Догхантеры. Кто они, и зачем охотятся на собак?
12 сентября 2017 | 20:30| ОбществоСообщества собаководов в социальных сетях регулярно пополняются сообщениями об отравлении питомцев на улицах Петербурга. Чья-то собака съела приманку с ядом, чья-то — проглотила замаскированное под еду лезвие. Владельцы животных винят во всём так называемых догхантеров, которые стремятся очистить улицы от бродячих животных. «Диалог» разбирался, кто такие «охотники за собаками», и чем в действительности они занимаются.
Манифест догхантеров
В социальных сетях и интернете в целом множество сообществ противников догхантеров, при этом сайты и группы «по интересам» последних почти отсутствуют. Есть несколько форумов, на которых анонимно собираются охотники за собаками. Чтобы пообщаться с догхантерами напрямую, нам пришлось зарегистрироваться на одном из них — иначе к дискуссии присоединиться нельзя.
Первым делом нового участника форума просят ознакомиться с Манифестом движения. «Вы находитесь на ресурсе Международного Общественного Движения Догхантеров, посвящённого эффективному, быстрому и гуманному решению проблемы нахождения на улицах и в живой природе бродячих собак. Этот ресурс создан ответственными собаководами, кинологами и биологами», — говорится в его вступлении.
В заявлении обозначается, что догхантеры не пытаются решить проблему нарушения правил выгула домашних собак, никогда не угрожают их владельцам и не раскидывают отраву на улицах. Главная задача — избавление от бродячих псов.
Кроме того, в документе осуждается «программа ОСВ» (отлов-стерилизация-возврат), «не имеющая аналогов в мировой истории и не применяющаяся ни в одной развитой стране мира». По мнению догхантеров, это привело к многочисленным жертвам среди людей и животных.
Согласно манифесту, догхантеры выступают (далее — дословные цитаты):
1. Против коррумпированной программы стерилизации, пополняющей карманы чиновников, и по сути уже проваленной.
2. За ответственность хозяев, связанную с нарушениями правил выгула собак, так или иначе могущих представлять опасность для других людей (особенно детей).
3. За обязательную регистрацию владельческих животных.
4. За административную ответственность лиц, прямо или косвенно занимающихся прикормом стай, так называемых опекунов и их кураторов.
5. За ответственность лиц (уголовное преследование или принудительное лечение), создающих в своих домах незаконные передержки животных и мешающие нормальному проживанию соседей.
6. За развитие породного собаководства.
7. За переход к Европейскому принципу обращения с безнадзорными животными (отлов — передержка — пристройство/усыпление невостребованных).
Ключевой пункт, на котором настаивают догхантеры, — они однозначно против разбрасывания отравы, использоваться может только метод «из руки в пасть». Но кто же тогда оставляет отраву в парках?
«Половина из нас — владельцы собак»
Наши попытки найти владельца собаки, пострадавшей от рук догхантеров в последнее время в черте Петербурга, успехом не увенчались. О подобных случаях люди либо «слышали от знакомых», либо «читали в соцсетях» — но сами не сталкивались. Нам удалось поговорить с хозяевами животных, погибших от рук отравителей в Ленобласти, — однако в том конкретном случае собак массово убивали дачные грабители: псы своим лаем мешали им воровать.
Зоозащитник Светлана Лось в разговоре с «Диалогом» отметила, что охотников за собаками в последние годы стало гораздо меньше, однако проблема остаётся актуальной. «Несколько лет назад в Петербурге действовала организация «Спецтранс», которая неофициально разбрасывала по всему городу отраву, гибло очень много собак. Но нам удалось их победить. Сейчас это единичные люди. Есть, например, известный догхантер Гамлет, который травит собак по разным районам города. О нём сообщали в прокуратуру, но он успел спрятать свой жёсткий диск, и ему всё сошло с рук. Нужно понимать, что это — живодёры, психически больные люди: они не просто разбрасывают ядовитые вещества, но потом ещё стоят и смотрят, как собака умирает», — рассказала она.
Сами догхантеры утверждают, что заняться охотой на собак их вынудили конкретные причины, но в основном все они сводятся к вопросам безопасности: по их мнению, бездомные собаки угрожают жизни горожан — как взрослых, так и детей. «У каждого из нас были свои причины стать догхантером. У кого-то стая порвала мать, у кого-то псы покусали ребёнка. У кого-то псы загрызли домашнего питомца — кошку или собаку. А кому-то просто надоело ходить по собственному городу как по джунглям. Но нас объединяет не ненависть ко всему живому и к собакам, в частности. Половина из нас является владельцами собак. И почти все держат дома какое-то животное. Я, например, кинолог. Я люблю собак, но воспитанных и выдрессированных. А диким хищникам, каковыми и являются бродячие псы, в городе не место. После дератизации мой кот спокойно греется на солнышке у подъезда, и я могу вывести свою собаку на прогулку, не опасаясь, что на нас бросится озверевшая стая шавок. А главное, я спокоен за дочку. Она может кататься на велосипеде, играть на детской площадке, и никто её не покусает. Я хочу, чтобы мой ребёнок любил собак, а не боялся их», — рассказал «Диалогу» догхантер N1 (этот и другие наши собеседники с форума догхантеров пожелали остаться неизвестными).
