«Место силы». «Классика на Дворцовой» собрала 350 тысяч зрителей
31 мая 2025 | 21:39| КультураВечером 30 мая на Дворцовой площади состоялся самый главный и самый любимый академический open-air Петербурга. Он собрал гигантское число зрителей – 350 тысяч, по оценкам Смольного – и стал настоящей кульминацией мероприятий, посвящённых дню рождения Петербурга.

«Идеальные условия»
Концерту повезло с погодой: было нежарко, но обошлось без дождя: он прошёл в Петербурге только утром. Это явно способствовало и посещаемости, и хорошему настроению.
«Дворцовая площадь – это лучшая сцена, с лучшей акустикой в мире! Выступая здесь, чувствуешь, что это «место силы», и это всё время подпитывает и заряжает», – поделился дирижёр Артём Абашев.
Всего на сцене, по словам организаторов, было 380 артистов: Концертный хор Санкт-Петербурга, Академический симфонический оркестр Государственной Филармонии, семь танцевальных коллективов, среди которых были и танцоры на колясках — вот одно тепло принятое новшество! Забегая вперёд, скажем, что в композициях «нестандартных» жанров на сцену выходили и другие музыканты, внесшие не меньший вклад в звучание. В списке звёзд было девять певцов, в том числе одно знакомое по 2023 году имя: Нина Минасян, Армения, сопрано. Другие приглашённые солисты опять из самых разных краев, вплоть до ЮАР: эту страну представлял тенор Саннибой Дладла, которого сразу начали спрашивать о самой сложной композиции в его исполнении, арии Тонио из оперы Доницетти «Дочь полка». В этой песне есть аж девять верхних нот «до» (к счастью для певца, не подряд, а по две, плюс одна в финале), но африканец не стушевался ни во время беседы, ни тогда, когда пришлось показать мастерство на сцене. Это выяснилось совсем скоро, так как этот номер оказался в самом начале концерта.
«Ария эта непростая, потому что герой любит свою Мари, хочет на ней жениться, и поэтому не жалеет сил, чтобы показать себя в лучшем свете. Исполнить девять верхних нот «до» – это запредельно, но с хорошо тренированным голосом вполне возможно. К тому же здесь идеальные условия – прохладно, но это лучше, чем жара; зато высокая влажность, и это смягчает голосовые связки. Кстати, я впервые в Петербурге, и для меня великая честь здесь выступать! К сожалению, у меня здесь всего два дня, и я был занят на репетициях, но я успел по-быстрому посмотреть город: меня поразила его красота и история, он абсолютно невероятный», – рассказал певец.
Балканский исполнитель Раме Лахай – тоже, кстати, тенор – тоже поделился впечатлениями от города.
«В России мне всегда нравилась аудитория – и то, как она любит искусство. Я уже не впервые в стране – с 2016 по 2021 годы я много пел в Большом театре – но в Петербурге я впервые. Зная, какой это прекрасный город, я заложил один лишний день после концерта, чтобы изучить город. Я сам как продюсер, организатор фестивалей, могу оценить и сцену, эту огромную сцену, и все усилия, затраченные на организацию, и то, что сверху – оттуда, где мы будем петь – видна вся прекрасная архитектура Дворцовой площади», – сказал он.
В прошлые годы, отметим, каждый «экзотический» исполнитель приносил собственный номер, по возможности представляя свою страну. В этот раз это сделал только Раме Лахай с албанской народной песней Bishtalecat Pale Pale.
Мы будем петь теперь по-новому
«Классике на Дворцовой» – уже тринадцать лет: казалось бы, придумывать что-то новое с таким багажом уже очень сложно. Организаторы, тем не менее, признаются, что желают именно это делать постоянно… и, судя по тому, каким оказался этот концерт, им это удаётся.

