Инопресса о Петербурге: 70-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
29 января 2014 | 13:44"Диалог" подготовил еженедельный обзор материалов зарубежных СМИ о событиях в Петербурге. На прошлой неделе иностранные журналисты писали о самом главном событии в Северной столице - Дне полного снятия блокады Ленинграда.
Россия вспоминает блокаду Ленинграда нацистами, которая закончилась ровно 70 лет назад — 27 января 1944 года. Об этом пишут многие иностранные издания, в первую очередь — немецкие.
«Немецкая волна» (Deutsche Welle) передаёт слова бундеспрезидента Йоахима Гаука, который заявил о том, что Берлин испытывает «глубочайшую печаль и стыд» по поводу действий нацистов, из-за которых в Ленинграде погибли от голода, невыносимых условий и обстрелов больше миллиона человек:
«В понедельник Владимир Путин посетил главный блокадный мемориал в городе, который сейчас называется Санкт-Петербургом. Президент России сказал, что мир никогда не должен забыть «отвагу и героизм советского народа, и жителей Ленинграда [в частности]». В Кремле уточнили, что старший брат Владимира Владимировича — Виктор — родился в 1940 году, но умер в 1942 году во время блокады и был похоронен в братской могиле.
Путин встретился с выжившими, возложил цветы к памятнику. И вспомнил, что «только за четыре месяца в конце 1941 и начале 1942 года в Ленинграде умерли 360 тысяч мирных жителей». Он сравнил эту цифру с потерями Великобритании, заявив: «Британия потеряла практически столько же жизней за всю Вторую Мировую войну».
Историки поясняют, что большую часть жертв унесли голод и холод в тяжелейшую первую блокадную зиму, когда пайки сократили до 125 грамм хлеба в день. Трупы лежали на улицах по нескольку дней, потому что выжившие были слишком слабы, чтобы убрать все тела. Люди ели домашних животных, землю, клей… а кто-то даже обратился к каннибализму.
Фашисты осадили Ленинград в сентябре 1941 года. Город бомбили всё время осады, до января 1944 года. Припасы можно было подвозить только через Ладожское озеро, в том числе по льду, когда оно замерзало. Нацистские военачальники решили заморить Ленинград голодом в рамках плана Гитлера — к счастью, неудавшегося — по тотальному уничтожению Советского Союза как препятствия к полному доминированию Германии в Европе.
В понедельник немецкий президент Йоахим Гаук написал Путину письмо, в котором выразил «глубочайшую печаль и стыд» по поводу блокады — заявив, что сегодняшняя Германия признаёт свою «историческую ответственность за страдания, причинённые ленинградцам». Гаук отметил, что голод был оружием, которое нацисты использовали для того, чтобы вынудить осаждённых сдаться и подчиниться.
— Чудовищные масштабы страданий, пережитых людьми тогда, до сих пор ужасают нас, — сказал он. — Я с трудом сдерживаю слёзы.
По официальным данным, около 100 тысяч блокадников, которые пережили осаду, по-прежнему обитают в Петербурге. Посетители открывшейся в Петербурге выставке, на которой можно увидеть воссозданную улицу времён блокады — со старыми троллейбусами, плакатами и заколоченными окнами — говорят, что уцелевшие по-прежнему не могут отойти от пережитого.
— Моя бабушка пережила блокаду. Она не могла говорить об этом — так это было ужасно, — рассказал 45-летний Сергей Степаненко».
В другом материале Deutsche Welle историк Йорг Ганценмюллер рассказывает о том, какое место занимала блокада Ленинграда в войне на Восточном фронте, и о преступлениях Вермахта:
«Население Ленинграда было отрезано Вермахтом от мира почти 900 дней — 900 дней в голоде и холоде. 8 сентября 1941 года гитлеровские войска замкнули блокаду вокруг города. Но Гитлер не хотел покорять второй по величине город Советского Союза — он хотел выморить его жителей голодом.
