17.04.2014 | 18:27

Екатерина Галанова: Премия Dance Open — это своего рода «Оскар» в области балета

В Петербурге с 23 по 28 апреля пройдет ежегодный международный фестиваль балета Dance Open, в финале которого лучшим танцовщикам вручат традиционную премию. "Диалог" поговорил с руководителем фестиваля Екатериной Галановой об особенностях программы Dance Open этого года, критериях отбора артистов, новинках и сенсациях DO-2014 и о том, влияет ли мировая политика на жизнь искусства.

фото предоставлено организаторами Dance Open

фото предоставлено организаторами Dance Open

В чем особенности Dance Open-2014?

В этом году фестиваль Dance Open проведет свой XIII сезон, и первая его особенность – единая площадка для всех событий: все спектакли и мероприятия пройдут в Александринском театре, который согласился стать нашим партнером.

Основной акцент этого сезона – современная авторская хореография. Афиша включает рекордное число премьер: петербургских, российских и даже европейских. Если прежде мы отдавали дань легендам прошлого, то в этом году решили привлечь внимание к творчеству тех, кто определяет сегодня тренды развития мировой хореографии.

Расскажите, пожалуйста, в деталях.

Откроет программу 23 и 24 апреля американская труппа Complexions Contemporary Ballet с постановками Дуайта Родена, названного критикой «самым актуальным хореографом современности», и Джея Ман Джу, молодого, но уже громко заявившего о себе балетмейстера, родившегося в Корее. 26 апреля эстафету подхватит знаменитый француз Тьерри Маландэн, неоклассик-эстет, создающий очень оригинальные версии хрестоматийных балетов. Его постановка Magifique в исполнении труппы Malandain Ballet Biarritz, интерпретирующая три сказочных сюиты Чайковского, стяжала славу самого обаятельного спектакля Европы.

Наконец, 27 апреля впервые на российскую сцену выйдет Dutch National Ballet, голландская труппа, стабильно входящая в топ-5 мировых балетных рейтингов. Программа будет представлена уникальная: работы разных лет едва ли не самого маститого мэтра современной хореографии, объединенные под названием «Ханс ван Манен. Повелитель движения». Изюминка вечера – миниатюра «Dances with Harp», премьера которой состоится 16 апреля в Амстердаме и буквально чего 10 дней уже будет показана в Петербурге.

Кого мы увидим на Гала Dance Open в этом году?

Традиционный звездный Гала, который в этом году пройдет 28 апреля, отмечен сразу тремя особенностями. Во-первых, он тоже находится в общем тренде XIII сезона Dance Open, представляя постановки таких актуальных хореографов, как Дэвид Доусон, Уэйн Макгрегор, Рэми Вортмейер и Иржи Бубеничек. Во-вторых, Гала включен в программу Перекрестного Года России-Британии, в связи с чем в нем примут участие сразу несколько пар солистов из Royal Ballet Covent Garden и English National Ballet.

Наконец, именно на Гала мы преподнесем публике наш собственный подарок: реставрацию Гран па де де «Электрик» из несправедливо, на наш взгляд, забытого балета Мариуса Петипа на музыку Петра Шенка «Синяя Борода».

Как выбирались коллективы? Каковы критерии отбора?

Честно говоря, представляя из года в год столь разнообразную и высококачественную программу, мы сами себе усложняем жизнь: с каждым годом все труднее находить нечто такое, что способно по-настоящему удивить искушенную петербургскую публику. Да и балетные звезды не рождаются ежегодно, а хочется ни в коем случае не снижать уровень, с одной стороны, и знакомить с новыми именами – с другой.

Но мы стараемся. С гордостью можем заявить, что в этом году нам все же удастся удивить город именно новыми именами великолепных танцовщиков: впервые в Петербург приедут Игоне де Йонг и Джеймс Стаут (Dutch National Ballet); Мелисса Хэмилтон и Эрик Андервуд (Royal Ballet Covent Garden), Мисти Копланд (American Ballet Theater), Тьяго Бордин (Hamburg ballet John Neumeier) и другие.

Труппы-участницы выбирались, прежде всего, по принципу качества хореографии – и, разумеется, в логике авторского балета. При этом программа выстроена «по возрастающей»: Complexions уже бывали Петербурге, но специально для Dance Open включили в программу два балета, до сих пор за пределы США не выезжавших (Recur и Innervisions). Malandain Ballet Biarritz свой спектакль показывал в Екатеринбурге и совершенно покорил аудиторию. А вот Dutch National Ballet, как я уже говорила, в России не был никогда, и это большая честь для нашего фестиваля, что именно Dance Open представляет этот уникальный коллектив российской публике. Открою секрет: согласия Dutch National нам помог добиться лично Ханс ван Манен, который в прошлом году принимал участие в работе Жюри премии Dance Open и был настолько впечатлен уровнем происходящего, что лично сформировал программу своего авторского вечера для петербургской публики.

