В наши дни изделиями из вторсырья уже никого не удивишь: люди давно поняли, что перерабатывать мусор не только полезно для планеты, но и выгодно. Сегодня из вторичного сырья изготавливают одежду, строительные материалы, игрушки, упаковку и многое другое. Однако масштаб засорения природы отходами деятельности человека все равно пугает. К счастью, находятся активные граждане, которые придумывают новые способы использования мусора и делают из них полезные и функциональные вещи. Речь идет об уличной мебели, которую производят из переработанного пластика и песка: найти такие скамейки можно даже в Шуваловском парке. А всё потому, что делает это и развивает бизнес по их производству житель МО Парголово Антон Кретов.
Мы встретились с Антоном Кретовым на производстве, где создается та самая мебель из прогрессивного экоматериала. Сам Антон шутит, что на производстве настолько экологично, что по соседству с работниками живут ласточки. Это действительно так: их гнездо расположилось прямо над входом в цех. И пока мы говорили об экологии, стандартах на ландшафтные проекты и будущем, птицы кружили над нашими головами.
— Расскажите немного о себе и о том, как вы пришли к тому, чтобы заниматься производством экомебели?
— Я, можно сказать, локомотив или основной «двигатель» команды «Экозавод». Занимаюсь этим на добровольных началах, так как у меня есть основная работа. А пришёл я к этой деятельности потому, что очень давно хотел заняться чем-то полезным и важным в разрезе экологии и сохранения дальнейшего будущего для своего ребёнка и для людей вообще. Мне всегда хотелось делать что-то полезное, нужное − и вот я нашёл вид деятельности, который это позволяет.
— Что именно вы создаёте?
— В основном это уличная мебель: парковые диваны, лавочки, беседки, урны и другие вещи. В целом, мы можем создать всё, что вы можете придумать. Всё зависит от того, насколько творческий подход у заказчика. У нас есть стандартные заготовки: балки, боковины, полимерные «доски». Из этих составляющих можно собрать почти всё, что угодно, начиная от скамеек, а заканчивая кашпо, грядками, заборами и так далее. Всё это полностью сделано из полимер-песчаника: ламели, ножки и так далее. В экодиване, например, из инородного в сборке − только оцинкованные саморезы. Они не ржавеют, а значит, ничего с мебелью не случится. Кстати, такой диван весит порядка 230 килограммов, что делает его антивандальным, потому что его просто никуда не утащишь. Именно такие диваны мы недавно установили у нас в Шуваловском парке.
— А расскажите про сам материал: в чём его уникальность и плюсы?
— Это смесь речного песка и полимеров. Его плюсы в том, что изделия из него прочные, как камень: одна рейка выдерживает вес более 80 кг и не гнется. Изделия из полимер-песчаника на 100% защищены от гниения, так как материал устойчив к влаге и любым погодным условиям, выдерживают температуру до минус 60 градусов. Мы не добавляем в них химикаты и даже красим безоксидными составами.
— А где берёте вторичное сырье?
— Что-то закупаем, с кем-то договариваемся, и нам привозят. Вот, например, целая тонна крышек от бутылок: их собирали в школах и в других организациях, а потом привезли нам. Вот измельчённые пластиковые ящики из магазинов. Кому-то мы можем сделать лавочку, а они для нас собирают вторсырье: так мы договариваемся со школами. С приютами для животных сотрудничаем, стараемся делать добрые дела.
— Что вы дальше делаете с пластиком и песком?
— Мы делаем замес. Смешиваем в определённых пропорциях песок и измельченный пластик. У нас здесь есть промышленный миксер, в котором мы это делаем и добавляем пигмент. Затем масса проходит через специальный пресс. Грубо говоря, это горячая смесь, близкая по консистенции к тесту: из неё мы делаем заготовки определенной формы. Только мы смешиваем не муку, яйца и сахар, а песок, крышки и пленку. Когда масса выходит из-под пресса, мы её немного обрабатываем и красим, затем обрезаем. Естественно, всё безотходно: обрезанные части и бракованные детали сразу перерабатываются, у нас полностью замкнутый цикл производства.
— Много ли людей у вас занято?
— В зависимости от загрузки: может работать пара человек, а могут пять. Наши сотрудники, как и я, трудятся на энтузиазме, предприятие на данный момент скорее идейное. Когда заказов много, выходим, бывает, даже в ночь.
— Кто ваши клиенты?
— Обычно это частные домохозяйства, которые хотят что-то в единичном экземпляре. Для «частников» мы создаём диваны на дачу, скамейки, обрамление грядок, можем сделать что-то эксклюзивное по индивидуальному проекту. Есть заказы и от бюджетных организаций. Хотелось бы, чтобы их стало больше, чтобы мы вышли на производство продукции большими партиями − на так называемую «экономику объема».
Вечная жизнь пластика. Как в Петербурге перерабатывают полиэтиленовые пакеты
— Что вам в этом мешает?
— То, что наша продукция, изделия из полимерно-песчаного композита, не участвует в основных тендерах. Существуют стандарты для продукции, которая может быть заказана на конкурсных процедурах: обычно это должны быть вещи из металла и дерева − например, скамейки или урны. А наша продукция просто не рассматривается из-за этих требований. Поэтому нам почти невозможно выйти на уровень оборудования парка или общественной зоны в городе. Но, надеюсь, ситуация изменится, и нас начнут замечать. К тому же наши изделия имеют огромные преимущества: они долговечные и износостойкие, а главное − экологичные.
— Но, кажется, ситуация уже меняется…
— В Москве – да, на юге России тоже чаще стали использовать полимер-песчаник. У нас, кстати, есть заказы и из других городов, мы отправляем некоторые вещи в другие регионы.
— А что ещё можно создавать из этого материала?
— Всё зависит только от фантазии: при творческом подходе из заготовок можно сделать почти все, что угодно. Мы можем быть ограничены только габаритами. Привычнее всего, конечно, собирать мебель, но из полимер-песчаника получится и отличная детская площадка или даже «лежачий полицейский».
— Удивительно, что всё это можно сделать из вторсырья…
— Да, и ещё более удивительно − что, когда люди это видят, они понимают, зачем нужно сортировать мусор; почему пластик нужно сдавать, куда впоследствии он идёт. Это очень полезная просветительская функция. Многие думают, что мусор проще сжечь, но это вредит нашей планете. Обилие свалок и огромное количество пластиковых отходов больше нельзя игнорировать. Поэтому мы рады создавать что-то полезное, с радостью проводим экскурсии на производство, к нам приезжают школьники, узнают больше о переработке. Я считаю, что это правильно – приучать к этому детей, чтобы наше будущее было более экологичным.
Беседовал Роман Деренский / ИА «Диалог»