Инопресса о Петербурге: Открытие второй сцены Мариинского театра
01 мая 2013 | 16:04Главной темой для иностранных СМИ на прошлой неделе стало открытие второй сцены Мариинского театра: первый концерт – пока закрытый для широкой публики – состоится вечером 1 мая. «Диалог» предлагает расширенный обзор публикаций на эту тему.
«Весьма амбициозный глава петербургского Мариинского театра Валерий Гергиев в четверг будет руководить первым спектаклем на вызвавшей много споров новой сцене, — пишет Global Post. – Это один из крупнейших культурных проектов в постсоветской истории.
Мариинка-2 откроется в четверг гала-концертом, руководить которым будет сам Гергиев. Среди участников – великие исполнители со всего мира, среди гостей – сам Владимир Путин.
Россия построила новый театр, и это такое же великое событие для страны, как и зимняя Олимпиада в Сочи (в 2014 году), — сказал Гергиев, которому в четверг исполняется шестьдесят лет. Новый театр строили много лет, а получившееся многие раскритиковали за квадратный облик и назвали кляксой на историческом облике города. Несколько видных петербуржцев – в том числе директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и прославленный режиссёр Александр Сокуров – поспешили осудить дизайн нового театра. Но Гергиев заявил, что учреждение стоит судить прежде всего по его акустическим качествам, и сказал, что его критики «пиарят себя».
Этот театр – центральное звено планов Гергиева по превращению Санкт-Петербурга в международную столицу музыки. Для этого неподалёку уже был открыт новый концертный зал театра».
«День «икс» — это четверг: Мариинка-2 начинает свою жизнь с закрытого вечера одноактных балетов и гала-концерта под управлением Валерия Гергиева, — сообщает телеканал CBC. — Этого момента с нетерпением ждали российские поклонники балета, музыки и оперы. И канадская фирма Diamond & Schmitt, авторы амбициозного проекта.
Архитектор Джек Даймонд из Торонто получил задание на строительство нового дома для главных трупп России, победив видных конкурентов. Отчасти причиной этого стало то, что Гергиева приятно удивил центр сценических искусств «Четыре сезона» в Торонто – детище Diamond & Schmitt, как и монреальский Maison Symphonique.
Новый театр занял целый квартал, и из него можно глядеть через канал на старую, историческую Мариинку, здание которой было построено в 1860 году. Главный зал имеет форму подковы – в традициях оперных домов XVIII и XIX века – и может принять две тысячи зрителей. Есть также три многоэтажных фойе, заключённых в стекло, и амфитеатр под крышей – для выступлений в рамках летнего фестиваля «Звёзды белых ночей», проводимого Мариинским театром.
Мариинка-2 воспринимает темы и формы Петербурга, а внутри – бриллиант в виде зала, который вобрал в себя всё лучшее из удачных конфигураций наших прошлых строек. В нём все социальные аспекты посещения оперного или балетного представления стали лучше для любого зрителя, — говорит Даймонд о своём детище.
Как и «Четыре сезона», Мариинку-2 построили из природных материалов: юрского известняка, подсвеченного оникса на стенах зрительного зала и древесины, которой обшиты места вокруг сцены. Всё – для наилучшей акустики.
Гергиев говорит, что верит: новый театр станет достопримечательностью Петербурга и поможет продлить в будущее наследие российской культуры. Ведь в Мариинском театре проходили премьеры произведений Чайковского, Рахманинова, Мусоргского и Римского-Корсакова. Не говоря уже о богатейших балетных традициях. Что касается старого здания, то оно страдает от своего возраста, и скоро будет закрыто на капремонт».
«Джек Даймонд поднимается в поэтические выси, когда говорит об ониксе, — продолжает тему канадская Toronto Star.
Массивная облицовка из этого камня янтарного цвета покрывает залы Мариинки-2, построенной за 700 миллионов долларов в Петербурге. Архитектор Джек Даймонд – один из двух руководителей спроектировавшей новый театр компании Diamond Schmitt Architects. И эта компания – из нашего города [Торонто].
Когда 2 мая на этой сцене состоится первое гала-представление, в зале будут главные политические и культурные фигуры страны, потому что Петербург – исторически сложившаяся витрина российской культуры. Главным в огромной VIP-ложе станет президент Владимир Путин. Управлять оркестром будет Валерий Гергиев, а на сцену выйдут многие прославленные певцы и танцоры.