N2 в беседе с «Диалогом» подчеркнул, что никакого вреда для домашних собак и тем более людей их деятельность не несёт. «Новости про бесконтрольно разбрасываемый яд и есть чистейшее зоозащитное враньё. Попробую объяснить. Приманка состоит из 50-ти грамм качественной (другую они не едят) ливерной колбасы плюс таблетки. Это стоит денег! Колбаса по нынешним временам недешёвая. Трудно представить себе дурака, который будет её разбрасывать щедрыми горстями. Во-первых, дорого. Во-вторых, неэффективно. Если вы разбросаете приманки и не проконтролируете их поедание, большую часть никто никогда не найдёт и они пропадут. Какую-то часть съедят вороны, а оставшееся малое количество проглотит одна собака, которую потом стошнит от передозировки, но она останется жива и здорова. Кормят только из рук в пасть. Одна приманка — одна собака», — разъясняет наш собеседник.
Однако, по словам зоозащитников, яд, который разбрасывают в парках, — не обязательно дорогой. В качестве основы для приманки может выступать даже чёрный хлеб. Как рассказала активистка Светлана Лось, самый «активный» период для догхантеров — октябрь-ноябрь, когда ещё нет снега. Жертвами охоты становятся не только бродячие собаки, но и домашние. «У нас очень много таких случаев, гибнут реальные домашние питомцы. Вот недавно жаловались на гибель лабрадора. В последнее время стали приходить сообщения о разбрызгивании аэрозоля: судя по всему, это зарин и зоман, совершенно ядовитые газы, а не традиционные для догхантеров цианиды», — поясняет Светлана Лось.
«Вопли про отравившихся домашних собак — зоозащитные спекуляции. Это так называемые «опекунские» животные. «Опекун» — это такой негодяй, который прикармливает собак на улице. При этом он уверен, что делает доброе дело, а всех жителей, которые просят его это прекратить, считает живодёрами. Обычно он надевает на «подопечных» ошейники, но никакой ответственности за этих собак «опекун» не несёт и нести не хочет, два раза в день накормил — и всё. Если «опекунская» собака разорвёт вашего ребёнка, никаких претензий к этому кормильцу вы не предъявите. Зато если измученные этим уличным собаководством жители потравят таких собак, немедленно начнётся вой, что они были домашние, ведь на них же ошейники», — отмечает догхантер N2.
Стерилизация — бестолковая трата денег?
В Петербурге из городского бюджета выделяются средства на отлов собак, их стерилизацию и — о чём забывают, не знают или умалчивают догхантеры — обязательную вакцинацию от бешенства. Госконтракты исполняет Ветеринарная клиника имени Айвэна Филлмора. «Диалог» поговорил с заместителем директора этой организации Еленой Мезенцевой.
«Ежегодно кастрацию проходят порядка двух тысяч собак, все они также вакцинируются от бешенства, чипируются. Агрессия бродячих собак связана, как правило, с течкой и с охраной щенков. Соответственно, обе эти причины стерилизацией устраняются. После кастрации у кобелей меняется характер, они больше не сбиваются в стаи, становятся более спокойными, у них отпадает потребность в размножении. На каждую собаку составляется акт, в котором указывается подробное местообитание, номер чипа, когда она была привита и все остальные мероприятия, которые были проведены с животным. Вся информация размещается в базе кастрированных животных Санкт-Петербурга», — рассказала она.
По словам врача, иногда в нападениях собак на людей виноваты сами люди. «Всем следует знать, что не стоит ходить по огромным помойкам и свалкам, — в местах, где собаки собираются в стаи. Часто люди сами провоцируют собак. Вот чего делать не следует: не надо резких движений, не смотрите собаке в глаза, не замахивайтесь палкой или камнем и, тем более, не бросайте ничего», — отметила собеседница агентства.
Елена Мезенцева также подчеркнула, что бродячие собаки выполняют в городе очень важную функцию. «Дикие животные не идут на собак, они своим присутствием отгоняют их. Они создают защитный периметр, благодаря которому те же лисы, например, часто переносящие бешенство, не заходят в город. Как раз в последнее время в связи с уменьшением популяции бродячих собак, случаи появления диких животных, в частности лис, в пригородных лесополосах участились», — добавила врач.