В чем, на ваш взгляд, важность обмена опытом между балетными коллективами разных стран?

Я думаю, всегда важно иметь возможность вынырнуть из своего «котла» и оглядеться вокруг. Жизнь балетного артиста и хореографа – крайне плотна: ежедневный класс, репетиции, спектакли, вводы, новые партии, и снова репетиции, репетиции и репетиции. Фестивали позволяют взять паузу и посмотреть на работу других. Набрать в легкие свежего «творческого воздуха», так сказать, и вернуться к своей работе с новыми силами.

Кроме того, у многих трупп периодически сменяются художественные руководители, и нередко это означает новый виток развития, а порой и практически кардинальную смену курса. Так случилось с нашим прошлогодним гостем Дрезденским балетом: с приходом Аарона Уоткина труппа очень быстро поднялась в рейтингах. Назначение Кшиштофа Пастора столь же преобразило Варшавский балет. Где можно отследить актуальную картину, если не на фестивалях? Жюри Dance Open включает лидеров многих мировых трупп, и они высоко ценят именно эту возможность «отследить тренды».

Могу также сказать, что звезды ведущих трупп мира с удовольствием принимают участие в выездных Гала Dance Open – в Монако, Финляндии, Словакии – в общей сложности мы уже объехали около 25 стран. Знаете, почему? Потому что программа Гала – каждый раз уникальна, и многие из солисток впервые «пробуют» станцевать, например, давно знакомого «Дон Кихота» с новым партнером и раскрываются совершенно по-новому! Так случилось, например, с Кристиной Кретовой из Большого театра, которая всегда была великолепной Китри, но станцевав на Гала в паре с блистательным Леонидом Сарафановым из Михайловского театра, обнаружила какие-то неожиданные, новые грани своего актерского дарования. Он же открыл для себя изумительную балерину, с которой до сих пор не приходилось встречаться на сцене. И таких примеров немало.

Что будет в программе мастер-классов?

Как обычно – много работы, много общения студентов между собой и с педагогами, экскурсии в Эрмитаж, Петропавловскую крепость, прогулки по прекрасному городу, студенческий Гала Юных Звезд Dance Open на сцене театра «На Литейном», посещение финального звездного Гала фестиваля… В этом году у нас около 90 студентов из Австрии, Бразилии, Германии, Голландии, Италии, Турции, Финляндии, Канады, Японии, Чехии, Панамы, Литвы и России. Среди педагогов – мэтр отечественной балетной школы Геннадий Наумович Селюцкий, звезды Мариинского театра Юлия Махалина и Антон Корсаков, педагог-репетитор Мариинки Игорь Петров, преподаватели Академии имени Вагановой Ирина Бадаева и Анастасия Васильева, а также Станислав Фесо. Надеемся, что классы дадут также руководитель Берлинского балета Владимир Малахов и Худрук фестиваля Dance Open Василий Медведев.

Пользуясь случаем, хочу отметить, что участие большой группы финских студентов – 20 человек – стало возможным благодаря поддержке Европейской Программы ЕИСП ПГС «Юго-Восточная Финляндия-Россия» в рамках проекта St.Petersburg — Savonlinna Ballet Days. Этот проект проходит уже третий год подряд, позволяя проводить перекрестные мастер-классы: весной – в Петербурге, а летом – в одном из финских городов, Савонлинне или Миккели.

Какое событие фестиваля вы можете назвать главным? Расскажите о нем.

Это все равно, что выбрать, кто из твоих детей – самый любимый (смеется). Пожалуй, в масштабе историческом самым главным событием будет вечер «Ханс ван Манен. Повелитель движения» в исполнении Dutch National. Такого еще не бывало, чтобы гуру балета подобного уровня специально формировал авторскую программу для петербургского фестиваля, да еще уговаривал всемирно известную труппу изменить свой гастрольный график.

Но с другой стороны – своя рубашка ближе к телу, как говорится, и для меня очень важна та огромная работа, которую наша команда провела по возрождению Гран па из балета «Синяя Борода». Этот балет был поставлен в 1896 году в бенефис маэстро, 20 лет держался в репертуаре и неизменно собирал полные залы, а потом, волею судеб, сошел со сцены. Восстанавливать пришлось буквально и все и буквально по кусочкам. Потребовалась кропотливая работа в архивах и фондах. Десятки фотографий и эскизов, сотни страниц мемуаров, рецензий и документов, восстановление музыкальной и хореографической партитуры… Пошив костюмов – это скрупулезная работа, основанная на архивных эскизах Ивана Всеволожского, одаренного художника и одного из Директоров императорских театров.

Моя искренняя благодарность Василию Медведеву, а также народной артистке Нине Семизоровой и народному артисту Александру Ветрову, которые помогают ему в работе с солистами Большого театра Кристиной Кретовой и Семеном Чудиным – и самим солистам огромное спасибо за многочасовые репетиции и вдохновенный труд. Увидеть, что получилось, можно будет на финальном звездном Гала 28 апреля.