В кольце развернулась борьба за существование. Горожане ели всё, что могли найти — варили кожи, срезали клей с обоев, охотились на кошек и крыс… Были и случаи каннибализма. Около миллиона человек умерли от голода и холода. Красная Армия смогла окончательно освободить город только 27 января 1944 года.
Историк Йорг Ганценмюллер из восточногерманского города Йена изучал историю блокады Ленинграда. В интервью DW он рассказал о том, что значит эта трагедия в исторической перспективе, и о страданиях мирных жителей.
— Как ленинградцы встречали конец осады?
— С блокадой покончили в два шага — сначала, в начале 1943 года, кольцо было прорвано, и Красная Армия сумела наладить снабжение города, так что у жителей было больше припасов. Но окончательно завершилась осада 27 января 1944 года — это событие отметили салютом из орудий. Люди, конечно, были слишком слабы, чтобы танцевать на улицах, но облегчение было огромным. Важность того дня очевидна — он запечатлен в культурной памяти и отмечается в Санкт-Петербурге каждый год.
— Память о блокаде Ленинграда играет незначительную роль в Германии. Почему?
— Долгое время в Германии хорошо помнили только те места, где в войну погибло много немцев. Поэтому так важен для германской памяти миф о Сталинграде как о «немецкой гекатомбе». О преступлениях Вермахта говорили очень мало до 80-х годов. Блокаду Ленинграда считали обычным способом ведения войны. Кроме того, замалчивался тот факт, что целью [Гитлера] было не покорить Ленинград, а уничтожить.
— Насколько сегодня изменилось отношение к этой теме?
— После воссоединения Германии слились и взгляды двух стран на блокаду Ленинграда. В ГДР эта память была куда более живой, чем в ФРГ — такова была и [школьная] программа. Очень важной оказалась и вторая выставка, посвящённая Вермахту — в ней немало внимания уделялось блокаде. Она была показана в контексте немецкой политики по уничтожению. Сегодня об осаде намного больше говорят и в СМИ. Например, в 2001 году тогдашний канцлер Герхард Шрёдер вместе с российским президентом возложил венки к блокадному мемориалу в Петербурге.
— В своей книге вы пишете, что блокада Ленинграда была частью немецкой политики по уничтожению. Какова была её цель?
— С военной точки зрения Ленинград быстро стал второстепенным театром военных действий. Немцы воспринимали его с точки зрения снабжения: им нужно было обеспечивать Вермахт в его действиях на территории СССР. Они заранее установили, что выполнить эту задачу можно было только в том случае, если гражданскому населению была уготована голодная смерть. Когда в конце лета 1941 года Вермахт впервые столкнулся с проблемой снабжения, военачальники заявили, что кормить трёхмиллионный город невозможно.
— Так что же, планов завоевания города не было?
— Трудно сказать. Но Гитлер дал чёткие инструкции: стереть Ленинград с лица земли. Главный вопрос при этом был в том, что ждало население. На этот счёт определённых указаний дано не было.
Как вариант, немцы могли выгнать жителей города. Но когда Вермахт дошёл до Ленинграда, это сочли неоправданным — но и кормить население в случае захвата города гитлеровцы не хотели. Планы по уничтожению города плавно перешли в стратегию, которая лежала в основе осады: истребить жителей Ленинграда не оружием, так голодом.
— Почему Гитлер желал разрушить Ленинград?
— В принципе, он хотел уничтожить все российские города, особенно на севере и в центре страны. Он часто упоминал в этой связи Москву и Ленинград.
— Как блокада Ленинграда соотносится с другими военными преступлениями, совершёнными Вермахтом?
— Немецкая политика замаривания голодом применялась в двух случаях: в Ленинграде и против советских военнопленных. Эти преступления были совершены по приказу немецких военачальников. Это пример военных преступлений, в которых был повинен Вермахт, а не другие организации — скажем, СС».
