Саша Алмазова: У меня с музыкой счастливый брак, который не теряет свежести с годами
12 марта 2014 | 20:59Чем, на ваш взгляд, женская музыка отличается от мужской?
Женская музыка более тонкая, более романтичная. Принято считать, что мужская музыка более брутальная, революционная, с воинственным месседжем, но мне кажется, что это стереотип. Все зависит от самого исполнителя, и тут не важно, какого он пола. Я уже осознаю, что мою музыку причисляют к женской, но на самом деле это ошибочно. Несмотря на то что все мои песни написаны от женского лица, они достаточно универсальны. Я часто вижу поющих мужчин на концертах, и тут, конечно, немаловажно, что музыкальная составляющая – это наша совместная работа с музыкантами, настоящими мужчинами во всех смыслах. Это коллаборация, и хочется верить, что в нашей музыке присутствует и инь, и ян.
Женщинам сложнее добиться популярности в музыкальной сфере?
Мне кажется, это в принципе непросто, особенно если мы берем нашу страну. Российская музыкальная индустрия очень обособлена, в ней работают совсем другие правила, не такие, как в европейском или американском музыкальном бизнесе. Вообще, как говорят, «this is a man’s world». Это не мир женщин, к сожалению. Так все устроено в мире, так повелось испокон веков, что женщинам – свое, мужчинам – свое. Как бы женщина не отбирала у мужчины его хлеб, все равно менталитет и психологические предрасположенности берут свое. Мужчинам проще зарабатывать деньги.
Из-за свойств характера?
Просто потому, что есть определенные негласные правила. Лично мне не приходилось сталкиваться с какой-то дискриминацией, потому что все-таки я себя всегда ощущала женщиной, не пыталась кому-то что-то доказывать и лезть туда, куда не стоит. Но, к примеру, у меня есть подруга, звукорежиссер. Она занималась нашим первым альбомом. Она неоднократно рассказывала, что ей было очень тяжело (да и до сих пор не просто) доказывать свою состоятельность, профессиональную пригодность — именно потому, что она женщина. Ведь женщина-звукорежиссер – это немного странно.
Зачастую женщины становятся жертвами стереотипов, это факт. Им ставятся преграды. Но, с другой стороны, на данный момент я считаю, что женщина не должна быть кормилицей, она не должна брать флаг в руки и скакать на лошади впереди войска. Я думаю, что женщины и так делают достаточно много. Все забывают, что у женщины есть главная профессия – жены и мамы. Это тоже очень тяжелый труд.
Все ваши музыканты — мужчины. Как вы работаете с ними? Кто, все-таки, главный?
У нас замечательный коллектив, это безумное счастье, что так все случилось. Складывался он очень долго. Я занимаюсь группой уже 10 лет, а нынешний коллектив существует всего второй год. Этот состав, можно сказать, «намоленный». У меня играли очень многие ребята, с кем-то жизнь развела, с кем-то – наоборот, свела. Сейчас, я считаю, у нас «выстраданный» состав. У нас действительно музыкальная семья.
Честно говоря, я себя не очень представляю в женском коллективе. Я, конечно, верю в женскую дружбу, но не в своем контексте. Я люблю дружить с мужчинами: мне это проще и интересней. Мои музыканты меня поддерживают, и все решения мы принимаем вместе. Явного лидера в нашей команде нет. Просто есть я, как женщина, а есть ребята, — и мы все решаем сообща. А когда возникают спорные моменты, тоже вместе разруливаем. Я надеюсь, что мы этого не потеряем.
Песни коллектива Non Cadenza — это совместное творчество или в основном ваше?
Все-таки совместное. То, что я пишу материал, — это двадцать процентов успеха, потому что в итоге мы работаем вместе. Я пишу «сырье»: текст, музыкальную канву, но то, в каком в варианте слушатели получают это в итоге, – наше коллективное творчество, где каждый вносит свою лепту.
Я слышала, что вы преподаете…
Я уже четыре года преподаю в Политехническом университете (Саша Алмазова преподает английский язык – ИА «Диалог»). Раньше я преподавала и в СПбГУ, но в связи с тем, что мой гастрольный график стал достаточно плотным, совмещать музыку и преподавание стало невозможно. В Политехе пока получается совмещать, потому что у меня там небольшая нагрузка. И я не только преподаю! Я каким-то нелепейшим образом вдруг стала кандидатом наук. Конечно, к этому были предпосылки в виде диссертации…Честно говоря, пока я не очень хочу бросать.
