В пятницу, 24 января, на улице Жукова, по соседству с ТЭЦ-17, открылся новый технологичный объект – электрохаб «Выборгский». Здесь могут заряжаться – и уже заряжаются – одновременно до полусотни электромобилей самых разных видов: от самых малых легковушек до грузовиков и спецтехники.
«Это уникальный объект – уникальный по количеству зарядных станций, собранных в одной точке – с коннекторами для зарядки всех типов электротранспорта, в том числе и грузового, что его тоже особенно отличает от остальных. Кроме того, здесь – единственное место в городе, где присутствуют станции 240 киловатт, самые мощные на сегодня у нас. Электрохаб «Выборгский» может обслуживать до 50 автомобилей одновременно. Такой вот флагманский хаб: мы очень старались его построить, нам удалось сформировать очень хорошую, эффективную команду единомышленников и людей, нацеленных на развитие электротранспорта в Петербурге – и благодаря подрядным организациям удалось реализовать все наши идеи и технические решения. Благодарю всех за проделанную работу, а присутствующих – за то, что уделили внимание нашему проекту», – заявил генеральный директор компании «Электрохаб» Павел Дербенцев.
Первый подобный объект – «Первомайский» – был запущен в 2023 году. Он находится у дороги на Турухтанные острова, имеет 10 зарядных устройств с 30 портами и рассчитан на 29 автомобилей. Новый объект превосходит его по численным показателям почти вдвое: зарядных устройств – 19, портов – 56, машиномест – 44. Совокупная мощность у них – 1,2 и 3 мегаватта соответственно. В будущем планируется, по словам Павла Дербенцева, открывать по одному такому пункту в год. Следующий – «Правобережный» – должен появиться на Октябрьской набережной, и его должны оснастить уже 24 зарядными устройствами на 72 транспортных средства; столько же будет и машиномест, так что количество одновременно подключаемых автомобилей будет существенно больше. Аналогичные объекты строятся и в Москве.
«Для любого мегаполиса – а особенно для такого северного, как Петербург – вопросы экологии, конечно же, стоят на первом месте. Не секрет, что одним из загрязнителей любого мегаполиса является автомобильный транспорт, поэтому правительство города совместно с инвесторами уделяет особое внимание развитию экологических вопросов. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют более 350 публичных электрозарядных станций; важно отметить, что ещё год назад этих станций было в полтора раза меньше, то есть около 200. То есть мы видим, насколько востребована данная инфраструктура. Важно отметить высочайший уровень комфорта и безопасности объекта. Хочу подчеркнуть, что это не только очередной инженерный объект, объект энергетической инфраструктуры и транспорта, но и место притяжения автолюбителей нашего города. Важно отметить, что одновременно может производиться зарядка более 40 автомобилей. Также нужно подчеркнуть, что среди представленных электрозарядных станций есть и те, что произведены в Санкт-Петербурге», – сказал заместитель председателя комитета по энергетике Роман Балуев.
А насколько вообще востребована такая услуга? Во время открытия машины приезжали и уезжали постоянно, но это может и не быть репрезентативным показателем. Однако Роман Балуев привёл цифры: по его словам, в Петербурге насчитывается порядка четырёх с половиной тысяч электромобилей и примерно такое же количество «гибридов», которые также требуют подзарядки. Для города, в котором более 5 миллионов жителей – и сравнимое число автомобилей – цифра вроде небольшая, но она постоянно растёт.
«Поэтому правительство города считает важным создание зарядной инфраструктуры опережающими темпами. В рамках нашей совместной работы с Минпромторгом и министерством энергетики Российской Федерации в 2023-2024 году мы предоставили субсидии для инвесторов по созданию 106 электрозарядных станций. То есть из бюджета Санкт-Петербурга и федерального правительства были выделены средства на компенсацию части затрат по подключению к энергетической инфраструктуре и непосредственно установку и создание электрозарядных станций. Конечно, мы планируем продолжить эту работу и в 2025 году, учитывая востребованность данной инфраструктуры для жителей и гостей нашего города – и, конечно, корпоративных клиентов: в первую очередь я говорю о таксопарках», – добавил чиновник.
По словам зампреда комитета по энергетике, предприятия инженерно-энергетического комплекса Петербурга – например, ГУП «ТЭК» и ГУП «Водоканал» – уже используют в своей работе электротранспорт. Разумеется, он тоже сможет пользоваться этим зарядным узлом.
«Прежде всего, я хотел бы поздравить тех, кто причастен к постройке этой замечательной станции: для строителя очень важный этап – это сдача объекта, и сегодня это как раз происходит. Во-вторых, я хочу поздравить «Электрохаб» и пожелать – как принято у нас в энергетике – безаварийной работы, а также большого коэффициента использования установленной мощности. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество – ведь нам с вами дальше работать, поэтому – в добрый путь!» – подчеркнул руководитель Выборгской ТЭЦ (ТЭЦ-17) Юрий Столяров. Это предприятие поставляет энергию новому объекту, который находится совсем рядом с ним.
На зарядной станции нет постоянного персонала, все операции водители производят самостоятельно при помощи приложения для смартфона. Нужно отметить, что при энергетическом узле есть крытое помещение для отдыха (и обогрева) водителей во время зарядки. Оно также будет работать в автоматическом режиме.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»