Британская Daily Mail рассказывает о том, как отметили 70-летие со дня полного снятия блокады Ленинграда:
«Более 400 реконструкторов из исторических клубов, облачённые в форму советских и немецких солдат времён Второй Мировой войны, воссоздали одно из сражений, которое помогло снять самую страшную осаду в истории. Военная игра состоялась в деревне Погорки под Ленинградом — который теперь называется Санкт-Петербургом — перед несколькими сотнями зрителей. В реконструкции участвовали бронемашины, грузовики и мотоциклы военных лет, а старые самолёты пролетели над головами собравшихся, пока на поле заново разыграли — с максимальным приближением к реальности — то сражение.
Блокада Ленинграда началась в сентябре 1941 года — через неполных три месяца после того, как нацистская Германия напала на Советский Союз. Кольцо немецких и финских войск прорвали 18 января 1943 года, но полностью устранили 27 января 1944 года — через год.
За 872 дня блокады погибли больше миллиона человек. Два с половиной года страшной осады вплавились в национальную память России как один из самых чёрных эпизодов в истории страны. Эта осада признана самой разрушительной и кровопролитной в истории — причём немецкие военачальники рассчитывали, что их самым эффективным оружием должен был стать именно голод».
Тем временем, память жертв блокады вспоминали и в немецком парламенте, пишет Shanghai Daily со ссылкой на агентство Xinhua:
«В понедельник в Бундестаге состоялась памятная церемония: депутаты вспомнили жертв блокады Ленинграда и погибших в концлагере Аушвиц (Освенцим). В этот день, 27 января, отмечается международный день памяти жертв Холокоста — в 1996 году его ввёл в Германии тогдашний бундеспрезидент Роман Герцог, стремясь подчеркнуть, насколько важно сопротивляться ненависти и нетерпимости. В этот день в 1945 году советские войска освободили унесший более миллиона жизней Освенцим — крупнейший концентрационный лагерь в оккупированной гитлеровцами Польше. А в 2005 году ООН назвала эту дату Международным днём памяти жертв Холокоста.
Председатель парламента Норберт Ламмерт в своей открывающей речи напомнил о том, сколько жизней погубил нацистский режим — в том числе миллион ленинградцев и миллионы жертв Холокоста. А немецкий президент Йоахим Гаук лично объявил минуту молчания в память о жертвах нацизма. В фашистских концлагерях, напомним, погибли больше шести миллионов человек — от голода, непосильного труда, болезней и целенаправленного уничтожения. Большую их часть составляли евреи.
95-летний российский писатель Даниил Гранин, который после боёв за Ленинград побывал и в Освенциме — выступил с речью перед парламентом, рассказав, как во время блокады каждый день умирали тысячи человек.
И наконец, Deutsche Welle приводит подробности выступления Даниила Гранина на торжественной церемонии в память о жертвах национал-социализма:
«Беспощадная правда из его уст произвела сильное впечатление на немецких парламентариев.
95-летнего Гранина, опиравшегося на палку, под руку ввел в зал парламентских заседаний председатель бундестага Норберт Ламмерт. С другой стороны его сопровождали федеральный президент Йоахим Гаук и канцлер Ангела Меркель, которая вследствие лыжной травмы все еще передвигается на костылях.
Открывая заседание, Ламмерт обратил внимание на совпадение по датам освобождения Освенцима и прорыва Ленинградской блокады. Но, отметил он, не случайна взаимосвязь Освенцима и блокады Ленинграда — геноцида евреев и войны на уничтожение против Советского Союза. «И то, и другое уходит корнями в человеконенавистническую национал-социалистическую идеологию», — заявил Ламмерт — и напомнил о том, что ядовитый газ «Циклон Б», применявшийся в Освенциме, вначале был опробован на советских военнопленных.
