущерба для души?
Странный вопрос. Если ты не хочешь или не можешь жить в «обществе греха и блуда» — свали в монастырь. Вообще я придерживаюсь мнения, что окружающий мир формирует отношение к нему. Маленький окружающий мир, окружающий меня. То есть, например я не считаю, что живу в обществе греха, блуда.
Ты совмещаешь работу в IT-отрасли, администрирование крупной группы «ВКонтакте» и духовные обряды. Как к этому относятся твои родные?
Возможно, это прозвучит немного чванливо, но мы ведь все во грехе живём в постоянном. При этом есть некие критерии измерения его глубины, и, мне кажется, что мой круг общения и интересов всё-таки находится достаточно неглубоко. Не знаю, сильно ли у меня получается совмещать все без «ущерба для души». Мне кажется, иногда получается.
«Крупная группа» — это громко сказано, в последнее время у меня всё чаще возникает настойчивое желание от неё отписаться. Это так, от скуки, плюс врожденное желание чем-нибудь постоянно управлять. Группа-то — г…, но, как показывает практика, там есть люди, которым мой уровень юмора близок, и совсем не в меньшинстве. Они пока и держат, наверное.
Между работой в IT-сфере и религиозными взглядами я вообще не вижу никаких конфликтов. И родные мои тоже. Если я когда-нибудь исполню одну из заветных мечт, и создам самую увлекательную и интересную мморпг (Массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра — ИА «Диалог») на свете — тут да, возникнет, наверное, небольшое недопонимание, а так то что, программистам никто дорогу в рай не закрывал.
Без чего не может обойтись верующий человек и от чего ему действительно стоит отказаться? Сочетается ли христианство с алкоголем, сигаретами, экстримом?
Верующий человек не может обойтись без церкви. Причём звучать это из моих уст должно странно: я все реже и реже заставляю себя до какой-нибудь доехать.
Потому что невозможно глупо — верить в Бога, но даже не пытаться приблизится к какому-то контакту с Ним, пусть к энергетическому — в том месте, в тот момент, когда Он должен быть ближе всего. Абсолютно не важно — большой это собор в центре Питера, или маленькая церковь в Сусанино, приехал священник туда на бронированном мерседесе или на велосипеде, — в момент таинства причастия эта прямая, между Богом и человеком, — становится наиболее короткой.
Можно «верить» с «Богом внутри», но получается как-то глупо. Причём я с глубоким уважением отношусь к подобным моментам в других религиях, и везде наверное есть такой момент, когда эта энергия — максимально близка. Считать себя верующим человеком, и даже не пытаться как-то к ней приблизится — вот что глупо. И невозможно.
Конечно нет, христианство не сочетается с алкоголем и сигаретами. Понятно, что и то, и другое — наносит осознанный вред твоему здоровью. А это, по сути, является медленным самоубийством. Я курю класса с десятого на более-менее постоянной основе. Не сказал бы что «пью»: лет в восемнадцать — двадцать заливался конечно, как и большинство, наверное. Сейчас абсолютно спокойно отношусь к алкоголю. Про сигареты — не балую себя уже давно всяким «захочу — брошу», но и привязанностью чисто какой-то процессуальной считаю: мне сама процедура нравится. Чётко уверен, что это пройдёт с возрастом, и вроде даже наметил, когда. Не исповедуюсь в этом, разумеется: было бы диким ханжеством.
Насчёт экстрима всё логично: если ты понимаешь, что в результате чего-то, что ты делаешь, ты можешь легко погибнуть, и всё-таки это делаешь — ты дегенерат дикий, и с религией это никак не может сочетаться. Но рамки тоже надо видеть: в принципе, и по улице ходить бывает опасно. Если у тебя парашют отказал — это несчастный случай, один на миллион. Конечно, ты отдаёшь себе отчёт, что это может случиться, но вероятность довольно низка, твоей виной это никак не назовёшь. А если ты на одной руке на трубе висишь, над километровой пропастью, чётко понимая, что можешь не выдержать — тут-то и комментировать ничего не надо.
