Новости Все новости

«Человек будет знать, как спланировать поездку»: зачем нужна комплексная система управления транспортом

08 ноября 2017 | 10:00

В Петербурге готовятся к внедрению новой комплексной системы управления городским и пригородным транспортом (КИСУ ГППТ), которая сменит ныне действующую, но устаревшую АСУ. Сейчас в городе уже действует её прототип (например, на автобусах маршрута № 36). Начальник отдела организации проектов компании Redsys Дмитрий Алексеев рассказал «Диалогу» о том, какой будет эта система.

Какой продукт вы предлагаете Петербургу?

Компания Redsys – один из крупнейших интеграторов Российской Федерации – плотно работает в сфере информатизации городского пассажирского транспорта. Наши партнёры — швейцарская компания Trapeze и польская DPK. Мы предлагаем и поставляем эти решения, поскольку они являются одними из лучших в мире. Например, Trapeze реализовывала проекты автоматизации городского пассажирского транспорта в Лондоне, Сингапуре и Цюрихе, имеет подтверждённый опыт управления громадным флотом транспортных средств. В Лондоне, например, более 10 тысяч единиц общественного транспорта.

Система компании DPK служит для подготовки и планирования перевозок, разработки маршрутной сети, планирования расписаний и их оптимизации на основании полученных натурных данных, чтобы среда и качество перевозок были по максимуму ориентированы на удобство пассажиров и сводили к минимуму неудобства от внепланового ожидания. Система позволяет убедиться, что проезд будет комфортным, что транспортные средства не будут переполнены в час пик и не будут ходить пустыми в другое время.

Вы имеете в виду динамическую подстройку интервалов?

Абсолютно точно. Система обладает глубоким и сложным алгоритмом взаимодействия с бортовыми устройствами. Всё это позволяет в режиме online руководить транспортным флотом непосредственно из пункта диспетчерского управления, взаимодействовать, переключать транспортные средства с маршрута на маршрут, если это требуется. Мы помним печальную ситуацию [после теракта] 3 апреля – на тот момент управление флотом транспортных средств было произведено очень профессионально, но потребовало гигантских усилий для оптимизации работы диспетчеров, для облегчения их деятельности в подобных ситуациях. Среди прочего, система позволяет переводить транспортные средства с маршрута на маршрут, выпускать их из резерва, давать водителям рекомендации и инструкции – что делать в той или иной ситуации (как в виде текстовых сообщений, так и путём голосового взаимодействия). При этом взаимодействие возможно также между диспетчером и пассажирами – когда требуется объявить, что происходят какие-то мероприятия или случились повреждения на линии, транслировать сообщения РАСЦО (региональной автоматизированной системы централизованного оповещения). Эта информация предоставляется и водителю, и пассажирам. Например, я как диспетчер могу отправить пассажирам предупреждение о том, что недалеко от остановки произошёл прорыв теплосети, и им нужно быть аккуратными. А иногда просто хочется пожелать петербуржцам доброго утра и хорошего настроения…

Что эта система даст горожанам?

Это существенно облегчает взаимодействие, устраняет нервозность пассажиров по поводу происшествий, потому что предупреждён – значит, вооружён. Самое главное: система обрабатывает данные, поступающие от бортовых устройств, и показывает время актуального прибытия. Ведь самое неприятное для пассажиров – это или перегруженное транспортное средство, в которое сложно войти, или ситуация, в которой вы не знаете, когда придёт транспортное средство. Система использует мобильные устройства и комплексы интерактивного отображения, которые имеются в городе – это блинкерные панели, диодные экраны и мониторы. Человек, таким образом, будет знать, как спланировать свою поездку. Она будет для него комфортной. Всё это нужно для общего повышения качества работы транспортных компаний.

А какие выгоды проект несёт для транспортных компаний?

Конечно, есть плюсы и для перевозчиков, и для «Организатора перевозок»: мы понимаем, что на линию выпускаются только проверенные транспортные средства, которые оборудованы соответствующим образом, допущены, прошли технический контроль. В системе видны все актуальные транспортные средства – а те, что не зарегистрированы в службе, не прошли одобрение «Организатора перевозок», не учитываются. Соответственно, перевозчики, которые допускают такие нарушения, не смогут предъявить перевозки, совершённые на неавторизованных транспортных средствах, для получения субсидий. Это препятствует ситуации, когда на линии мы имеем какие-то «серые» автобусы – зато делает систему прозрачной и экономит средства бюджета. Заодно повышается доверие граждан к системе городского пассажирского транспорта.

В основе системы – программа, а какие устройства в самом транспортном средстве необходимы для его работы?

Чтобы системы работала уверенно и хорошо, есть несколько решений. Существуют собственные устройства компании, которая предоставляет программно-аппаратный комплекс: он может подсказать водителю, как ехать (быстрее или медленнее), какая следующая остановка; он информирует пассажиров (как визуально, так и голосом), позволяет взаимодействовать с диспетчером. Каналы доставки информации возможны самые разнообразные – как GSM, так и цифровые каналы связи Tetra, вплоть до аналоговых вариантов. Всё зависит от конфигурации инфраструктуры, которой располагают город и перевозчики. Возможны также варианты с мобильным устройством. Мы протестировали взаимодействие с компанией «Штрих-М», которая является поставщиком мобильных комплексов – и получили очень хорошие результаты.

Чьего производства этого оборудование?

Бортовые комплексы выпускаются непосредственно компанией Trapeze в Швейцарии; вместе с ними может использоваться любое устройство на базе Android. Устройства «Штрих-М» произведены в России.

Напомним, оборудование КИСУ на борту автобуса представлено датчиками на дверях, которые подсчитывают количество вошедших и вышедших, бортовым компьютером водителя – он точно так же выводит информацию о маршруте движения, числе пассажиров. Монитор в салоне показывает трассу движения, примерный прогноз по времени до остановки (в соответствии с улично-дорожной ситуацией).

Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Другие материалы из рубрики «Город будущего» можно посмотреть в нашем специальном разделе.

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!