После короткого музыкального интермеццо — скрипичный квартет исполнил фрагмент одного из произведений Шостаковича — на трибуну поднялся Гранин. Предусмотрительные хозяева встречи поставили для него за трибуной кресло, но от предложения присесть писатель твердо отказался и почти час выступал стоя.
Его речь была беспощадной. Он не говорил, как этого ожидали некоторые в бундестаге, об историческом примирении немцев и русских, об уроках прошлого и преодолении тоталитарного наследия в Германии или в России. Его попросили рассказать о блокаде, и он рассказал, поведав притихшим депутатам о чудовищных буднях блокадников, оставшихся на 900 дней не только без топлива и продовольствия, но и без воды, канализации, электроэнергии и отопления.
Гранин приводил шокирующие подробности. Рассказал, например, об одной матери, которая не стала хоронить своего умершего от голода трехлетнего ребенка, а положила маленький трупик на мороз между окнами и каждый день отрезала от него по кусочку, чтобы сохранить жизнь хотя бы 12-летней дочери.
А сам Гранин во время блокады Ленинграда был на фронте — всего в нескольких шагах от города. Он рассказал, что в его окопе вздрагивала земля, когда Ленинград бомбили или обстреливали из дальнобойных орудий. Из траншеи были видны и пожары. Дома горели сутками, поскольку воды в городе не было, и тушить их было нечем.
По словам писателя, «Гитлер приказал в город не входить, чтобы избежать потерь в уличных боях, в которых не могли участвовать танки». А в результате, сказал Гранин, «немецкие войска, по сути, весьма комфортно, без особых трудов ожидали, что наступающий голод и морозы заставят город капитулировать».
— Солдаты должны воевать с солдатами, война — это чисто солдатское дело, — заявил Гранин. — А здесь был заслан голод, который воевал вместо солдат.
Поэтому, сказал он депутатам, «я долго не мог простить немцам этого ожидания капитуляции, ожидания гибели города».
После выступления Даниила Гранина корреспондент DW попросил нескольких депутатов бундестага поделиться своими впечатлениями.
Для нового координатора германо-российского межобщественного сотрудничества социал-демократа Гернота Эрлера, представляющего одну из партий правящей в ФРГ коалиции, выступление писателя стала возможностью послушать старого знакомого. Эрлер читал «Блокадную книгу» Гранина и не раз проводил в своем избирательном округе во Фрайбурге мероприятия на эту тему.
— Но все равно, конечно, очень впечатляет рассказ этого 95-летнего человека — очевидца, которому была предоставлена возможность выступить в германском бундестаге в рамках такого достойного мероприятия, — сказал Эрлер. По его словам, Гранин попытался объяснить немецким депутатам непостижимое, но вместе с тем показал, что можно сохранить человеческое достоинство даже в таких жесточайших условиях.
Для Ренате Кюнаст из фракции партии «Союз-90» / «Зелёные» выступление Гранина стало поводом задуматься о необходимости заново взглянуть на историю второй мировой войны.
— Мы не представляем себе в полной мере все причиненные страдания, всю подлость этой войны, — сказала она в интервью DW. — Мы знаем о миллионах погибших, но горе, которое выпало на долю гражданского населения, было еще больше, чем мы об этом говорили.
По словам Кюнаст, вермахт в ходе блокады пытался превратить жителей Ленинграда чуть ли не в зверей. «Сколько в Германии сетуют по поводу Сталинграда, — заметила она, — Но что натворила немецкая армия в Ленинграде, жителей которого на протяжении 900 дней морили голодом!»
На заместителя председателя фракции Левой партии Дитмара Барча тоже произвело большое впечатление выступление Гранина «здесь, в Рейхстаге, который, собственно, и был отправной точкой войны и блокады Ленинграда». Барч добавил, что эта речь должна побудить тех, кто родился позже, не только задуматься о прошлом, но также помнить о своей ответственности и передать ее следующим поколениям немцев».
Подготовил Илья Снопченко, специально для ИА «Диалог»