«Каждый раз хочется сделать всё ещё интереснее, мощнее и театральнее. Мы хотим, чтобы у нас был не гала-концерт в классическом понимании этого слова, а настоящий спектакль, состоящий из отдельных составляющих, каждая из которых передаёт особые краски и эмоции. Наш Петербург – город и традиций, и самых разных новаций. В этом году «Классика», с одной стороны, традиционна – это, как всегда, классический репертуар – но дальше мы через оперетты, сарсуэлы и неаполитанские песни переходим в эстраду. У нас потрясающий состав исполнителей, и всё это в мультимедийных декорациях, каждый номер – это мини-спектакль. Хотелось бы особенно отметить, что у нас в этом году необыкновенный состав балетных коллективов самой разной направленности: это и характерные танцы, и хип-хоп, и классика, конечно, и латиноамериканские танцы. Весь концерт – это калейдоскоп различных красок, времён, языков, на которых мы поём… ну и, конечно, это всё в декорациях Дворцовой площади: для нас это особая и гордость, и ответственность. Это очень сложный проект и с технической, и с логистической, и с художественной точки зрения – но наш город этого достоин», – рассказала режиссёр-постановщик и продюсер проекта Екатерина Галанова.
Как практически сразу стало ясно из «сетлиста» концерта, изменилось, на самом деле, многое. Отметим, что на этот раз практически не было оперных «стандартов», которые звучали на прошлых «Классиках» не по одному разу: репертуар изрядно обновился, повернувшись в сторону редкостей. Это тоже нельзя не одобрить, потому что «Классика» – не концерт Deep Purple, где обязательно должна прозвучать “Smoke on the Water” (которая на третий-четвёртый раз доводит практически любого слушателя до бешенства), а закрома академического репертуара неистощимы. Правда, был один «стандарт из стандартов», который раньше почему-то с этой сцены не звучал – или это было так давно, что уже забылось: сопрано Ольга Пудова представила знаменитую каватину “Casta Diva” из оперы «Норма» Винченцо Беллини, которая раньше в чьём только исполнении не звучала (за неё брался даже Филипп Киркоров, да простится нам его упоминание в таком ряду). Это можно счесть реверансом в адрес Мариинского театра, который как раз 22 мая представил свою премьеру «Нормы», не пожалев усилий ни на её постановку (впервые за сто с лишним лет), ни на раскрутку.
Пусть расцветают сто цветов
Что ещё было нового? Исполнители (и организаторы) активно осваивали ранее не замеченный на «Классике» популярный формат «трёх теноров»: сначала ими были Саннибой Дладла, Раме Лахай и Алихан Зейнолла, затем последнего сменил Алексей Данилов. В таком формате исполнили кряду аж три композиции — дело необычное, потому что обычно один исполнитель не задерживается на сцене даже на два номера подряд, а уходит за кулисы, чтобы отдохнуть и, возможно, сменить наряд (особенно если речь идёт о девушках). И аккурат перед третьей композицией, неаполитанской Il Canto, звучание внезапно изменилось, намекая на грядущую пересменку в репертуаре: появилась совсем не академическая ритм-секция…

… Пожалуй, только зрители, давно уже переставшие следить за «Классикой», не знали, что активное жанровое смешение, которым несколько лет подряд увлекаются организаторы концерта, уже прочно привело его на территорию рока (пока ещё не металла — но это, вероятно, дело поправимое). Как в прошлые годы итальянский тенор Витторио Григоло примерял на себя образ Фредди Меркьюри, так и на этот раз всё тот же Алексей Данилов, ставший, пожалуй, главной звездой вечера (по крайней мере, среди мужчин-солистов), перевоплотился вовсе даже в Клауса Майне – правда, без фирменной фуражки. Под занавес концерта он исполнил, чисто и без акцента, один из главных хитов рок-дискотек прошлых лет: самую, пожалуй, слезоточивую – в хорошем смысле – песню Scorpions, “Still Loving You”. Гитарист Владимир Кирасиров и нарочито безымянные, скрытые где-то сбоку и позади оркестра басист и барабанщик (их можно было видеть только мельком на экранах да в трансляции) обеспечили вполне достойный аккомпанемент – жаль только, номер этот был единственным в своём роде.
А завершилось всё – тоже уже традиционно – композицией более легковесной, но тоже далёкой от академического стандарта: “Sarà perché ti amo” из репертуара итальянской группы “Ricchi e Poveri”. Окончание не самое энергичное, но зато заряжающее солнечной энергией из далёких времён фестиваля в Сан-Ремо 1981 года. Это тоже классика, пусть и своего рода.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»