«Лахта-центр» внедряет новые технологии мойки окон, аналогичные западным
30 октября 2014 | 17:59Проектировщики российского высотного общественно-делового комплекса «Лахта центр», продумывая способ мытья окон будущего небоскрёба, учли всё разнообразие зарубежного опыта.
Так, специально для комплекса была разработана система грузоподъемных механизмов, которая даёт возможность очистки и текущего ремонта остекленных фасадов.
«На каждый «лепесток» здания, имеющего выпуклую и скручивающуюся форму, спроектирована отдельная система такого рода. Механизм, состоящий из кареток подъема-спуска, платформы и направляющих рельс вдоль ребер здания, позволяет мыть стёкла небоскрёба до высотной отметки 369 метров. Людей, находящихся на каждой платформе, защитит трёхступенчатая система безопасности. Чисткой шпиля «Лахта центра» также займутся промышленные альпинисты с помощью электрических подъёмников», — сообщили в организации.
Отметим, для приведения в порядок сложных наклонных фасадов северного и южного корпусов комплекса, а также атриума изнутри будут использоваться передвижные краны, а фасады арки «Лахта центра» можно будет мыть с помощью самоходного коленчатого подъемника. На тех участках, где фасад имеет отрицательный наклон, установят точки фиксации люльки. С их помощью люльку можно будет закреплять и подтягивать к фасаду ближе по мере спуска или подъема.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что в будущем опасную работу по мытью окон небоскрёбов можно будет доверить роботам, не подвергая риску промышленных альпинистов. Прототипы таких роботов есть уже сейчас: к примеру, компания Pohang Institute of Intelligent Robotics разработала роботизированного мойщика окон Windoro. Внешне он напоминает напольные весы и состоит из двух половинок, которые закрепляются с двух сторон окна и удерживаются с помощью неодимовых магнитов. Другой вариант – «робот-гусеница» для мойки окон, разработанный специалистами Института проблем механики РАН. Передвигаясь с помощью вакуумных присосок, эти «гусеницы» могут перемещаться по стенам и даже по потолку, неся при этом вес, примерно равный собственному, к примеру, насадку с тряпкой и чистящим средством. Впрочем, пока ещё такие приспособления не получили широкого распространения, и мытьё стекол небоскрёбов остаётся работой высококлассных специалистов-людей.
Добавим, сейчас подавляющее большинство известнейших небоскрёбов мира гордятся своими обширными остеклёнными пространствами. Однако мало кому известно, что содержание этих огромных площадей стекла в чистоте требует порой значительных усилий профессионалов и тонкой работы специальной техники.
К примеру, 142 000 м2 зеркального стекла небоскреба Бурдж Халифа моют 36 специалистов в течение 3-4 месяцев. Технологии, позволяющие это сделать, заложены в проект самого здания: конструкция небоскрёба включает специальную рельсовую систему, расположенную на трёх этажах — 40-м, 73-м и 109-м. Разработала такую технологию клининговая компания Cox Gomyl специально для Бурдж Халифа. По рельсам конструкции движутся особые люльки, каждая 1,5 тонны весом. Всего в стенах здания спрятано 12 таких люлек, перемещаться вверх и вниз им позволяют крановые подъёмники и сверхпрочные кабели. При этом непосредственно для мытья окон небоскреба используется обычный мыльный раствор.
Этажи со 110 по 163 сотрудники клининговой компании моют из обычных люлек: рельсовая система становится слишком тяжёлой. «Высший пилотаж» — чистка шпиля Бурдж Халифа. Этим занимаются высокопрофессиональные промышленные альпинисты, которые работают без люльки. Впрочем, уже сейчас ведётся разработка специальных клининговых автоматов и роботов, которые, как надеются владельцы здания, возьмут на себя самую опасную часть работы.
Аналогичную рельсовую систему с люлькой используют и в здании Банка Китая в Гонконге. По всему периметру верхнего этажа здания проходит специальный направляющий элемент, а сама люлька скрыта в здании. Во время «влажной уборки» окна раздвигаются, платформа с люлькой выдвигается из здания, затем поворачивается на девяносто градусов. Со специальных рычагов крепления спускаются тросы, которые прикрепляются к ней, обеспечивая её подвижность.