В общем, как я это всё понимаю: Бог дал тебе мозг, который способен такие вещи оценивать сам. Если он у тебя слаборазвит — ну gg, как в онлайн-играх говорят, wp (good game well played, спасибо за хорошую игру — ИА «Диалог»).
Сейчас многие говорят о так называемой моде на православие. Якобы это связано и с государственной политикой, и с волной патриотических настроений, и с крестными ходами. Ощущаешь ли ты такую моду в действительности, и нужна ли она?
Насчёт моды на православие — в первый раз слышу, туфта по-моему какая-то. Само выражение даже бредовастенько. Говоря о том, что ты имеешь в виду: нет, я её не вижу. Из церкви в воскресенье столько же выходит молодых семей, сколько и пять лет назад выходило. Контингент примерно тот-же. Ну это на мой взгляд.
Основы православной культуры в школах — это проявлением моды можно назвать? Я довольно близко знаком с человеком, который лоббировал идею этого предмета, и является автором одного из учебников. Дай Бог памяти, уже году так в 2005-ом-2006-ом по ним начали вводить занятия. Ничего плохого в этом я тоже не вижу, проявлений «моды» — аналогично. С таким же успехом можно дополнительный урок истории назвать модой на Сталина, или на историю в целом.
Постоянно наблюдаю абсолютно обратное — моду на максимальное загнобление РПЦ, ну и православия в целом в стране. Что грустно — в основном в соцсетях. А читают и внимают этому совсем юные умы, которые впитывают любую чушь как губку, и с этой ненавистью вырастают. Это действительно печально. Не всегда понятно, откуда в людях столько г…, которое они старательно пытаются разбрызгать вокруг. Непонятные мувы РПЦ периодически — может быть, активное сотрудничество с госструктурами, может быть. Но почему человеку, который пришёл к Богу, вообще есть до этого всего какое-то дело — непонятно.
Хотел бы ты связать свои зрелые годы с церковью, стать к ней ближе?
Про свои зрелые годы я смогу ответить, только когда стану более зрелым, наверное. Я довольно рано понял, что священником не смогу стать никогда, это совсем не моё. Достичь какого-то эмэм, достойного внутреннего энергетического состояния, — это, конечно, круто. Я как-то так понимаю простое, физическое объяснение неких духовных процессов. Этого не может не хотеться, это вообще цель, наверное, любой религии. Я себя считаю довольно заблудшим в этом смысле, о «зрелых годах» не возьмусь рассуждать. Но пока, в моём возрасте (Серафиму 24 года — ИА «Диалог»), такие вещи нечасто приходят в голову как жизненные цели.
И напоследок, в этот большой праздник, расскажи о своем понимании значимости Пасхи.
Пасха — это вообще всё. Это апогей, это сама суть вообще всего христианского учения. Как я где-то когда-то прочитал, «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом», и пик этого события — это Пасха. Вот, как много она значит. К яичкам и куличам я отношусь снисходительно. Это традиция, которая вообще нигде не описывается и ничего не значит, кроме как формального перехода к еде, на которую сорок дней было наложено вето. Может быть, я ошибаюсь, но понимаю это для себя именно так.
Для меня, как не для семейного человека, традиционные повороты не очень важны, я не всегда обращаю внимание — соблюдаю ли пост вообще. Не потому что лень, скорее, из-за того, что я к еде вообще спокойно отношусь — мне плевать, что есть, я вообще овощи всю жизнь люблю. Поэтому для себя пост каким-то подвигом не считаю, да и внимания на него не обращаю.
Чтобы ощутить, наверное, весь «праздник» Пасхи, стоит сходить в действительно эпичное место на ночную, в собор какой-нибудь большой. Абсолютно непередаваемое ощущение радости, и наполнения теплотой. Правда.
Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»