96.1$ 105.7€
3.08 °С
Новости Все новости

Инопресса о Петербурге: музей «Эрарта», Крест Андрея Первозванного и русская школа в Миннесоте

17 июля 2013 | 10:15

ИА «Диалог» подготовило обзор зарубежной прессы о городе на Неве. На прошлой неделе за границей обсуждали музей современного искусства «Эрарта», Крест святого Андрея Первозванного и школу для русских мигрантов в Миннесоте.

Инопресса

Саймон Хьюитт из Huffington Post посвящает материал «иконоборческому окну российского искусства в мир» — петербургскому музею и галерее «Эрарта»:

«Один из самых необычных в Европе центров современного искусства занимает неосталинский дворец в далёком углу одного из петербургских островов, в двух с лишним километрах от ближайшей станции метро.

«Эрарта» — детище Марины Варвариной: предпринимательницы, которая не любит публичность, зато имеет степень доктора математических наук и живёт на три места (её родной Петербург, Лондон и Нормандские острова). Именно в Петербурге находится её коллекция живописи, собранная в основном за последние пятнадцать лет при посещениях студий разных художников. Теперь в ней около 2300 работ, из которых одновременно выставляются примерно 600.

Многие авторы – из молодёжи, почти все – из России. В «Эрарте» говорят, что каждая работа по-своему уникальна и достойна места среди лучших современных творений. С одной стороны, это звучит нелепо, а с другой стороны – не имеет значения: «Эрарта» ориентируется не на высоколобых ценителей. «99 процентов наших посетителей никак не связаны с миром искусства, — говорит сын Марины Вадим, который изучал экономику в Оксфорде и стажировался в банке Merrill Lynch, прежде чем стать в 2011 году управляющим музеем. – Наша цель – сделать так, чтобы они начали ценить искусство!»

Поэтому «Эрарта» — куда больше, чем просто музей. Здесь ставят пьесы, дают концерты и лекции, а в двух крыльях пятиэтажного здания можно найти коммерческую галерею, временные выставочные залы, магазин оттисков, модный бутик, кинозал, кафе, ресторан… и сотню сотрудников.

Музей оживает благодаря приёмам, который заставили бы Диснея млеть от удовольствия. Тут есть тематические инсталляции (изображающие, среди прочего, бревенчатую избушку и советскую коммуналку), где можно четверть часа провести в размышлениях. Есть «уголок для взрослых», в котором откровенные картины рассматривают под соответствующий звуковой аккомпанемент. Есть короткие – по минуте – представления, которые умело «оживляют» содержание некоторых произведений.

Эта целенаправленная жанровая путаница, может, и заставит элиту от искусства пренебрежительно скривить губки (недавно уважаемого журналиста уволили из одного московского издания, посвящённого искусству, за излишне благожелательную статью об «Эрарте»), но человеку с улицы она приходится по нутру. Число посетителей растёт стабильно – по 20 процентов в год – несмотря на приличную цену входного билета (300 рублей). Каждый день сюда приходят в среднем по пятьсот человек. Этому способствует всё – и часы работы (с 10 до 22), и бесплатный Wi-Fi, и дружелюбный персонал, знающий языки. Хотя «Эрарта» открылась лишь в 2010 году, туристический портал TripAdvisor уже поместил её на 10-е место среди 421 достопримечательности Петербурга, и на 8-е – среди лучших музеев в России (сразу за очень уважаемым Пушкинским музеем в Москве).

Проще сказать, чем коллекция «Эрарты» не является, чем сказать, что она собой представляет. Варварина вызывающе объясняет: «Эрарта» ставит Екатеринбург и Новосибирск на тот же уровень, что и Москву с Санкт-Петербургом». Главный компонент этой стратегии – это программа «Россия в Эрарте»: в её рамках выставляют недавно «открытых» провинциальных художников. Руководит этим Владимир Назанский, который немалую часть своей карьеры провёл к востоку от Урала. Мне было приятно наконец-то встретить в России куратора, с которым можно было обсудить работы Александра Пыркова, которого я считаю лучшим в стране художником абстрактного жанра (хотя он и живёт во Владивостоке). И ещё более приятно то, что в мае Назанский стал главным куратором всей «Эрарты», сменив Михаила Овчинникова, который ушёл создавать новый музей Фаберже у Виктора Вексельберга.

Быть сразу и музеем, и галереей – это необычно, но поскольку за пределами Москвы российская отрасль галерей находится в зачаточном состоянии, появление «Эрарты» как международного коммерческого предприятия – просто подарок для художников из регионов. Совершенно внезапно – посреди мировой рецессии – открылись её представительства за рубежом: воздушные, стильные галереи в центральных районах Нью-Йорка, Лондона и Цюриха (ещё одна откроется осенью в Гонконге). Мир искусства ощетинился. Его ещё больше озадачивают незнакомые имена российских художников, чьи полотна висят на стенах (с ценниками в основном от 10 до 15 тысяч долларов).

— Российское современное искусство наполнено новыми идеями с мощной энергетикой, — считает Лори Сандерсон, директор Erarta New York. В апреле, когда я побывал в её светлой галерее, стены искрились от поп-артовых цветов серии «Городские отражения» Елены Честных из Новосибирска. Также были выставлены прохладных тонов классические ню Татьяны Базановой (а её коллега из Петербурга Ирина Дрозд в это же время привлекла внимание цюрихской публики своими атмосферными архитектурными полотнами, таинственно озаглавленными «Иное измерение, вместе с Вероникой Рудьевой-Рязанцевой из Красноярска).