И зрителей, если Даймонд прав, очарует эффект оникса. Подобно плавучему маяку, который светится изнутри, декоративная отделка, украшенная свечами в холле, даст гостям понять: они попали в храм культурного богатства.
Мы выбрали оникс из-за его богатого и тёплого медового цвета, — объяснил Даймонд в интервью, данном всего за несколько дней до поездки в культурную мекку России. Этот вечер наверняка станет для него самым важным в жизни. – Весь зал сияет, когда вы смотрите через большие фасадные окна. Он выглядит как сгустившийся солнечный свет днём, а ночью подсвечен».
А вот Euronews (цитируя материал агентства Reuters) не столь радужно описывает новый зал – но, в основном, его внешнюю сторону.
«Его называли и изящным образчиком модернизма, и убогим торговым центром. Но что бы ни думали россияне о внешнем облике новой сцены петербургского Мариинского театра, в четверг они смогут наконец-то увидеть, что у спорного здания внутри. По крайней мере, некоторые.
Президент Владимир Путин будет во главе избранных гостей, которые придут на первый концерт в Мариинском-2 – зал которого рассчитан на 2000 мест. При цене в 700 миллионов долларов это и один из самых дорогостоящих культурных проектов в истории.
Новое здание стоит совсем рядом с первой, исторической Мариинкой: это здание XIX века – одно из величайших средоточий российской культуры. Оперная и балетная труппы прославились по всему миру ещё в советское время, когда театр назывался Кировским. Но новинка расколола общественное мнение в родном городе Путина: критики прозвали здание из стекла и известняка «ТЦ Мариинский», указывая на несоответствие его облика элегантным зданиям XIX века, стоящим вокруг, и изящно украшенному историческому зданию Мариинского театра.
Глава проекта Валерий Гергиев – которого многие считают одним из самых выдающихся дирижёров современности – десять лет добивался завершения строительства, пользуясь желанием Путина показать, что Россия более не отстаёт от Запада. Худрук пообещал, что сомневающиеся возьмут свои слова обратно, когда увидят интерьеры здания (его общая площадь, кстати, 7400 квадратных метров).
Открытие Мариинки-2 подтвердит и укрепит великие традиции театра, открыв дорогу в будущее, когда будет возможно создавать ультрасовременные произведения искусства и новаторские постановки, о которых мы раньше не могли даже мечтать, — сказал Гергиев. – Я уверен в том, что через 25 лет Мариинский-2 будет считаться в Петербурге самоценной достопримечательностью, признанной за свою великолепную акустику, превосходные производственные мощности и непревзойдённый уровень комфортности для аудитории.
Новый театр – один из плеяды мегапроектов, призванных подчеркнуть возможности России. Главный в их ряду – Олимпиада-2014 в Сочи, один из личных проектов Путина.
Благодаря последним достижениям техники (пусть даже в VIP-ложе и есть канделябры, чтобы видные гости чувствовали себя как дома) Мариинка-2 на световые годы отстоит от Мариинки изначальной, зал которой роскошно убран в алое и золотое. Снаружи построенное в 1860 году здание выкрашено в бледно-зелёный цвет. Именно в этих стенах десятилетиями была сосредоточена культурная жизнь Петербурга: здесь в 1892 году впервые показали «Щелкунчика» Чайковского, а за 18 лет до этого Мусоргский продемонстрировал переполненному залу своего «Бориса Годунова».
Но Гергиев – которому, кстати, в день концерта как раз исполняется 60 лет – решил, что старого зала для его творческих планов недостаточно. Его огромной культурной империи понадобился новый дом.
Затея не обошлась без трудностей – цена взлетела до небес после того, как один проект зарубили уже в процессе реализации, и строительством занимались не менее трёх [архитектурных] компаний. В прошлом году Гергиев опроверг информацию о том, что в рядах балетной труппы существует серьёзное недовольство по поводу зарплат и условий труда – после того, как группа танцоров выпустила открытое письмо с жалобой. При этом можно сказать, что Мариинский театр избежал столь же серьёзных потрясений, как московский Большой: там, напомним, не только напали на худрука балетной труппы (в результате чего он практически потерял зрение), но и вскрыли скандалы в ходе реставрации, продолжавшейся шесть лет.
Балерина Виктория Краснокутская, как и некоторые другие исполнители, говорит, что новое техническое оснащение в Мариинском оказалось очень кстати, позволив быстро и легко менять декорации.
Зрительный зал очень красив. Там очень светло и просторно, — сказала она».
