92.1$ 98.7€
5.99 °С
Новости Все новости

Казус Светлакова. Гопник против гея

28 августа 2013 | 14:10

Валерий Федотов для колонкиЗабавный скандальчик этой недели, лёгкая разминка перед затяжным осенним политическим боем между сторонниками свободы и морали. Кемеровское управление ФАС по запросу местного жителя проверит рекламу с Сергеем Светлаковым на пропаганду гомосексуализма. Якобы, актер изображен в образе фрезеровщика Ивана Дулина, который по сюжету сериала «Наша Russia» является представителем нетрадиционной сексуальной ориентации.

Понятно, что история эта высосана из пальца, а в упомянутой рекламе пропаганды гомосексуализма не больше, чем в самом имени Сергей. Однако новость из Кемерово напомнила мне о другой кампании с участием Светлакова: федеральной, массированной, известной практически каждому, конкретно раздражающей меня уже много месяцев подряд и куда более очевидно нарушающей куда более разумный закон.

Я говорю о рекламном ролике страховой компании «СОГАЗ», который демонстрируется нам по много раз во время каждой трансляции чемпионата России по футболу. Светлаков там слушает радио и паркует автомобиль как абсолютный урод, нанося серьезные повреждения всем окружающим машинам. «Удар, штанга!» — и у одной машины помяты бампер, капот и два крыла. «Ещё удар, штанга!» — и аналогичные повреждения получает другой авто. «Добивание, гооол!» — и урод, наконец, припарковался, поцарапав еще двух соседей и напоследок врезав одному из них дверью в дверь. В одной из версий ролика он ещё выходит и подкатывает к девушке с неплохим мемом: «а вы застрахованы сегодня вечером?». И всё кричит о том, что девушка не устоит.

В общем, образ, созданный Светлаковым в этой рекламе, если абстрагироваться от его вопиющих действий, — положительный. Он более-менее неплохо одет, на приличной «тачке», уверен в себе и своей безнаказанности. «Пацан», «красава», «орёл», — скажут зрители с низким уровнем культуры и правосознания, сплевывая на пол провинциального спортбара шелуху от семечек. Ну, разбил четыре машины, подумаешь. «Есть вещи, за которые стоит переживать, остальное – дело страхования».

Ну что ж, если в линейке продуктов «СОГАЗа» еще не появилась страховка от пропаганды «гопничества» и «быдлячества», значит очевидный факт такой пропаганды достоин нашего переживания. А возможно и противодействия.

Российские законы запрещают пропагандировать много чего, и с каждым днём все больше. Например, в рекламе нельзя не только пропагандировать, но даже вообще изображать курение и потребление алкоголя. Но курящий или пьющий человек главным образом делает плохо себе, так почему тогда можно показывать Светлакова, который делает плохо другим? (Оставим уж за скобками мизулинский бред о запрете пропаганды орального секса, то есть делания другим хорошо. Хотя и такой имеет место быть).

Пятая статья профильного Федерального закона запрещает российской рекламе побуждать к совершению противоправных действий (пункт 5.4.1), призывать к насилию и жестокости (5.4.2), а также использовать непристойные и оскорбительные образы (5.6). Признаться, я не большой любитель жаловаться в правоохранительные органы. Но с другой стороны, если такой любитель найдётся, доказать в суде, что крушащий парковку народный любимец и «покоритель женщин» побуждает зрителей к повторению своих противоправных действий ему будет не так уж сложно. Да и разве намеренно раздолбать в хлам машину ни в чём неповинного человека в выходной день у торгового центра – это не оскорбительный образ, не жестокость?

Впрочем, главной проблемой такого судебного разбирательства может стать не закон, а доминирующий тренд государственной идеологии. Пару лет назад наша власть решила, что образованный, воспитанный человек больше не должен быть образцом для общества, адресатом уважения и поддержки со стороны государства. Согласно новой кремлёвской доктрине, душою и хозяином России теперь является полумифический гопник с «Уралвагонзавода», «пацан», не считающийся с интересами других и правилами. А уважение к окружающим и законам нынче отнесены властной идеологией к одному набору качеств с гомосексуализмом.

Такой разворот имеет практическое объяснение. Он вызван тем, что власть после избирательного цикла 2011-2012 и сама ведёт себя как тот «пацан», не особенно заморачиваясь по поводу правил. Третий срок, поток репрессивного законодательного мусора и массовые посадки несогласных чем-то похожи на беспредел на парковке. Поэтому Светлаков в образе гея имеет гораздо больше шансов быть осуждённым государственной машиной, чем Светлаков в образе гопника. Хотя должно быть наоборот.

Валерий Федотов, специально для ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!