Я не могу этого объяснить, но мне очень нравится преподавать. Конечно, не из-за денежного интереса, об этом даже смешно говорить. Это интерес общения с молодежью, информационного обмена. Я у них учусь не меньше, чем они у меня, и это всегда такое очень свежее общение. Творческому человеку необходимо иметь какую-то землю под ногами. Для меня такая земля – это профессия преподавателя. Она дисциплинирует. Когда нужно хотя бы раз в неделю ходить на работу, это как-то приводит в порядок.
А как сочетается преподавание и музыка? Они помогают или мешают друг другу?
Мне кажется, что в жизни все сочетается и все помогает, даже если это противоположные занятия. Раньше я очень переживала на этот счет. В институте я скрывала, что музицирую. Потом это стало невозможно: идешь по коридору, и все начинают перешептываться «это же Саша Алмазова!». Потом, когда я давала интервью, многие меня спрашивали о преподавании, и мне казалось, что как-то неловко об этом говорить. Сейчас же мне кажется, что все, что мы осваиваем в жизни – это необходимо для развития. Вообще сцена и преподавание немножко созвучны. Преподавание для меня – это тоже своеобразна сцена, где ты можешь задавать свой ритм, свою тему. В общем, мне очень импонирует эта профессия. Если бы я не занималась музыкой, я бы очень плотно занималась преподаванием, и, наверное, развивала бы какие-то свои методики. Я немножко к этому уже прикоснулась. Основой моей диссертации послужила методика, которая опирается на сочетание различных педагогических технологий в обучении студентов иностранному языку. Эта методика была реализована в учебнике, в котором много различных англоязычных песен.
В одном из интервью вы сказали, что музыка была для вас хобби. Вашей группе уже 10 лет. Музыка до сих пор приносит такое же удовольствие, как хобби?
Да, мне кажется, что у меня с музыкой счастливый брак, который не теряет своей свежести с годами. Я говорю, что музыка стала для меня профессией и призванием, потому что я уже достаточно давно этим занимаюсь, и сейчас не представляю своей жизни без нее. Но я так же могу назвать музыку моей работой, потому что у меня появилась большая ответственность, которой раньше не было. Раньше это было занятием после уроков, а сейчас это работа 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Ведь у нас у всех в голове, даже если уезжаем в отпуск, работа продолжается. И это на всю жизнь. Представить без этого свою жизнь я сейчас не берусь, мне становится страшно. Мне кажется невозможным то, что я однажды проснусь, и музыки в моей жизни не будет. Действительно, есть работа и есть призвание, а когда они сочетаются – это большая удача.
Как вы определяете жанр, в котором ваша группа играет?
Нам часто задают этот вопрос. Мы уже придумали, как на него отвечать: мы играем в жанре «русский соул». Пора уже было что-то сочинить, потому что как нас только не обзывали! Мне кажется, это все абсолютно не важно. Важно, чтобы музыка была искренней, и чтобы она шла изнутри, а что это – рок, поп, джаз, фанк, фолк — не имеет значения. Есть специалисты, которые лучше определят со стороны, как это звучит. Мы все в основном воспитывались на американской музыке, на джазе. Все ребята изначально джазмены, чем я безумно горжусь. Я считаю, что джазовые музыканты – это самые гибкие, самые универсальные и самые образованные в глобальном смысле люди. Для меня огромное счастье с ними играть, потому что они – кладезь знаний — и музыкальных, и общих. Джаз – это основа нашего творчества. Плюс все, что из него вытекает: госпел, соул, фанк, диско, фьюжн. Сумасшедший микс! Наш стиль жизни – это джаз.
Какая музыка вам нравится сейчас?
Разная. На первом месте, конечно, джазовая. Я думаю, что если с кем-то из нас будет общаться человек, который не очень любит джаз, то он может сойти с ума, а мы ему можем показаться ужасными занудами. Но нам это очень интересно! Но, честно говоря, я порой ловлю себя на том, что иногда слушаю поп-песни, рок-песни, электронную музыку.
Каких конкретно исполнителей слушаете?
Последнее, что мне понравилось – это группа «Disclosure». Я считаю, что это вообще гениальные ребята: два молодых парня из Англии, которые играют хаус. Это очень круто! Могу сказать, что очень долго слушала их альбом, при том, что я очень далека от такой музыки. Что касается певиц, то из современных меня мало кто цепляет. Я все-таки приверженец джазовых див, и их вокальной манеры: Билли Холидей, Элла Фитцджеральд, Нина Симон. К сожалению или к счастью, новых таких идолов не появляется. Мне не очень интересно то, что происходит на современной поп-сцене. Когда мы смотрели последнюю «Грэмми», я была разочарована тенденциями. При этом я безумно люблю музыку восьмидесятых и девяностых, ничего с собой не могу поделать. Билли Айдол, «Blondie», Стинг, «The Police» — обожаю просто. Иногда от джаза тоже нужно отдыхать.
Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»