64.6$ 73.1€
2.35 °С

Полёт над гнездом искусства: в Петербурге открылся «Киберфест»

25 января 2017 | 23:53| Культура

В среду, 25 января, в Петербурге стартовал десятый, юбилейный фестиваль мультимедийных искусств «Киберфест». При этом ультрасовременные по духу и форме инсталляции, технические устройства и творческие выступления радикального характера были приняты в стенах стопроцентно классических культурных учреждений. Корреспондент «Диалога» попытался разобраться в происходящем.

В среду, 25 января, в Петербурге стартовал десятый, юбилейный фестиваль мультимедийных искусств «Киберфест». При этом ультрасовременные по духу и форме инсталляции, технические устройства и творческие выступления радикального характера были приняты в стенах стопроцентно классических культурных учреждений: научно-исследовательского музея Академии художеств и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица. Корреспондент «Диалога» попытался разобраться в происходящем.

Зал СПбГХПА, галерею которого украшает гипсовая копия знаменитого фриза Пергамского алтаря, принимал выставочный проект «Эффект присутствия» – и зрители могли увидеть совершенно необычные для этого места произведения искусства… Например, посетителям не сразу удаётся раскрыть тайну трёх огромных зонтиков, подвешенных в воздухе над выставочной зоной и мерно пульсирующих – то закрывающихся, то открывающихся. Оказывается, это «Пневма» — «биометрическая инсталляция» американца Райана Вулфа, основанная на… ритмах организма художника!

«Механическая скульптура озвучивает дыхание и сердцебиение художника в реальном времени. Ритм дыхания материализуется в открытии и закрытии подвешенных зонтов, а сердцебиение проявляется как мерцание огней. Подсоединяя творца к его творению, сенсоры наблюдают за физиологией художника и генерируют данные, которые с помощью технологии Bluetooth, сотовой связи и микропроцессора могут быть переданы из любой точки мира туда, где находится инсталляция. «Пневма» исследует эфемерность жизни, отношения современной науки и смертности, а также подвергает сомнение будущее телесности, превращая отсутствие в присутствие, синхронизируя жизнь в одном месте с другим пространством», — так описывается это необычное произведение.

В Петербурге 25 января стартует юбилейный «Киберфест»

Рядом можно было наблюдать другие странные объекты – магнитную инсталляцию «50 Гц» Назара и Эдуарда Рахмановых и Анастасии Толчневой, гудящие железные бочки, установку виртуальной реальности для проекта «Мутатор» и несколько «домиков», в которых вниманию публики предлагались небольшие, камерного масштаба произведения…

Особое внимание зрителей привлёк безумный музыкально-хулиганский перформанс японца Нао Нишихары (оказалось, что бочки – это тоже его хозяйство). Вооружившись сразу несколькими инструментами (за спиной – барабан, палочки которого управляются движениями ног; в левой руке – оркестровая тарелка; во рту – флейта), музыкант порхал по залу, периодически со звоном разбрасывая стальные прутья и исполняя какую-то одному ему ведомую какофоническую композицию. Порой, когда он немного успокаивался, в ней начинала проступать вполне отчётливая мелодия, которую он наигрывал на флейте. Правда, когда он начинал водить краем тарелки по стене зала, возникало опасение – не испортит ли он памятник архитектуры…

А под конец открывающего дня своё слово сказал «Санкт-Петербургский импровизационный оркестр», музыканты которого порознь расположились на галерее зала. Их инструменты – от обычных скрипок и аккордеона до самодельных приспособлений из металлических листов и цепочек – в любом случае были «пропущены» через такое количество электронных примочек, что узнать их бывало затруднительно. А поскольку оркестр этот – именно импровизационный (а дирижёр управляет им с помощью специального набора знаков-жестов), в итоге получалось нечто трудное для понимания и периодически пугающее. Программа называлась «Гаджетофония»: это проект, экспериментирующий со звуком MP3-плееров, софтверных синтезаторов из планшетов и смартфонов…

Напомним, что программа «Киберфеста» разделена на четыре секции: выставки, аудио- и видеоискусство, а также образование. Звуковые представления пройдут в Музее звука, а ретроспектива видеопрограмм – в молодёжном центре Эрмитажа. Задействованы также пространство «Тайга» и другие площадки.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!