Тем не менее, сообщает издание, не все остались довольны строением.
«Две сцены театра отличаются во всём. Новое здание выбивается из ряда окружающих его строений конца XIX века – и из ландшафта города, увековеченного в работах Гоголя и Достоевского.
[Ещё до начала строительства] опасались, что оно будет выглядеть как жилой дом или торговый центр. Люди не понимают, что это здание собой представляет, — говорит петербурженка Ирина Варго.
Строители снесли ради нового театра целый квартал, уничтожив конструктивистское здание ДК Первой пятилетки, остатки Литовского рынка и построенную в 1930 году школу. Глава петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис заявил, что была разрушена охраняемая в качестве части Всемирного наследия ЮНЕСКО зона в самом сердце города.
Я считаю, что это не только градостроительная ошибка – это градостроительное преступление, потому что случилось вторжение в один из самых уникальных уголков исторического центра Санкт-Петербурга, — сказал он.
А депутат петербургского ЗС Алексей Ковалёв выразился просто: «Это омерзительно!»
По моему мнению, это [здание] следует снести, — сказал он. – Мне всё равно, что у него внутри. А Гергиева нужно уволить».
Не Мариинкой единой. ATW (Air Transport World) Online пишет о том, что авиакомпания-лоукостер EasyJet добилась одобрения на организацию рейса между Санкт-Петербургом и Манчестером.
«Британский бюджетный перевозчик получил «добро» на открытие воздушного сообщения между Манчестером и вторым по величине городом России. Впрочем, представитель EasyJet пояснил, что конкретных сроков, в которые будут начаты полёты, нет: «Мы начали этот процесс для того, чтобы в конечном итоге открыть сообщение, но это дело более отдалённой перспективы».
В марте EasyJet уже начала осуществлять перелёты из Лондона и Манчестера в Москву – после того, как в октябре 2012 года получила на это разрешение. Отметим, что этот «бюджетник» — единственная авиакомпания, перевозящая пассажиров из Манчестера в Россию. По прогнозам авиакомпании, в первый год рейсом Москва – Манчестер воспользуются около 60 тысяч пассажиров.
Руководство EasyJet сообщило также, что компания заинтересована в осуществлении рейсов между российскими аэропортами и своими европейскими базовыми гаванями помимо Манчестера, но это практически невозможно из-за действующих между Россией и другими странами двусторонних соглашений».
The Washington Post рассказывает о том, что в Петербурге открылась выставка, изучающая отношения индивидуума и государственной власти:
«Один из самых поразительных экспонатов здесь – это обычный моток пожелтевшей плёнки. А на плёнке – нелегально переснятая копия солженицынского «Архипелага ГУЛАГ», подготовленная для нелегального распространения через самиздат. Переснял её Олег Москвин в 1976 году. Когда кто-то сдал его милиции, его признали невменяемым и отправили в психушку, где он находился до 1984 года. Он бросил вызов системе – но пусть ему пришлось заплатить за это страшную цену, книга и содержавшиеся в ней знания эту систему благополучно пережили.
Эта выставка, открывшаяся в Музее политической истории, исследует отношения между личностью и государством. В бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской – любовницы Николая II – к этому готовились десять лет. И получившаяся выставка оказалась намного более злободневной в путинской России, чем тогда, когда её задумывали.
Елена Лысенко, одна из организаторов, говорит, что мысль была о том, чтобы показать воздействие государственной власти (и сопротивления ей) на частную жизнь людей – через документы, фотографии и прочие объекты. Вот кусочек кинохроники вековой давности: она рассказывает нам, что последний царь Николай II руководствовался благими мотивами, когда отрёкся от престола. В открытом ящике стола – пожелтевшая фотография перестроечных времён: женщина продаёт пожитки из дома, разложенные на земле рядом со старой, побитой жизнью советской машиной.
Но начинается выставка с декабристов, которые здесь же, в Петербурге, неудачно попытались восстать против царя в 1825 году. А заканчивается – какая ирония! – с копии нынешней российской Конституции, которая (подобно предшествовавшей ей советской) гарантирует свободу слова и собраний. Эти права в последнее время испытаны прошлогодними протестами и последовавшими за ними репрессиями.
Были времена, когда люди осознавали, что они могут – и должны – влиять на власть, — говорит Лысенко. – Но мы понимаем, насколько хрупка эта возможность. Надеемся, что посетители поймут нашу мысль».
Подготовил Илья Снопченко, специально для ИА «Диалог»