И всё-таки за привлекательным внешним обликом «Эрарты» скрывается стальная воля и чёткое планирование будущего. «Большая часть галерей связана с небольшим кругом художников, и если успешны они, то успешна и галерея, — говорит Вадим. – Наша цель иная. У нас 150 авторов, которых мы продвигаем. Мы думаем на перспективу – на десятки лет».

 

Ливанская газета Daily Star написала о визите в Петербург христианской реликвии – креста святого Андрея:

«Около 65 тысяч человек часами стояли в очереди, чтобы увидеть религиозный артефакт, привезённый из Греции. Таково влияние церкви в постсоветской России. Крест апостола Андрея – реликвия косого креста, на котором был распят этот святой – прибыла в Казанский собор Петербурга из греческого города Патры, где хранится обычно.

Только в первый день посмотреть на реликвию пришли 65 тысяч человек – об этом сообщил представитель фонда, который помог привезти крест в Россию в рамках празднования 1025-й годовщины крещения Руси. Очередь змеилась вокруг собора – верующие по несколько часов ждали возможности на секунду прикоснуться к святыне. Но настроение, по словам местных чиновников, было радостное.

— Это великое событие для всех православных. Я специально приехала в Петербург за 200 километров, — рассказала журналистам 60-летняя Татьяна Королёва.

Символично то, что крест святого Андрея показали именно в Казанском соборе, который в советское время был превращён в музей атеизма. Дальнейший путь реликвии лежит в Киев, Минск и Москву, а 2 августа она вернётся в Грецию».

 

Знаете ли вы, что у Петербурга есть побратим в американском штате Мичиган – а именно, его столица, город Лансинг? Так вот, вполне возможно, что скоро этого побратима у нашего города не будет, отмечает Michigan Radio.

«Закон о запрете пропаганды гомосексуализма» в Петербурге и аресты людей во время мероприятий ЛГБТ-сообщества могут стать причиной отмены соглашения о побратимстве между Лансингом и Петербургом.

Джоди Вашингтон – член городского совета Лансинга – говорит, что столица штата Мичиган не должна иметь дружественных соглашений с городом, где на официальном уровне нарушаются права человека.

— Думаю, нам надо принять весьма жёсткие меры против этого, — говорит она. – Им нужно понять, что такое поведение для нашего города неприемлемо – и мы его терпеть не будем.

Ожидается, что мэрия отчитается перед городским советом по этому вопросу уже на следующей неделе».

 

The Bemidji Pioneer пишет о… строительстве Санкт-Петербурга. Именно так назвали здание близ городка Бемиджи в штате Миннесота, где разместилась языковая школа, в которой учат детей и взрослых русскому языку:

«В воскресенье сеть «языковых деревень» Concordia открыла своё российское «село» — названное Lesnoe Ozero. На торжественной церемонии выступил второй секретарь российского посольства в США Юрий Мельник.

Таким образом было отмечено завершение строительства Санкт-Петербурга – так назвали главное здание Русской деревни. Строение общей площадью 3800 квадратных футов (то есть 342 квадратных метра) было закончено месяц назад, и с тех пор шла отделка и оснащение. Внутри есть актовый зал, получивший название Мариинского театра, кабинет для занятий и большая комната для собраний. Ну, и огромная прихожая. А начиналось всё с построенных в 2006 году столовой и кухни.

Этот Санкт-Петербург построен из дерева, с яркими деталями красного, синего и жёлтого цветов по всему интерьеру. Внутри – высокие потолки с декоративными вставками из жёлтой сосны.

— В российских деревенских домах много таких украшений, — говорит Лара Равич, которая с 2005 года работает деканом «Лесного озера». – То, что мы здесь создали, основано на русском стиле.

Актовый зал будет выполнять несколько функций – в основном он станет местом встреч для «деревенских». Недавно здесь уже отпраздновали Масленицу – этакий «Марди-Гра» в русском стиле.

— Для детей устроили импровизированный рынок, на котором они могли купить разные блюда – в основном блины и разные добавки к ним, — говорит декан. – Там у нас были столы, бродячие музыканты и гримёры. Благодаря этому залу, мы смогли создать настоящую атмосферу передвижного рынка.

А поскольку «Лесное озеро» предлагает обучающие программы и для взрослых, в зале можно будет проводить конференции и концерты.

— Здесь действительно прекрасная акустическая система, — отметила Мелисса Радемахер, директор Concordia по периодическим мероприятиям и работе с выпускниками. – И использовать этот зал можно будет каждый год.

При строительстве «Санкт-Петербурга» была поставлена цель создать нечто подобное старинным русским охотничьим усадьбам, которые снаружи выглядели по-деревенски, а внутри были наполнены самой разной обстановкой и предметами.

— Это типично для России в постсоветскую эпоху, — рассказывает Равич. – В домах смешиваются старые вещи – унаследованные или подаренные – а также массовая продукция советской эпохи и новые предметы.

В актовом зале есть печь в русском стиле – с полочкой для дров. На стенах – пять полукруглых вырезов: в старину такие делали возле печей, чтобы дети могли забираться по ним на печку, и там отдыхать.

Строительство «Санкт-Петербурга» началось в сентябре и обошлось в 1 миллион 600 тысяч долларов. Проект разработали архитекторы, а осуществила местная компания из города Бемиджи».

 

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!