Как вы выбираете победителей премии Dance Open?

Номинантами Международной балетной премии Dance Open ежегодно становятся участники заключительного Гала. Зрители фестиваля не понаслышке знают, что это – только лучшие из лучших. К слову сказать, в этом году премия отмечает свой первый юбилей, пятилетие. Премия включает в себя семь номинаций: Мистер и Мисс Виртуозность, Мистер и Мисс Выразительность, Лучший Дуэт, Гран При, а также Приз зрительских симпатий.

Победителей в первых шести номинациях выбирает компетентное международное жюри – выдающиеся хореографы и балетмейстеры современности. В этом году в его состав вошли Манюэль Легри, Борис Эйфман, Дуайт Роден, Тьерри Маландэн, Тед Брандсен, Владимир Малахов, Галина Степаненко, Игорь Зеленский, Алексей Бессмертный и Юрий Фатеев. Впервые за годы работы фестиваля легендарная Наталья Макарова не сможет принять участие в работе жюри, в связи с чем она благословила выбор нового Председателя: им станет Ханс ван Манен.

Перед жюри, как всегда, стоит крайне сложная задача: выбрать самых блистательных звезд из великолепного созвездия Гала. Не случайно по мнению многих премия Dance Open – это своего рода «Оскар» в области балета. Скажу честно: выбирают всегда трудно, в жарких и длительных спорах. Порой приходится присуждать премию в одной номинации сразу двум претендентам, поскольку мнения жюри разделяются буквально поровну…

Ну а что до седьмой номинации, то судьбу «Приза зрительских симпатий» определяют зрители Гала. В этом году мы немного изменили процедуру голосования, и вместо билетов зрители будут опускать в специальную урну бюллетени. Надеемся, это поможет несколько упорядочить процесс, поскольку даже в огромном холле БКЗ «Октябрьский» многим было сложно найти бокс с именем полюбившегося танцовщика или балерины – ведь претендентов всегда от 20 до 30 человек.

На фестиваль «Встречи в России» из-за политической ситуации отказались приезжать некоторые участники. У вас не было подобных ситуаций? Должно ли вообще искусство оглядываться на политику?

Безусловно, политическую ситуацию, сложившуюся сейчас в мире, невозможно игнорировать. Однако к нашему большому счастью ни один из участников не отказался приехать к нам на фестиваль. А это значит, что искусство в целом – и искусство балета в частности – по-прежнему является объединяющей силой.

На пресс-конференции 4 марта Тед Брандсен, отвечая на подобный вопрос, сказал, что для его труппы – честь начать историю гастролей в России именно с Петербурга, с колыбели школы классического русского балета. В самый разгар политического противостояния мистер Брандсен сообщил, что он будет рад, если именно его труппа сможет вновь наладить тот мост, который преодолеет непонимание и поможет снизить напряженность. В труппе Dutch National – около 80 танцоров из более чем 30 стран. Это ли не образец гармонии и мира?

Более того, на мастер-классы в этом году приезжают студенты из 12 стран. Это дети от 12 до 18 лет, с педагогами и родителями. Никто свою поездку не отменил. И поверьте, эта многоязыкая толпа юных студентов, одинаково старающихся в классах, одинаково волнующихся перед выступлением на ученическом концерте, более чем что-либо другое убеждает, что все люди едины – если они стремятся к общей цели и если они открыты миру.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Популярное в сети:

Loading...

Лента новостей
Юлмарт
Главное

В Петербурге капитально отремонтируют две набережные

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

Набережную реки Малой Невы в районе стадиона «Петровский» и набережную реки Мойки у Конюшенного ведомства ждёт ремонт. В первом случае ситуация осложняется тем, что объект ещё не передан на содержание городским ведомствам, во втором – необходимость одновременно реконструировать само Конюшенное…

Мар 24 2017 / Комментариев нет

В аэропорту Пулково изменятся условия работы автостоянки

фото предоставлено компанией ВВСС

С 1 апреля изменятся условия использования парковочного комплекса в аэропорту Пулково. В зонах краткосрочной парковки отменяется бесплатное время, при этом снижается минимальный часовой тариф и стоимость долгосрочной аренды парковочных мест.…

Мар 24 2017 / Комментариев нет

Интервью и Диалоги

Голосовой терапевт: Уши у меня очень большие, мне довольно сложно бывает с людьми

фото с сайта: pixabay.com

В современном мире существует огромное количество видов психологической помощи и лечения. Об одной из самых неизвестных и необычных, а именно о голосовой терапии, рассказала «Диалогу» – музыкант, психолог, вокальный и гештальт-терапевт Ольга Плистик. Наш корреспондент поговорил с ней о задачах…

Мар 24 2017 / Комментариев нет

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

(c) ООО "Медиа-Диалог", 2010-2014
Интервью Агентство “Диалог” зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77–41980 от 17 сентября 2010 года