Догхантеры же считают, что стерилизация бездомных животных — бесполезна. «Что хорошего в этом методе? Берут собак, отрезают им сами знаете что, и выкидывают обратно. Они как кусались, так и кусаются, как гадили, так и гадят, но не могут плодиться. Так если их отстреливать, как в СССР, они точно не будут плодиться, но ещё и никого не разорвут. Сказки о том, что стерильные собаки не опасны — только сказки. Помимо половой агрессии у собак есть агрессия территориальная, пищевая. Так что стерилизация — бестолковая трата моих денег. Я, как налогоплательщик, не хочу оплачивать эту дурь», — рассказывает N2.
«Пусть мне кто-нибудь объяснит, почему столетиями бродячих собак уничтожали, и все считали это нормой, а сейчас общество будто рехнулось? Вся эта дурь пошла от «зоозащитников». Это очень разная публика. Там много инфантилов. Они воспринимают бродячих собак как героев мультфильмов, очеловечивают их, придумывают им высокие моральные качества. Вы уже слышали от них, что «собаки лучше людей». Это коронная фраза. Попадаются среди «зоо» и несчастные, одинокие люди, которые не могут выстроить отношения с людьми и поэтому всё свое нерастраченное тепло адресуют собакам. Таких жалко. Но верхушка «зоо» — это коммерсанты. Они наживаются на собачьей проблеме. Спросите, как? Во-первых, можно собирать деньги на пристройство и лечение животных. Это огромные и совершенно бесконтрольные суммы. Во-вторых, мечта верхушки «зоо» — дорваться до руководства «приютом» на муниципальные деньги. Это золотое дно. Собаки же не скажут, сколько и чего им в миску положили и положили ли вообще. Помните скандалы с приютами, где собаки дохли от истощения? Самое главное качество этой зоозащитной публики — горластость. Они очень навязчивые, шумные и склочные. Десяток таких дам могут довести до нервного истощения любого чиновника. А чиновники люди робкие, боятся судов, не хотят жалоб: им проще прогнуться, чем отстаивать здравый смысл. Именно с этим обстоятельством я связываю повсеместный отказ от усыпления собак», — выразил мнение догхантер.
Наш третий собеседник заявил, что на него однажды напала стая бродячих собак, которая, как оказалось позже, была стерилизована. «Меня не изнасиловать та стая пыталась, а закусить мной. То есть удалять надо не половые органы, а зубы. А ещё и подрезать голосовые связки, чтобы не лаяли», — прокомментировал он вопрос о стерилизации.
Не кормите троллей
Как рассказали «Диалогу» в Ветеринарной службе города, от рук охотников за собаками погибали в том числе и животные известных петербуржцев. Так, жертвой с летальным исходом стала собака актёра Юрия Гальцева. Отравился ядом и питомец депутата и актрисы Анастасии Мельниковой. Однако эти случаи, как и многие другие, произошли в городе несколько лет назад. Сегодня, судя по всему, проблема стоит не так остро. Если верить тем, кто называет себя догхантерами «официально», разбрасывание отравы в местах выгула — дело не их рук. Но если кто-то действительно занимается охотой, и это не пустые страшилки, то поймать таких людей практически невозможно: отравители не выдают себя в догхантерских сообществах и действуют, скорее всего, в одиночку. Вероятно, охотой занимаются своеобразные «тролли», запускающие волну панических сообщений в соцсетях. Цель этих людей, как у террористов, — посеять страх и понаблюдать за реакцией собаководов. В таком случае один из путей борьбы с ними — не «вестись» на слишком эмоциональные посты и, прежде чем распространять их, проверить достоверность сведений, источник информации и срок её давности.
Как бы то ни было, собаковод всегда может позаботиться о защите своего питомца. Так считает и директор благотворительного фонда помощи бездомным животным «Верность» Татьяна Титова, в приюте которой содержится 40 собак. «Догхантеры — это просто красивое название. На самом деле, чем меньше о них говорить, тем лучше, тем меньше будет распространено явление. Кроме того, если убирать за своими собаками и следить за ними, повода для недовольства будет гораздо меньше. Конечно, в стране существует проблема: нет закона, который регулировал бы бесконтрольное размножение бродячих животных. Наш город чувствует себя ещё очень хорошо, так как у нас работает программа стерилизации. Андреев (Юрий Андреев, начальник Ветеринарного управления Петербурга — ИА «Диалог») очень много делает. Я не сталкивалась на своем опыте с травлей собак и проблемой распространения догхантеров. Однако хозяин всегда может обезопасить свою собаку: надеть на неё намордник и следить, чтобы она ничего не подбирала. Это ответственность хозяина», — пояснила она в беседе с корреспондентом «Диалога».
Чем именно травят собак, как определить яд, и что делать, если собака всё-таки отравилась, — читайте в нашей инструкции для собаководов.
Подготовила Яна Никитина / ИА «Диалог»